Неправильные Инь и Ян. Часть I - Солнце никогда не заходит над горой

Это символ Инь-Ян, один из самых популярных элементов дальневосточной философии, олицетворяющий изначальное разделение двух противоположных качеств.

Символ стал настолько популярен, что даже появился на флаге целой страны — Южной Кореи.

Его существование должно отражать глубоко укоренившиеся в корейском обществе традиции конфуцианства, буддизма и даосизма. Однако мне кажется, что связь с Южной Кореей придала ему новый, даже иронический смысл. В конце концов, на протяжении почти столетия сам полуостров был разделён надвое, подобно метафорическому противоречию «чёрного» и «белого".

По крайней мере с эстетической точки зрения это выглядит интересно.

Более того, это, похоже, соответствует коннотациям: Республика Корея (называющая себя Республикой Корея) ориентирована на «западный» образ жизни, может похвастаться высокими технологиями, союзом с США, парламентской системой правления и значительными экономическими успехами. Корейская Народно-Демократическая Республика (называющая себя Корейской Народной Республикой) — очень закрытое и самобытное государство, в целом наследующее риторику стран советского блока.

Это настоящий инь и ян! Непонятная, изолированная группа, полная ужасных историй, контрастирует с открытой, высокоразвитой страной, на фоне которой развивается подавляющее большинство мира. Факты частично подтверждают эту точку зрения, и она широко распространена.

Но здесь есть много «но». На мой взгляд, Северная и Южная Корея действительно философские противоположности, но их противостояние гораздо более мрачное и извращённое, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы пролить свет на эту тему, лучше всего обратиться к истории этих территорий и особенностям их формирования и существования.

А начать надо с их праотца

Или, точнее, от предков, которых на Корейском полуострове немало. Согласно мифологии, первым корейским государством был Кочосон, основанный сыном небесного бога Тангуна, спустившимся со священного вулкана Пэктусан в 2333 году до нашей эры (по нашему календарю). Он женился на медведице, которая впоследствии превратилась в прекрасную женщину, правившую Кореей более тысячи лет.

Эта история может показаться кому-то забавной и даже занимательной, но она не имеет никакого отношения к реальности. На самом деле, Корейский полуостров только начал переход к зрелому аграрному обществу четыре-пять тысяч лет назад. А настоящая древняя Корея, образовавшаяся как союз племён в IV веке до н э., ещё не была государством.

Вот примерно и всё (конечно, границы условны)

Миф о Тангуне – один из факторов, сформировавших корейскую идентичность, в частности, влияние Китая. Во II веке до н э древнекорейские племена были разгромлены империей Хань, которая частично захватила северную часть Корейского полуострова и положила начало действительно серьёзному процессу.

Местные элиты создавали свои королевства по китайскому образцу, отчасти опираясь на легенды о древних монархах-основателях. В Китае это был Жёлтый император; в Корее – его брат, чьё наследие было схоже с китайским. Японцы также заимствовали и адаптировали подобные мифы.

Во-первых, этот факт свидетельствует о сильной тяге Корейского полуострова к Китаю. Начиная с первых веков нашей эры, Корейский полуостров постепенно вырабатывал форму, которая – от архитектуры до титула правителя и социальной структуры – соответствовала образу жизни его гигантского соседа.

Это были — Когурё, Пэкче и Силла (и несколько более мелких государств), затем — только Силла с 660-х годов по 935 год, затем — Корё (935-1392).

Прозвище «Корея» происходит от последнего, поскольку в то время страна была известна Европе и Ближнему Востоку только благодаря мореплавателям и Монгольской империи. Конечно, название Кореи совершенно другое — либо «Чосон» (древнее и легендарное), либо «Корея/Дэхан», происходящее от «Республика Тэхан», которая относится к союзу трёх полуостровных племён (самхан), которые легли в основу королевств Когурё, Силла и Пэкче.

Несмотря на это, в этой стране постепенно формируется сообщество по образцу Китая, в основе которого лежит конфуцианская система.

Здесь есть некоторые нюансы. Например, в то время как буддизм процветал в эпоху Корё, пришедшая ему на смену династия Чосон (1392–1897) полностью и безоговорочно приняла неоконфуцианство, которое проповедовало патриархат, жёстко иерархическое общество и стабильную вертикальную структуру власти.

В то же время Корея и её предшественники были одними из самых развитых и цивилизованных государств своего времени. Даже китайские интеллектуалы времен династий Сун (X–XIII вв.) и Мин (XIV–XVII вв.) считали эти небольшие государства близкими друзьями, а не варварами. Неудивительно, что Корея и Китай поддерживали тесные отношения, выступая одновременно и вассальными, и сюзеренскими государствами на протяжении всей истории.

Таким образом, как и китайцы, корейцы также уникальны в своих изобретениях и культуре. Примечательно, что первый корабль в форме броненосца (корабль-черепаха) и первая реактивная система залпового огня (поезд) были изобретены во времена династии Чосон в XV–XVI веках

С 1592 по 1598 год Корейский полуостров успешно использовал черепаховые суда и лодки-вагоны для отражения японского вторжения

Это образцы живописи и архитектуры династии Чосон, схожие с китайскими

Но Восточная Азия — это явно не Западная Европа. Её высокий уровень государственности, культуры и технологий не способствовал возникновению Просвещения, промышленной революции, рационализма и так далее. Неоконфуцианство действует совершенно иначе, а общества региона консервативны, иерархичны и крайне замкнуты.

Им не нужно было пересекать океаны, чтобы максимально эффективно эксплуатировать скудные ресурсы, как это делали британцы, голландцы и португальцы. Конкуренция существовала на всех уровнях. Здесь они приняли принципиально иные ценности, которые казались современным европейцам архаичными и чуждыми.

Неясно, как долго Корея и её «родственники» в цивилизационном пространстве смогли бы просуществовать без западного вмешательства в XIX веке. Опиумные войны унизили Китай, превратили Японию в ярого приверженца всего европейского и, в конечном итоге, привели к полному политическому краху Корейского полуострова.

Приход могущественных держав доказал, что традиционные общества часто распадаются, разрушая вековые традиции и порядок. Однако южнокорейские власти долгое время отрицали это. В частности, король-регент Ли Хан Ын, фактически правивший Кореей в последние десятилетия XIX века, пытался сохранить изоляционизм, но его усилия оказались тщетными. Во время Корейской войны 1894–1895 годов западные японцы вынудили Корею войти в состав страны.

Ли Ха Ын, титул - Дэвонгун (1820-1898)

Сын Тэвонгуна, Кочжон, боролся за власть с его женой, королевой Мин, которая даже пыталась спасти Корею от японской агрессии и передать её под покровительство Российской империи. В конечном итоге это оказалось безуспешным, хотя некоторые реформы всё же были проведены в 1890-х годах и начале XX века. Кочжон даже провозгласил себя «императором» и называл Корею «императором".

И на нем была красивая форма, вот и все.

Все это было лишь дымовой завесой — в новую эпоху Северная Корея стала полным «лузером», бедной и слабой по сравнению со своими соседями и основными игроками того времени.

Вот как выглядел Сеул в начале XX века. Честно говоря, это был далеко не рай на земле.

Выбор стоял лишь между формами подчинения — либо России, либо Японии. Гибель Кореи была уже предрешена. После мирного договора 1905 года между Санкт-Петербургом и Токио в Портсмуте Корея стала японским протекторатом, а с 1910 года — чистой имперской колонией, лишённой какой-либо возможности независимости.

С тех пор Корея пыталась японизироваться (корейцы даже меняли свои имена с родных на «правильные») и уничтожить свою древнюю самобытность, но успех этой попытки спорен.

Однако, несмотря на дискриминацию и ассимиляцию корейской культуры, в богатой полезными ископаемыми горной северной части полуострова, находившейся под властью Японии, была создана некоторая промышленность, а продолжительность и качество жизни значительно улучшились.

Корея была частью Японской империи. Ещё одно фото — Генерал-губернаторство Кореи

В целом, в этом периоде были свои интересные моменты, даже если все корейцы сейчас считают его безусловно злом (что логично, поскольку никакое развитие не могло устранить попытки уничтожения народной культуры, тем более что Японии она была нужна не для всеобщего блага, а для финансирования своей экспансии). Но в августе 1945 года, 6, 8 и 9 августа, амбиции Токио, достигнутые благодаря советским войскам и новейшим американским бомбам, были окончательно разрушены.

После поражения в Маньчжурии война в Азии завершилась 2 сентября 1945 года. Однако Корейский полуостров остался практически нетронутым и остаётся таковым по сей день. После упадка и окончания колониальной эпохи Корейский полуостров оказался полностью маргинализированным, и ни Советский Союз, ни Соединённые Штаты не знали, как на это реагировать.

С одной стороны, казалось, существовало местное правительство в изгнании, и теоретически корейский народ должен был сам решать свою судьбу, но это не было выгодно ни одной из сторон. В реальности война с Японией должна была продлиться гораздо дольше, а Корейский полуостров должен был быть захвачен в ожесточённых боях. Северная часть Корейского полуострова находилась в зоне советских военных действий, а южная – в зоне военных действий США.

Но противник сдался ещё быстрее, и зона боевых действий стала оккупированной. Речь Фултона и другие события, последовавшие за этим, усилили опасения народа по поводу потери половины своей территории, поскольку будущее единой нации оставалось неопределённым. В результате были сформированы два альтернативных правительства: просоветское («коммунистическое») и «либеральное» (антилевое диктаторское), и, казалось, все были счастливы.

На самом деле всё было не так — недовольны были сами северокорейцы, ведь их мнения никто не спрашивал, да и зачем? Результатом стала ужасная и кровопролитная Корейская война 1950–1953 годов, которую вели «силы ООН» (на самом деле американские солдаты) и солдаты Мао Цзэдуна при поддержке советской авиации и тыловых войск.

Это одна из самых ужасающих сцен конфликта, унесшего жизни более двух миллионов человек, включая мирных жителей Южной Кореи всех возрастов

Результатом стала суровая новая реальность: создание Северной Кореи (и южной части, временно оккупированной бандитами) и Южной Кореи (и северной части, временно оккупированной бандитами).

Поговорим отдельно о Чосоне (то бишь о КНДР)

Как всё начиналось? Товарищ Сталин и Коммунистическая партия Китая долгое время приветствовали лояльных корейских партизан. Поскольку партизанское движение в Корее, находившейся под контролем Японии, было слабым, им требовалась помощь опытных товарищей. Партизанское движение было настолько слабым, что оно в основном базировалось не на самом Корейском полуострове, а в Маньчжурии — обширном, холодном регионе с высокими горами и хвойными лесами.

Там воевал молодой партизан Ким Сон Чжу, сын простого сельского учителя из деревни недалеко от Пхеньяна. Его отряд был небольшим и сотрудничал с китайскими войсками в борьбе с японцами и их пособниками из Маньчжоу-Го до 1941 года, когда им пришлось переправиться через Амур и попасть в советское окружение.

Ким Сон Чжу жил под Хабаровском, где командовал батальоном, состоявшим преимущественно из этнических корейцев. Он участвовал в военных учениях как на родине, так и в Маньчжурии, а с 1944 года участвовал в подготовке учебных высадок китайских и северокорейских истребителей, призванных ослабить японскую оборону на определённых участках.

Тем временем личная жизнь молодого человека налаживалась — крепчал его брак с партизанкой Ким Чен Сук, и у них родился сын, которого, по советскому обычаю того времени, назвали Юрием Ильсеновичем Кимом.

Советское командование изначально полагало, что Ким Сын Чжу (он же Ким Ир Сен), командующий крупнейшей просоветской корейской группировкой, станет главной силой, ответственной за разгром японских войск на Корейском полуострове. Однако реальность оказалась гораздо проще: без единой высадки вражеские силы на острове были полностью разгромлены в течение месяца. Войска Ким Ир Сена не участвовали ни в одном сражении Маньчжурской кампании.

Однако после советской оккупации Северной Кореи он и его люди были отправлены туда в качестве будущих лидеров. Как и в Восточной Европе, Москва внимательно следила за установлением правильной системы в Северной Корее, особенно после того, как американцы на Юге сформировали опытное корейское правительство в изгнании и его ключевую фигуру, «либерального» политика старой школы Ли Сын Мана.

Таким образом, Сталин подготовил необходимые условия для установления северокорейского режима. Ким Ир Сен был избран лидером Корейской Народно-Демократической Республики.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Летом 1946 года была создана Трудовая партия Кореи, ставшая единственной политической силой в зоне советского контроля.

На картине изображен Первый съезд Трудовой партии Кореи, состоявшийся 28 августа 1946 года. Ким Ир Сен находится в центре, по бокам от него — портреты его главных покровителей.

Что ж, дальнейшее развитие событий было очевидным. В сентябре 1948 года, в ответ на создание Республики Корея сеульскими сановниками, такими как Ли Сын Ман, с одобрения сильных мира сего была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика, которая сразу же продемонстрировала неожиданный суверенитет. Ким Ир Сен настоял на помощи Сталина и Мао Цзэдуна в своей южной экспедиции, но эта экспедиция долгое время была безуспешной, и даже если бы она увенчалась успехом, закончилась бы плачевно.

Если не брать во внимание тот факт, что Северная Корея пережила разруху и массовую гибель людей не в 1940-х годах, а гораздо позже, то в целом она прошла тот же путь, что и все страны Восточного блока: восстановление после разрухи, укрепление Трудовой партии после войны, переход к плановой экономике, индустриализация и коллективизация (даже с собственным небольшим голодом), установление жесткой однопартийной системы и подражание Советскому Союзу.

Это становится очевидным при взгляде на северокорейскую эстетику — идентичные плакаты, копии Останкинской телебашни и московского метро, стилистика использованных памятников, городская застройка и т д.

Конечно, он также опирается на идеологическую риторику об империализме, революции, социализме и так далее. Так чем же это отличается от другой популярной демократической риторики? Различий много.

В некоторых отношениях Северная Корея ближе к Албании, например, в том, что Албания довела некоторые советские практики до более абсурдного уровня (например, до радикального атеизма). Ким Ир Сен же поступил более разумно: запретил любое субсидирование сельского хозяйства в колхозах, на что даже Сталин не решился бы. Другими словами, это была полная коллективизация. Но это не самое главное в Северной Корее, хотя и это проявится позже.

Чтобы понять суть, нужно рассмотреть, как развивалась власть самого лидера Ким Ир Сена. Поначалу он был довольно скромным, но отважным партизаном и командиром. В первые годы своего правления он просто копировал советскую политику. Однако чем дальше он продвигался, чем глубже уходил в леса, тем больше набирали силу эти бывшие партизаны.

Во-первых, чистка оппозиции внутри Трудовой партии была понятна, но она задала тон. Во-вторых, война с ненавистной Южной Кореей и США была поистине ужасной и травмирующей для молодой республики. Целые города были полностью разрушены, десятая часть населения погибла — это не шутка.

Именно на этом фоне разворачивались странные события. Прежде всего, это был стремительный рост культа личности Ким Ир Сена, который, зародившись в начале 1950-х годов, к 1970-м годам стремительно разросся в сложную систему. И сам лидер, и его сын Ким Юрён (ставший Ким Чен Иром в начале 1960-х годов) стали для северокорейского народа богами, достойными поклонения, поскольку они ступали по этой грешной земле.

Нигде культ личности, осуществляемый по традиционной «сталинской» модели, не был столь мощным и всеобъемлющим, как в Северной Корее. Ни Чаушеску в Румынии (несмотря на его прозвище «Гений Карпат»), ни Ходжа в Албании, ни Тито в Югославии, ни сам Иосиф Джугашвили, ни даже Мао Цзэдун не были объектами столь масштабного и глубоко укоренившегося общественного культа.

Со временем образы отцов и сыновей в эпоху Чосон стали напоминать христианскую иконографию и даже стали стандартом письма.

Вполне логично, что оба товарища похоронены в величественном мавзолее северокорейской семьи — Кымсусанском дворце Солнца, к северо-востоку от Пхеньяна

Дело в том, что даже если культы личности и существовали в других странах (не только просоветских), они давно исчезли или, как в Китае, стали формой легитимации нынешней власти. Но не в Северной Корее, где этот шаблон середины века всё ещё процветает и представляет собой свою наиболее аутентичную форму.

В общем-то, да? Думаю, некоторые люди по каким-то своим причинам считают Северную Корею советской и социалистической страной. Возможно, это связано с их крайними антикоммунистическими взглядами, где Северная Корея — не более чем «кровавое порождение сталинизма», а может быть, с идеалистической ностальгией по советской системе.

Однако обе точки зрения оторваны от реальности. Дело в том, что Северная Корея унаследовала эстетику, экономическую структуру и идеологическую оболочку освободившего её Советского Союза. Иначе как можно было легитимировать власть на арене холодной войны?

Внешность – это одно, но она не всегда отражает суть. Здесь стоит вернуться к началу статьи, где я кратко описал традиционную Корею – «Маленький Китай», оплот неокунг-фу и традиционализма. На протяжении веков её укрепляло общество, склонное к строгой иерархии, сакрализации власти, стремлению к стабильности и полной независимости от внешнего мира.

Представителям несколько иной цивилизационной общности трудно осознать, насколько всё это важно для Восточной Азии. Можно даже подумать, что технологические достижения Европы должны были поколебать эти устои. Но этого не произошло, и Северная Корея — первый пример.

Да, он перенял советские нарративы, методы и достижения, но не смог применить их к основам общества, и, что самое главное, к пониманию власти и порядка. Ким Ир Сен начал создавать то, к чему он и его предки привыкли, — патриархальную монархию во главе с отцом-правителем (отсюда и вездесущие плакаты с изображением вождей и их детей), где главными были не социализм и революция, а изоляция, почтение к начальству и сохранение своего образа жизни любой ценой.

Это также объясняет, почему советизм был быстро вытеснен идеологией чучхе Ким Ир Сена – опорой на собственные силы. Идеология чучхе причудливо соединила марксизм-ленинизм с изоляционизмом и корейским национализмом. Травмы разрушительной войны переплелись с традициями, что привело к этому слиянию. Позднее это привело к появлению политики сонгун – политики военного превосходства.

Более того, правление Ким Ир Сена, при котором история была переписана, чтобы подчеркнуть самодостаточность нации, также является важным моментом. Вопреки первоначальным заявлениям лидера об огромной советской помощи, факты вскоре показали, что северокорейские партизаны были многочисленны и широко распространены по всей Северной Корее. Лидер командовал не батальоном, а целой армией, ведя её на освобождение Кореи от японских захватчиков. Позднее Москва и Пекин также оказывали помощь в борьбе с буржуазией, но, учитывая победы Народной армии, эта помощь была далеко не решающей.

Что думаешь? Это просто произошло. Это было естественно.

Несправедливо обвинять корейцев в том, что они вообще молчат по этому поводу — мемориалы советским солдатам существуют и о них заботятся, но их роль (которая была решающей в 1945 году и была важна также в 1950–1953 годах) совершенно не подчеркивается.

Короче говоря, Ким Ир Сен проводил политику, четко направленную на идеологическую и, по возможности, экономическую и политическую автономию, что напрямую отсылает к процессам, происходившим в странах Восточной Азии с XV по XIX век.

Неудивительно, что народ без каких-либо препятствий принял Ким Чен Ира как будущего главу государства и стал оказывать ему всестороннюю поддержку.

Таким образом, эти двое стали Великим Вождем (в то время Вечным Президентом) и Дорогой Генерал (который, правда, никогда ни с кем не воевал, но это мелочь и не суть титула).

Хотя я не сомневаюсь в таланте Юрия, например, он снимал фильмы. О нём ходит множество легенд, например, о его способности «телепортироваться» (речь идёт о древней даосской практике «сокращения расстояния», которая, как говорят, является заслугой генерала.)

«Народно-Демократическая Республика» стала по-настоящему централизованной монархией, во многом похожей на старую Северную Корею. Вся её основа заложена в корейских традициях.

Чтобы раз и навсегда доказать этот тезис, я должен упомянуть гору Пэктусан. Согласно мифологии, именно отсюда спустился сын небесного бога Тангуна и основал династию Чосон. Гора Пэктусан — реальное место, почитаемое в Северной Корее как священная гора, и место рождения Ким Чен Ира (поскольку официальная северокорейская история отрицает существование партизан под Хабаровском и вместо этого указывает на гору Пэктусан как на место концлагеря, где родился человек, которого, конечно же, не звали Юрий Ильсенович).

сама гора

Это типичный портрет молодого члена семьи Ким, у ног которого сидит будущий любимый генерал.

Корейский полуостров, по всей видимости, изначально почитался предками корейцев, подобно тому, как древние греки почитали гору Олимп, как обитель высшей божественной силы, недостижимой для смертных. Теперь, с приходом новой династии, он обрёл новую жизнь. Даже если это чисто мифический факт, его значение заключается именно в том, что он отражает традиции и наследие предков, неразрывно связанные с духом Кореи и всего региона.

Очевидно, что столь своеобразная страна — конфуцианская монархия, облачённая в атрибуты сталинского советского прошлого — не может не привлекать к себе внимания в наши дни, и не в позитивном ключе. Резкое неприятие Северной Кореей ценностей, привычных для западной цивилизации, в сочетании с её глубокой закрытостью и строжайшей охраной, породило бесчисленные мифы и способствовало демонизации страны.

В конце концов, Северной Кореей по-прежнему правит семья Ким. На фотографии изображён нынешний Великий Вождь Ким Чен Ын и его будущая преемница, дочь Чжу А

Объективно говоря, это крайне авторитарное, милитаристское и относительно бедное общество, что затрудняет его принятие в качестве идеала. Я считаю, что принудительный труд на государственных заводах, недоедание в некоторых районах сельской местности, официальная кастовая система (по месту рождения), десятилетняя военная служба и многочисленные ограничения на передвижение внутри страны вряд ли вызовут большой энтузиазм.

Однако не всё в Северной Корее так плохо, как кажется. Следуя восточноазиатской монархической модели, Северная Корея всегда уважала порядок, науку и образование. Более того, вопреки предположениям заинтересованных сторон и СМИ о её ядерной программе, она не представляет угрозы миру и, напротив, направлена на более или менее сильную изоляцию Северной Кореи (для этого она разработала мощное оружие).

Вот так выглядит Пхеньян и (на последнем фото) столица провинции, Чхонджин. Конечно, мягко говоря, бедновато, особенно за пределами столицы, но, честно говоря, не катастрофично.

Вот современные солдаты Корейской народной армии. Вопреки распространённому мнению, северокорейские вооружённые силы весьма передовые и, несмотря на значительную часть ВВП страны, не застряли в прошлом веке.

Это делает Северную Корею не образцом для подражания, а скорее увлекательным гибридом, пережитком двух эпох: старой Азии и холодной войны. Именно это делает её ценной для мира. Хотя эта уникальность, несомненно, создаёт ей множество проблем: от голода 1990-х годов (спровоцированного прекращением советско-китайской помощи и усугублённого вышеупомянутым запретом на сельскохозяйственные субсидии) до крайней отсталости многих регионов и её крайне сложного положения в геополитических играх.

Конечно, Северная Корея отошла от чисто плановой экономики, появились рынки и теневые предприниматели, известные как «тхонджу» («золотые мастера»), и даже разрешила людям не носить значки с изображениями «вечного президента» и «дорогого генерала». Либерализация затронула и эту заповедную зону. Но Северная Корея остаётся ярким примером страны, которая по сегодняшним меркам весьма своеобразна и, следовательно, во многом неприятна.

Источники:

https://www.rbc.ru/politics/16/10/2006/5703bcd99a7947afa08ca...

https://www.rbc.ru/person/667116aa9a7947df5efb5c8b

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Неправильные Инь и Ян. Часть I - Солнце никогда не заходит над горой.