
У многих наверняка был такой опыт: оценивая произведение искусства, они невольно задумываются: «Что это? Каков был творческий замысел автора? Кто определил, что это шедевр?» В 1910 году произошла весьма интригующая история.
Еще в 1884 году в Париже возникло Общество независимых художников, которое организовывало выставки под лозунгом «Никакого осуждения, никаких наград». Это противовес традиционному Парижскому Салону (ежегодная выставка, проводимая Парижской академией изящных искусств с очень строгим жюри). Он начинался как протест против жестких рамок и консерватизма и со временем превратился в уважаемую площадку для демонстрации современного искусства и творческих экспериментов. Среди участвующих художников — Амедео Модильяни, Анри Матисс, Винсент Ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек, Эдвард Мунк, Марк Шагал, Василий Кандинский, Казимир Малевич и многие другие известные художники.

На 26-м Салоне независимых в Париже (18 марта — 1 мая 1910 года) экспонировалась картина итальянского художника Иоахима-Рафаэля Боронали «Солнце, спящее над Адриатикой». Под именем художника Боронали был опубликован манифест «Школы эксцессивизма». Манифест гласил: «Избыток всего — это сила, единственная сила! Солнце никогда не бывает слишком жарким, небо никогда не бывает слишком зеленым, далекое море никогда не бывает слишком красным, сумерки никогда не бывают слишком темными... Уничтожим бессмысленные музеи! Долой позорную рутину ремесленников, делающих коробки для конфет вместо картин! Не нужно линий, рисунков, ремесла, только ослепительная фантазия и воображение!» Картина была продана, и неизвестный покупатель купил ее за сумму, эквивалентную 1300 долларам по сегодняшним ценам. Работа получила восторженные отзывы критиков и зрителей, но затем произошел неловкий инцидент.

Оказывается, художника Боронали не существует, а его фамилия представляет собой перестановку букв слова «aliboron» — осел. На самом деле картину нарисовал осел с помощью кисти, подвешенной к его хвосту. Автором розыгрыша стал журналист Ролан Доржелес. Доржелес проявлял живой интерес к искусству, но некоторые творческие эксперименты сбивали его с толку. Особенно ему не нравились цветовые пятна без четкой, определенной формы. Он и его друзья, критик и писатель Андре Варно и иллюстратор Жюль Дераки, решили подшутить.

Роланд Дохерес, 1923 г
В то время на Монмартре, священной земле парижской богемы, существовало популярное кабаре под названием «Проворный кролик». Дорхелес тоже любит туда ходить. Владельцем кабаре был Фредерик Жерар, также известный как Папа Фреде.
Обратите внимание: Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки.
У Джерарда был осел по имени Лоло. Чтобы задокументировать розыгрыш, Доржелес даже пригласил адвоката месье Бриона. Название картины взято из картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), давшей название движению импрессионистов. Подготовленный холст раскрашивается двумя цветами, символизирующими небо и землю/воду. После этого к хвосту осла привязывали кисть, которую осел периодически окунал в банку с краской. Хозяин кормил Лоло морковью и табачными листьями, и тот довольно вилял хвостом. В конечном итоге картина была хорошо принята.
Le Lapin Agile, конец 19 века

Фред и Лоло
Когда мошенничество было раскрыто, оно вызвало крупный скандал и было освещено в российских газетах. Илья Репин однажды раскритиковал Салоны Издебского (две передвижные выставки, организованные одесским скульптором В. А. Издебским для пропаганды современного авангардного искусства) как полную неудачу, написав: «Кисть привязали к хвосту осла, палитру и холст положили под хвост осла. Осла кормят вкусной едой: он радостно виляет хвостом, и появляется картина Сезанна». В 1911–1912 годах существовала творческая группа «Ослиный хвост» во главе с художниками Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. «Таблоиды подняли большую шумиху по этому поводу. Теперь мы раскрываем правду. Общественность думает, что мы пишем статьи, основанные на хвосте осла, так давайте станем их хвостом осла».

Репутация независимого салона не сильно пострадала от скандала, и он продолжал существовать еще долгие годы. Доржелес (настоящее имя Раквилл) прожил долгую и яркую жизнь. Родившись в Амьене в 1885 году, он изучал архитектуру в Страсбурге, а затем переехал в Париж, чтобы работать в журналах, а в 1914 году присоединился к пехотному полку в Руане, чтобы участвовать в Первой мировой войне. Свой опыт на фронте он описал в романе «Деревянный крест». Книга Доржелеса была номинирована на Гонкуровскую премию, но он ее так и не выиграл, хотя впоследствии входил в состав жюри. Он также был военным корреспондентом и известен тем, что ввел термин «Странная война» (период Второй мировой войны на Западном фронте, 3 сентября 1939 года — 10 мая 1940 года).
[Мои] Картины Художник Искусство Масляная живопись Длинный пост 4Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Шедевр, написанный ослом.