Отчуждение и протест: причины антиклерикальных настроений среди рабочих Российской империи

Ранее мы уже рассматривали причины неприязни крестьян к духовенству в дореволюционной России. Теперь обратимся к другому социальному слою — промышленным рабочим, которые, несмотря на свою немногочисленность (около 2% населения), стали новой и влиятельной силой после промышленного переворота XIX века. Поскольку пролетариат в основном формировался из выходцев из крестьянской среды, закономерно возникает вопрос: как складывались его отношения с православной церковью и её служителями?

Антирелигиозный советский плакат, отражающий дух эпохи.

Растущее равнодушие и отчуждение

С 1890-х годов недоверие фабричных рабочих к священнослужителям приобрело массовый характер. Отчёты с религиозных съездов из промышленных регионов единодушно констатировали, что рабочие сторонились церкви и практически не участвовали в обрядовой жизни. В документе 1893 года подчёркивалось полное равнодушие пролетариата к посещению храмов, исповеди, причастию и даже к соблюдению церковных праздников.

Епархиальные отчёты с Урала и из Екатеринослава дополняли эту картину: рабочие заводов и портов стеснялись брать благословение у священников, не считали грехом нарушение постов, демонстрировали безразличие к церковным службам и не слушали проповедей.

Начальник отдельного корпуса жандармов Пётр Святополк-Мирский в 1901 году с тревогой докладывал:

«За последние 3–4 года из хорошего русского человека получился какой-то полуинтеллигент, который считает своим долгом отрицать религию и семью, игнорировать законы, не повиноваться властям и глумиться над ними. К счастью, на заводах таких молодых людей пока немного, но это меньшинство... увлекает за собой остальную инертную рабочую массу». (Цит. по: М.М. Атеизм русских рабочих (1870-1905))

Пётр Святополк-Мирский

Народная сатира как форма протеста

Идейное отчуждение находило выражение в народном творчестве. В конце XIX века среди рабочих стала невероятно популярной песня «Сказ о попе и бесе», автор которой остался неизвестен. Её безбоязненно распевали на улицах, даже вблизи полицейских участков:

«В церкви, полной золота,
Перед разъяренной толпой
Проповедь с кафедры
Священник в парчовых одеждах.

Истощенный, худой
Есть лица прихожан,
Их руки покрыты мозолями…
У священника был гладкий, румяный цвет лица.

брат! - Он призвал людей
Вы восстаете против властей;
Ты всегда жалуешься на Бога,
Какая ужасная у тебя жизнь!

Дьявол искушает
Ваше преступное поведение,
Он заманивает тебя в свою сеть,
И тогда его душа упокоится с миром.

Вот почему, когда ты умираешь,
Вы будете вознаграждены по своим делам;
Ты попадешь в огонь ада
Общество движется в ад".

Антирелигиозные советские плакаты

Эта сатирическая песня ярко демонстрирует, что рабочие воспринимали церковь как защитницу несправедливого общественного порядка. Их повседневность состояла из изнурительного 11-часового труда, мизерной зарплаты и постоянных штрафов. Духовенство же, по их мнению, не только не заботилось о своей пастве, но и оправдывало существующий строй, сохраняя при этом собственные привилегии.

Схожий образ рабочего-атеиста создал Лев Толстой в романе «Воскресение». Его герой, фабричный Маркел Кондратьев,

«относился к религии так же отрицательно, как и к существующему экономическому строю. Он видел нелепость той религии, в которой был воспитан, и стремился отрешиться от неё, сначала с ужасом, потом с радостью, как бы желая отомстить за тот обман, которому подверглись он и его предки, и неустанно и зло насмехался над попами и религиозными догматами».

Лев Толстой

Борьба за умы: социализм против «полицейского» православия

Рабочий класс стал ареной идеологической борьбы. Все политические силы видели в нём движущую силу для реализации своих идей. Владимир Ленин призывал рабочих обратиться к марксизму как к новому «евангелию», которое должно было заменить старое христианство.

Премьер-министр Сергей Витте, осознавая опасность социалистической агитации, предлагал власти перехватить инициативу:

«Рабочие попадают в руки революционеров, разных социалистических и анархических организаций, потому что революционеры за них стоят, проповедуют разные теории и обещают им разные блага. Как с этим бороться? Очень просто. Надо делать то же, что делают революционеры, то есть надо организовывать разные полицейские рабочие организации и защищать или, главное, кричать о защите интересов рабочих. Организовывать разные общества, собрания, чтения, беседы, сходки, сборы и т.д.»

Сергей Витте

Царское правительство, следуя этой логике, при поддержке священника Георгия Гапона и протоиерея Философа Орнатского развернуло движение в рамках так называемого «полицейского социализма» или «зубатовщины».

Социалистически окрашенная проповедь Гапона оказала огромное влияние на петербургских рабочих. К 1905 году его «Собрание русских фабрично-заводских рабочих» насчитывало до 10 тысяч человек. Однако трагическая развязка наступила 9 января 1905 года, когда мирное шествие рабочих с иконами и хоругвями к Зимнему дворцу было расстреляно.

Обратите внимание: Почему НАТО захотели свой Т-80БВМ.

По свидетельству Витте, Гапон знал о готовящейся расправе. Это событие вошло в историю как «Кровавое воскресенье».

Кровавое воскресенье

Семинарист, будущий архиепископ Вениамин (Федченков), в то время убеждённый монархист, так описал свои чувства:

«Я, идеолог-монархист, вместо радости о победе правительства почувствовал скорбь: отец народа должен был принять своё дитя, что бы потом ни случилось... А они шли с иконами и хоругвями... Нет, нет, я не верил, не хотел верить. Хотя я, конечно, остался верен царю и монархии, но очарование царём исчезло. Говорят: идол повержен, но остаётся идолом. Нет, если он пал, то он уже не идол. Исчезла вера в силу царя и в эту систему. Генерал Трепов расклеил по столице длинные афиши с призывом: «Патронов не жалеть!» Но тщетно. Это показывает страх власти и, более того, разрыв между властью и массами, что ужасно». (Севастьянов А. Двести лет русской интеллигенции // Наука и жизнь. 1991. № 3.)

Вениамин (Федченков)

Настроения радикальной части рабочих точно передал Анатолий Луначарский в стихотворении 1905 года:

«Мы не понесём икон,
Не выберем портретов,
Бомбы, оружие, взрывчатку
Вы получите много ответов.
Никаких баннеров сверху
Золотая Ива
Мы будем высоко держать красный флаг,
Наше великое боевое знамя…
Мы не умеем петь гимны,
Давайте споем Марсельезу:
Мы его поймаем!".

А.В. Луначарский

Социализм как «религия будущего»

В отчёте Религиозно-философских собраний 1905–1907 годов социалистические идеи в рабочей среде были охарактеризованы не иначе как религия будущего:

«Идеал счастливой жизни по вышеизложенным принципам, как его рисовали социалистические пропагандисты, был настолько привлекателен для молодёжи, что социализм стали называть религией будущего. Желание скорейшего установления социализма использовалось также для оправдания применения насилия для разрушения существующего строя, который якобы основывался на капитале и собственности» (Гиппиус-Мережковская З.Н. Дмитрий Мережковский // Литературные проблемы. 1990. № 5.)

Тревогу высказывали не только столичные священники. В 1906 году епископ Питирим с горечью писал об отчуждении рабочих от духовенства:

«Прошли те счастливые времена, когда всякий прихожанин считал себя вправе делать что угодно без совета и благословения своего пастыря, и духовенство оказалось в положении пастырей, которые идут не впереди стада, а бегут за ним сзади». (Медик. Откровенные беседы о складе ума современного интеллигента // Миссионерское обозрение. 1902. № 5.)

Заключение: утрата доверия и её последствия

Таким образом, на рубеже XIX–XX веков фабричные рабочие, как и крестьяне, утратили веру не только в духовенство, но и в Церковь как институт, способствующий «спасению душ». Конечно, было бы ошибкой считать эту неприязнь абсолютной и всеобщей. Многие продолжали посещать праздничные службы и участвовать в таинствах. Однако массовое отчуждение достигло таких масштабов, что впоследствии, после революции, оно облегчило снос церковных куполов, изъятие икон и юридическую маргинализацию Церкви как социального института, а большевикам оставалось лишь довершить этот процесс уже другими, более жёсткими методами.

https://dzen.ru/a/Z-OQYhRrRhxoQtxm

Религия политика церковь Россия Российская Империя вера православные русские христианство атеизм Яндекс Дзен (ссылка) длинный текст история России история (наука) марксизм Ленин коммунизм социализм левый 15

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Почему рабочие не любили священников в Российской империи.