Вампирская лихорадка XVIII века: от сербских крестьян до парижских кладбищ

Время чтения ~10 минут.

Петр Пашков — преподаватель ПСТГУ, старший научный редактор Научного центра «Православная энциклопедия».

Век Просвещения и парадокс вампиромании

Добро пожаловать в проект «Минутка истории»! Сегодня мы обратимся к теме, которая, подобно мыслям о Римской империи, волнует многих, — о вампирах. Конечно, с научной точки зрения вампиров не существует, и они не могут быть предметом исторического исследования как реальные существа. Однако культурный феномен вампиров и масштабная «вампирская лихорадка», охватившая Европу в XVIII столетии, — это уже факт истории, полный удивительных парадоксов.

Как ни странно, именно век Разума и Просвещения стал золотым веком для сообщений о вампирах. Именно в этот период были зафиксированы самые массовые случаи охоты на них и попыток их уничтожения. Почему это произошло? Ответ кроется в политических изменениях и столкновении культур.

Бюрократия встречает нечисть: первый задокументированный случай

В 1718 году по мирному договору территории современной Северной Сербии, Воеводины и Баната перешли от Османской империи к Австрийской монархии. Эти земли, воспринимавшиеся как «иррациональные» и «магические», вошли в «цивилизованный» и бюрократический мир. Австрийские чиновники начали проводить переписи и собирать налоги, что привело к неожиданным открытиям.

В 1725 году имперский чиновник (конторский аптекарь) Эрнст Фромбольд прибыл в поселение, жители которого отказались платить налоги. Причина была шокирующей: они утверждали, что их истребляют кровожадные вампиры. Педантичный чиновник не мог допустить срыва налогового сбора и решил лично проконтролировать «ликвидацию» угрозы, составив подробный отчет.

Этот документ, опубликованный в венской газете «Wienerisches Diarium» 21 июля 1725 года, стал сенсацией. В нем описывалось, как толпа под руководством священника и местного старосты вскрыла могилу недавно умершего сербского крестьянина Петара Благоевича. К всеобщему ужасу, тело оказалось не тронутым тлением, «толстым, краснощеким и упитанным». После этого труп пронзили острым деревянным колом, и, как сообщалось, из ран хлынула кровь, после чего тело сожгли.

Обратите внимание: "От крола понесла!". Уникальная история английской мошенницы XVIII века.

Эпидемия страха и её распространение по Европе

Случай с Благоевичем стал лишь первым звеном в цепи. В последующие годы появились десятки сообщений о вампирах в сербских деревнях: Арнаут Павле, Милош Чекар и другие. Процедура была всегда схожей: эксгумация, обнаружение «живого» трупа, пронзание колом и сожжение. Интересно, что эта практика, описанная еще в византийских источниках XIV века, имеет древние славянские корни.

XVIII век был также веком расцвета газет. Сенсационные сообщения из австрийских провинций быстро проникли в прессу других европейских стран, достигнув Франции и вызвав там настоящую «вампироманию». В Париже началась паника: кладбища вскрывали, трупы обезглавливали и сжигали, что шло вразрез с христианскими погребальными традициями.

Ученый трактат, который усилил веру

В 1746 году известный церковный историк, аббат Августин Кальме, опубликовал объемный труд «О явлениях ангелов, демонов и духов, привидений и вампиров...». Его целью было научно и теологически опровергнуть существование нечистой силы. Он доказывал, что воскрешение мертвых — дело исключительно Божьей воли, а Бог не стал бы воскрешать кого-либо для злодеяний.

Однако парадоксальным образом его педантично собранные свидетельства и документы о вампирах оказались куда убедительнее для публики, чем его собственные рациональные опровержения. Трактат стали воспринимать как сборник доказательств существования вампиров, а не как их критику. В некоторых современных изданиях, кстати, разделы с опровержениями и вовсе опускаются, оставляя лишь красочные описания случаев.

От сербского крестьянина к аристократу: трансформация образа

Вампирская лихорадка XVIII века заложила основу для расцвета готической литературы и литературы ужасов в XIX веке. Именно тогда сформировался знакомый нам образ вампира — не упитанного сербского мужика в вышиванке, а бледного, меланхоличного и харизматичного аристократа. На эту трансформацию решающее влияние оказал образ поэта-романтика лорда Байрона, которого современники описывали как «безумного, злого, опасного для общения». Этот новый типаж был блестяще воплощен Брэмом Стокером в романе «Дракула» и с тех пор прочно вошел в массовую культуру.

Так что, дорогие друзья, принимайте историческую правду: прародителями всех графов Дракул были вовсе не бледные дворяне, а упитанные сербские крестьяне с усами. Таков был неожиданный путь одного из самых живучих культурных мифов.

Соус YouTube
тележка
Сбор пожертвований на борьбу с вампирами

История вампиров (наука) Telegram (ссылка) YouTube (ссылка) Длинная статья 1

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как в XVIII веке охотились на вампиров.