Лекция 2.
Юнг предложил повторить некоторые моменты, изложенные в первой лекции.
1. Бессознательное воспринимает себя только через продукты своей «жизненной деятельности». Мы можем только заключить, что существует что-то, производящее эти артефакты (оговорки, оговорки, недомолвки, забывчивость, случайные действия, сны), что-то, что Карл Густав Юнг назвал «бессознательной психикой".
2. Экстрапсихическое содержание сознания получается путем обработки данных, получаемых посредством органов чувств, воспринимающих окружающее. Есть и другие источники данных, включая память и субъективные компоненты (суждения о ком-то/чем-то). Бессознательное является еще одним источником сознательного содержания.
3. Благодаря внутренним психологическим функциям, не контролируемым волей, бессознательное содержание поднимается на поверхность сознания.
Бессознательные продукты делятся на две категории.
В первую входят материалы сугубо личного характера. Примером такого материала являются забытые или вытесненные воспоминания. Другими словами, первоклассный контент исходит из вытесненного личного опыта, личного опыта. Юнг назвал эту категорию «личным бессознательным".
Другая категория состоит из материалов, происхождение которых невозможно обнаружить в человеке. Такое содержание носит мифологический характер; оно имеет общие и неотъемлемые атрибуты для всего человечества. Это содержание Юнг назвал «коллективным бессознательным".
Свою идею о существовании коллективного бессознательного Юнг вывел из предположения об общем содержании, определяемом расовыми характеристиками. Он отправился в Соединенные Штаты, чтобы исследовать сны чистокровных чернокожих, но, к его удивлению, сны чернокожих ничем не отличались от снов белых. Так возникли общие для всех людей идеи коллективного бессознательного.
Юнг обозначил определенные коллективные паттерны как архетипы. Под этим именем он называет Бл. Августин.
Архетипы – древние природные образования, включающие в себя одинаковые по содержанию и форме мифологические сюжеты.
Мифологические темы в чистом виде появляются в сказках, легендах и фольклоре.
Самые известные мотивы: герои и драконы, киты или чудовища – поглощающие – пожирающие героя.
Более подробно о доказательстве существования коллективного бессознательного:
Чернокожий мужчина рассказал К.Г., что Юнгу приснился сон, в котором ему приснилось, что человека пригвоздили к колесу. Тема распятия на колесе мифична. Колесо — это солнечный диск, а распятие на колесе было древней формой жертвоприношения со времен бога Солнца. По мнению Юнга, солнечное колесо — древнейшая религиозная идея; следы подобных ритуалов можно найти в эпоху мезолита и палеолита. Свидетельством этого является Родезийское солнечное колесо, которое по своему возрасту не уступает резным изображениям животных. Стоит отметить, что изобретение колеса относится к бронзовому веку.
Юнг считал солнечное колесо первым образом архетипического образа Солнца.
Обратите внимание: Почему E75, самый имбовый, тяжелый танк, на своем уровне?! Смотрим, и разбираем его плюсы и минусы....
Символ солнечного колеса представляет собой круг, разделенный на четыре или восемь частей, как показано ниже:Нет сомнения, что этот чернокожий человек не мог видеть редкое изображение Иксиона или изучать миф. Но для Юнга было ясно, что чернокожий человек увидел во сне тему из греческой мифологии: Иксион, привязанный Зевсом к бесконечно вращающемуся колесу. Поэтому Иксион был наказан за оскорбление богов и людей.
К.Г. Юнг пришел к выводу, что человеческий разум имеет ту же историю, что и человеческое тело. В то же время для Юнга изучение сферы коллективного бессознательного было не мистикой, а новой областью научного знания.
Самые глубокие уровни бессознательного, куда может проникнуть разум, — это те места, где человеческая индивидуальность уже не так очевидна и разум расширяется до универсального — разума, в котором все равны.
Юнг описал структуру психологического существования человека следующим образом:
Ощущение – это чувственное восприятие мира. Думать – значит называть то, что воспринимается. Чувства приходят вместе с тем, что воспринимается. Интуиция дает понимание и способность предсказывать явления.
Таким образом, чувства, мысли, ощущения и интуиция составляют экстрапсихологическую сферу.
Но на самом деле эта схема сильно упрощена и не может быть отражением психологической системы. Скорее, это говорит о том, что влияние волевого компонента на функционирование постепенно уменьшается ближе к центру. Эмоции, как известно, плохо контролируются, а субъективная составляющая функционирования часто даже игнорируется. Вторжение, также называемое вторжением, — это в принципе состояние одержимости кем-то или чем-то, при котором контроль почти теряется".
Взгляд Юнга на бессознательное отличается от взгляда на бессознательное Фрейда (Id). Юнгианское бессознательное динамично и, следовательно, относительно.
Центральное место на схеме занимает область коллективного бессознательного — царство архетипической психики, как назвал его Юнг. Содержимое коллективного бессознательного принимает форму метафор и может быть воспринято только путем сравнения с историческими параллелями. По мнению Юнга, содержимое архетипической психики имеет еще одну характеристику — коллективное бессознательное, — которое можно заметить у других, но не у себя самого.
Далее, Юнг описывает некоторые случаи, особенности менталитета немцев и некоторых других народов, проведение ассоциативных экспериментов - это выходит за рамки моего интереса. Сам по себе ассоциативный эксперимент Юнга довольно формален, о нем можно прочитать в другом месте, и любой человек с психологическим образованием уже должен быть с ним знаком. Единственное, Юнг предпочитал начинать с нейтральных слов-стимулов, чтобы результаты эксперимента не были ошибочными.
Мой интерес больше сосредоточен на результатах экспериментов Юнга, поскольку благодаря им он открыл то, что в итоге назвал комплексом.
Комплекс – это совокупность психологических характеристик, отмеченных специфическими, возможно, болезненными ощущениями. Сложность часто является чем-то тщательно скрываемым.
Обсуждение 2.
Поэтому, по Юнгу, содержимое бессознательного человека в некоторой степени сознательно. Точнее, они были или будут реализованы в какой-то момент.
Теории Юнга во время его лекции в Тавистоке оказались довольно слабыми; по мнению Юнга, его подход заключался в открытии фактов, а не в построении теорий – в ответ на вопросы аудитории о его «бессознательном» и «бессознательном» сравнения между. Бессознательное Фрейда известно зрителю как Ид.
Много дискуссий вращалось вокруг сопоставления идей Юнга с идеями Фрейда.
Так, К.Г. Юнг считал свою теорию четырехмерной - четвертая мера - динамической, тогда как теория Фрейда была "статичной и трехмерной". Динамика, как четвертая шкала в «четырехмерной теории» Юнга, уникальна тем, что все в ней относительно. Единственным исключением, по мнению Юнга, был мифический паттерн, который был глубоко бессознательным.
[Мой] Карл Густав Юнг Психолог Психология Психотерапия Мифы и легенды Типологии Бессознательные эмоции Интуиция Мышление Ощущения Вторжения Лекции Психические мифы Юнгианский анализ Психология Психоанализ Длинная статья 3Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Разбираем труды К. Г. Юнга: "Тавистокские лекции". Лекция 2.