Каждый индийский штат представляет собой отдельную вселенную, где общие для страны принципы реализуются по-своему, создавая невероятное разнообразие в рамках одного государства.
Языковая карта Индии поражает своей сложностью. Интересно, что многие индийские языки обрели письменность и стандартизацию позже, чем некоторые европейские, включая украинский.
Не менее разнообразна и расовая карта субконтинента, где в разных регионах преобладают различные антропологические типы.
Уникальность индийской цивилизации
Индийская цивилизация – это одновременно чарующее и весьма странное место. По меркам Афразии (объединённого пространства Африки и Евразии) многие универсальные правила и законы здесь перестают работать. География Индии исторически была настолько выгодна, что местные жители могли эффективно защищаться от внешних вторжений. Эта изоляция длилась достаточно долго, чтобы цивилизация развивалась в значительной степени автономно, формируя уникальные, присущие только ей причинно-следственные связи и социальные структуры.
Влияние Индии на мир огромно. Многие слова, связанные с тканью, такие как «ситец» и «шаль», пришли в европейские языки именно отсюда.
Потребность в глубоком изучении Индии велика. Как-то раз один из моих учеников попросил провести для него отдельный урок по Индии, выходящий за рамки стандартной школьной программы, что и послужило толчком для этого объяснения.
Три основы индийской уникальности
Во-первых, Индия – сказочно богатый регион. Благоприятный климат и невероятно плодородные почвы позволяют в некоторых областях снимать по три урожая в год. Пространство идеально подходит для земледелия, что привело к невероятному разнообразию культивируемых растений. Через регион Деканского плоскогорья велась активная торговля – отсюда на мировой рынок поставлялись красители, специи, драгоценные ткани, самоцветы и даже алмазы (сельское хозяйство же оставалось основой экономики вплоть до второй половины XX века).
Во-вторых, Индию можно назвать «Дагестаном», масштабированным до размеров субконтинента. Здесь соседствуют несколько крупных языковых семей, представлены три основные расы и три мировые религии. Это разнообразие может проявляться на микроуровне: даже в пределах одной деревни могут сосуществовать несколько общин, каждая со своей уникальной языковой, расовой или религиозной идентичностью.
В-третьих, Индия – невероятно древняя цивилизация. В отличие от Ближнего Востока, испытавшего влияние индоевропейцев во II тысячелетии до н.э., или Китая, Индия развивалась монотонно и автохтонно. Даже приход ислама в начале II тысячелетия н.э., как и другие внешние влияния, не перечеркнул её основ, а лишь наслоился на них, создав уникальный культурный сплав. Это контрастирует, например, с историей России, которая, несмотря на все победы, потерпела сокрушительное поражение от монголов, кардинально изменившее её путь.
На схеме показана упрощённая структура древних варн (сословий), которая со временем была перекроена, вернувшись к системе в виде сложной пирамиды каст.
Феномен джати: основа индийского общества
Далее я буду использовать термин «джати», который в изучаемый нами исторический период (около двух тысяч лет) не нёс негативной коннотации. Изначальное четырёхварновое общество претерпело изменения, распавшись на бесчисленное множество замкнутых групп, которые позже европейцы стали называть «кастами».
Что такое джати? По сути, это община или, говоря современным языком, социальная группа. В отличие от евразийских общин, обычно локальных и объединённых по территориальному признаку, джати формировалась вокруг профессиональной специализации. Житель соседней деревни, даже визуально отличающийся (другой язык, цвет кожи, одежда), мог принадлежать к вашей джати. Ваши предки из одного профессионального цеха могли сотни лет жить врозь, но вы всё равно не отдадите дочь замуж за его сына, потому что правила брака, наследования и быта у вас разные. Даже если один из вас станет могущественным правителем, а другой останется землепашцем, между вами сохранится связь «землячества» по профессиональному признаку, и через тысячи лет брак между вашими потомками будет возможен только внутри одной джати.
Преимущества системы джати. Для человека джати была огромным благом: она обеспечивала поддержку с рождения (уход за детьми), трудовую взаимопомощь, социальное обеспечение в старости и при нетрудоспособности, финансовую помощь. Одни джати специализировались на воинском деле (имели доступ к оружию и мясу), другие – на земледелии (гарантированный доступ к земле), третьи – на ремесле (обучение профессии с детства и гарантированное трудоустройство).
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Это был своеобразный «рыночек», но занять чужую профессиональную нишу было почти невозможно, хотя иногда джати могли менять специализацию. Эта система обеспечивала стабильность и выживание.
На фотографии изображены раджпуты – воинская джати, представители которой верят в своё божественное происхождение. В Средневековье проверить генеалогические claims неофита, заявляющего о принадлежности к джати, было практически невозможно, что порой создавало курьёзные ситуации.
Выводы о природе джати
Из вышесказанного следует несколько ключевых выводов:
- Джати – это расширенная семья. Она даёт помощь, заботу и защищённый тыл. Но её лояльность заканчивается на своих. Жители соседнего города или деревни – чужаки, даже если говорят на том же языке. Исключения возникали лишь в случае внешней угрозы (например, перед лицом делийских мусульман или британских колонизаторов) или для очень сплочённых групп вроде маратхов или сикхов.
- Джати – малопроницаемые и самоорганизующиеся сообщества. Они развивались самостоятельно, лишь немного адаптируясь к общеиндийским потрясениям. В этом была их сила и форма внутренней демократии. В отличие от Китая, где император мог единым указом сжечь флот, в Индии подобное решение потребовало бы физического уничтожения всей джати мореходов. Джати – это живое воплощение своеобразного либертарианства и местного самоуправления.
Прекрасная индианка в традиционном костюме ^_^
Получилось довольно много текста для вводной части, поэтому дадим читателю передышку перед следующим погружением в историю Исламской Индии.
P.S. Индология – не моя основная специализация. Я не являюсь сторонником либеральной демократии или капиталистической формации в их чистом виде, и современная индийская форма социальной самоорганизации, основанная на пережитках кастовой системы, кажется мне во многом жестокой и несправедливой. Но такова историческая реальность.
[моё]ЦивилизацияИстория (наука)ИсламИндияДлиннопост 6Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Красота Новой Азии. Часть IV - Исламская Индия, ч. 1.