
Картина «Калужская крестьянка» кисти Федора Сичкова, написанная в 1909 году, задает тон нашему рассказу.
Зима в дореволюционной России была не просто временем года, а особым периодом жизни, наполненным трудом, ожиданием праздников и, конечно же, разнообразными развлечениями. Давайте же окунемся в атмосферу той эпохи и узнаем, как люди разных сословий проводили долгие зимние месяцы.
Деревенские будни и вечорки
Даже в холодное время года у крестьян дел хватало: уход за скотом, домашние ремесла, заготовка припасов. Многие мужчины уходили на зимние заработки в города, чтобы к весне вернуться к полевому сезону. Но находилось время и для отдыха, особенно для молодежи.

И.Е. Репин запечатлел одну из таких сцен на картине «Партия».
Центром социальной жизни становились вечорки (или посиделки, беседы). Днем они чаще были женскими: девушки и женщины собирались вместе за рукоделием, пряли, общались. Вечерние же посиделки превращались в настоящее молодежное гуляние, куда приходили и парни. Здесь пели песни, водили хороводы, шутили и, конечно, завязывались первые романтические знакомства. Иногда хозяин избы предоставлял помещение за небольшую плату дровами или помощью по хозяйству.
Народные зимние игры

Федот Сичков, «С гор» (1910).
Одними из самых любимых развлечений были катание с ледяных гор и игра в снежки. Причем с крутых склонов на санях лихо съезжали не только дети, но и взрослые. Горки устраивали и в деревнях, и в городах. Особенно азартно проходили коллективные заезды, нередко заканчивавшиеся веселым кувырком в сугроб.


Детвора с увлечением играла в «кубар» – нечто вроде волчка, который запускали с помощью веревочки. Эта игра была популярна круглый год, но зимой особенно.

Мемуарист А. Т. Болотов, вспоминая свое детство в Тульской губернии XVIII века, описывал игру «келька», напоминавшую хоккей, но без коньков. Возможно, это был зимний вариант древней новгородской игры «кила».
Святки и колядование
Особое оживление наступало в период зимних праздников – от Рождества до Крещения. Дети и подростки ходили по дворам с колядками, распевая традиционные песни-пожелания благополучия хозяевам. За это их одаривали сладостями или мелкими деньгами. Эта традиция была особенно сильна на Украине.

К. А. Трутовский, «Колядки в Малороссии» (ок. 1864).

Н.К. Пимоненко, «Коляда» (конец XIX века).

Рождественская открытка Б.В. Зворыкина (до 1917 г.).
Ряженые и святочные представления
Еще одним ярким элементом святок были ряженые. Компании молодежи, переодевшись в костюмы, ходили по домам, разыгрывая небольшие сценки. Свеча в окне означала, что гостей ждут, но часто они заходили и без приглашения. Чтобы остаться неузнанными, ряженые меняли голос, мазали лица сажей или свеклой.
Чаще всего изображали животных: медведя, козла, журавля, лошадь. Для создания образа использовали подручные средства: вывернутые шубы, лыко, деревянные палки. Например, чтобы изобразить журавля, один рукав пальто, вывернутого наизнанку, поднимали на палке, создавая подобие длинной шеи и клюва.

Константин Сомов, «Ряженый» (1929).
«Лошадь» часто представляли собой двух парней, накрытых тканью и несущих на плечах шесты. Такой «конь» мог фыркать, танцевать и даже заигрывать с девушками. В Новгородской губернии разыгрывали целые комические сценки: например, «цыган» пытался обменять свою норовистую «лошадь» на кого-нибудь из семьи хозяина, а в конце торгов животное с ржанием убегало.


М. Адриолли, «Проводы овец к господам. Западная Беларусь».

«Малороссийские ряженые». Рисунок Н.И. Ткаченко из журнала «Всемирная иллюстрация», 1896 г.
Девичьи гадания
Святки были временем девичьих гаданий о суженом. Способов было множество: бросить башмак через ворота, чтобы узнать, с какой стороны придет жених; лить воск или олово в воду и разглядывать получившиеся фигуры; знаменитое гадание с зеркалом при свечах, описанное Жуковским в балладе «Светлана».

А. П. Рябушкин, «Гадание».
Кавалерист-девица Надежда Дурова в своих воспоминаниях красочно описала святочные гадания, в которых участвовала в юности: и пение подблюдных песен, и бег с зеркалом, и бросание башмака, которое едва не закончилось конфузом, когда ее туфелька угодила прямиком в карету матери.

Н. Пимоненко, «Гадание».
Зимние развлечения высшего общества
Многие народные забавы были популярны и среди дворян. Девушки тоже гадали и катались с гор. На светских вечерах устраивали маскарады, где гости в костюмах пытались угадать друг друга, обмениваясь лишь многозначительными кивками.
Но был у аристократии и свой, особый вид зимнего досуга – катание на коньках. Хотя коньки в Россию привез еще Петр I, массовую популярность они обрели во второй половине XIX века. В 1864 году в Петербурге открылся первый конькобежный клуб, а затем и публичные катки – в Юсуповском и Таврическом садах, на Патриарших прудах в Москве.

Каток на Фонтанке в Санкт-Петербурке. Гравюра конца XIX — начала XX века.
Катки становились местом светского общения, романтических встреч и даже спортивных достижений. Именно на катке Левин вновь встретил Кити Щербацкую в «Анне Каренине». В 1908 году русский спортсмен Николай Панин-Коломенкин стал первым в истории России олимпийским чемпионом, победив в фигурном катании.

Каток в Зоологическом саду Москвы. Иллюстрация из газеты «Московский листок», 1892 год.

Так, от деревенских посиделок и катания с ледяных гор до светских балов и изящного искусства фигурного катания, зима в дореволюционной России была полна радости, движения и традиций, которые согревали сердца долгими холодными месяцами.
Это лишь часть зимнего веселья.
Обратите внимание: Купание по-дореволюционному.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Зимние радости по-дореволюционному.