«Только твою руку, дай мне руку», - прошептал муж. Юля не могла этого услышать и выбежала из комнаты. Силы покинули ее, и она закрыла лицо руками и заплакала.
«Отпусти свои руки и предоставь это мне». В ушах у меня звенело.
Ей пришлось сделать самый ужасный выбор в своей жизни.
В 1880 году в семье статского советника Евстафия Станиславовича Прошинского родилась девочка по имени Юлия.
Хотя у Просинских было много детей, священник и его мать не ладили и вскоре стали жить «отдельно», как их тогда называли. Евстафий Станиславович до сих пор живет в своем имении в Минской губернии, жена и дети переехали в Петербург.
Отец Джулии имел разрушительную страсть к игре в карты. Однажды Евстафий Станиславович проиграл и выстрелил себе в лоб. У семьи недостаточно средств. Матери должны «отдать» своих детей на воспитание хорошим людям. Юлию удочерили сестры Мария Петровна, Юлия Петровна и Евгения Петровна Грек, выходцы из обрусевшей состоятельной женщины средних лет из британской семьи.
Меценат отдал Юлю в обычные классы Александровской академии в Санкт-Петербурге, которые она успешно окончила. Девушка стала работать машинисткой в Канцелярии Совета Министров, кроме того посещала уроки живописи в Школе Общества поощрения художников.
Екатерина Силкова. Женское отделение Школы живописи Общества поощрения художников.
С детства Юлия каждое лето проводила в старинном имении Высоково, принадлежавшем сестрам-грекам в Костромской губернии. Именно в Высоково, в окружении потрясающей русской природы, Юлия, не любившая столичную суету, чувствовала себя очень счастливой.
В 1900 году 20-летняя Юлия, как обычно, находилась в Высоково на каникулах со своим старшим донором и сестрой Валентиной Александровой (второй ученицей сестер Греческих).
Недалеко от усадьбы Высоково находится небольшое имение молодого художника, студента Академии художеств Константина Мазина. Летом 1900 года к Мазину приехали рисовать друзья: его одноклассник, талантливый живописец Борис Кустодиев, и его брат Михаил, прекрасный живописец.
Борис Кустодиев, 1903 год.
Конечно, молодые люди не могли избежать соблазна познакомиться с ученицами сестер-греков, особенно с одной из них, Юлией Прошинской, которая успешно занималась живописью.
Молодых людей встретили в Высоково тепло. В Греции на тот момент осталось всего две сестры — Евгения Петровна умерла в 1899 году. Мария Петровна и Юлия Петровна были стары и очень больны. У жителей Высоково нет прислуги, и, конечно, Юлии и Валентине нужна помощь по дому. Братья Константин и Кустодиевы с радостью засучили рукава и принялись за работу, которая быстро покорила как барышень, так и старших сестер.
Михаил Кустодиев рубит дрова с Валентиной Александровой.
Это было чудесное и интересное лето, но для двоих молодых людей из компании Высоковского это было лето судьбы. 22-летний Борис Кустодиев всем сердцем влюбился в Юлию Прошинскую, и она ответила ему взаимностью.
Борис и Юлия решают сохранить свой роман в тайне от всех, особенно от старухи-гречанки. Мария Петровна и Юлия Петровна в силу своего возраста придерживались старых представлений о браке и надеялись, что их студентка найдет «более приличного» жениха, чем бедный художник.
«Портрет Юлии Прошинской» Бориса Кустодиева".
Прошло лето, Борис уехал в Петербург, а Юле пришлось остаться в Высокове до зимы. Между молодыми людьми завязалась трогательная переписка.
В декабре Юлия приехала в столицу, и посиделки влюбленных возобновились.
В 1900 году умерла гречанка Мария Петровна, а через год – Юлия Петровна. В конце 1902 года Юлия Просинская, не желая рассердить своего благодетеля, приняла предложение Бориса.
В 1903 году состоялась свадьба, и Юлия взяла фамилию мужа Кустодиев. Вскоре в семье родился первый ребенок – сын Кирилл. Счастливый отец поспешил запечатлеть на холсте самый важный момент своей жизни – любимую жену, принимающую ванну любимого сына.
Борис обожал свою жену, ласково называл ее «Урик» и пользовался всяким случаем, чтобы свататься к ней.
«Доброе утро» Бориса Кустодиева".
В конце октября 1903 года дипломная картина Бориса Кустодиева «На базаре» принесла ему официальное звание художника, золотую медаль как выпускника Академии художеств и годовую поездку получателя пенсии за границу и Россию.
В декабре 1903 года Борис увез жену и маленького сына в Европу. Кустодиевы посетили Париж, Германию, Италию и Испанию. Борис Михайлович учился в студии Рене Мейнарда, внимательно изучая картины старых мастеров.
Через полгода семья вернулась в Россию. Они поселились в селе Павловское Костромской губернии, принадлежавшем другу художника, известному геологу и педагогу Борису Константиновичу Поленову.
Семье Кустодиевых настолько понравился Павловский, что Борис Михайлович загорелся желанием построить здесь собственный дом. Весной 1905 года Кустодиев приобрел у Б.К небольшой участок земли в Поленове и начал строить жилую мастерскую. Двухэтажное здание, построенное по модели архитектора Ю.Ф. Стравинский, как старинная русская башня. Фактически Кустодиев назвал свой новый дом «Терем".
Борис и Юля в своем «Сроке".
Казалось, в Треме молодая семья будет жить вполне счастливой жизнью. Вот так все и началось. «Юрик» родила мужу дочь Ирину, и Борис Михайлович увез ее в лес в грибной корзинке, чтобы девочка «с малых лет почувствовала красоту земли русской".
В январе 1907 года у пары родился второй сын Игорь. Мальчику суждено было прожить всего одиннадцать месяцев: в декабре 1907 года Игорь умер от менингита.
Судя по всему, горе от смерти сына отразилось и на здоровье Бориса Кустодиева. У художника начали болеть руки, но он продолжал работать.
Борис Кустодиев, «На террасе», 1906 год.
В 1909 году боль в руках усилилась, а боль в позвоночнике усилилась. Иногда Борис Михайлович не мог встать со стула. Семья Кустодиевых переехала из Костромского терема в Санкт-Петербург, где имела доступ к лучшим врачам страны. Подруга семьи Елена Превецкая вспоминала:
«Ночью он кричал в агонии, а утром за завтраком — перед походом в театр — рассказывал нам с мужем, что его мучает один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину и разрывают позвонки".
К сожалению, отечественные врачи не могут поставить точный диагноз. В 1911 году Юлия привезла мужа в Швейцарию и попала в частную клинику известного врача Германа Обинштейна.
Диагноз Обинштейна был шокирующим: прогрессирующая опухоль позвоночного канала. Артист перенес операцию, но рука по-прежнему болела, особенно по утрам. Несмотря на боль, Кустодиев продолжал писать: выбора у него не было.
Юлия всячески поддерживала мужа. Девушка взяла на себя все обязанности семьи и сама научилась колоть Борису.
Борис и Юлия Кустодиевы.
В 1916 году состояние Бориса Михайловича резко ухудшилось. Боль была настолько сильной, что артист не мог спать. Кроме того, мои ноги начали слабеть.
В больнице Санкт-Петербурга Кустодиеву должна была быть сделана сложная операция. Перед этим врач поставил Юлю перед трудным выбором:
«Чтобы удалить опухоль, нужно отрезать нервные окончания. Вам нужно решить, что оставить: руку или ногу?».
Без ведома врача Борис Михайлович ранее умолял жену, чтобы руки во что бы то ни стало спасли его. Ответ Юлии был предрешен: художник не может выжить без своих рук.
После операции Кустодиев потерял способность ходить и первый год провел в постели. Лежа, парализованный художник все еще хочет творить!
По просьбе Юли друг-инженер изготовил уникальный монтажный мольберт, позволяющий Кустодиеву работать лёжа.
Позже Юля заказала для мужа инвалидную коляску, а также специальный стол и ящики для хранения красок и кистей.
Удивительно то, что 1917-1926 годы - период ужаса, голода и нищеты не только для Кустодиева, но и для всей страны - оказались самым богатым в творчестве художника периодом результатов.
Сидя в холодной комнате, в инвалидной коляске, то голодный, то умирая, Борис Михайлович создал свои главные шедевры, картины, которые поистине сияют светом, радостью и оптимизмом. «Малклен пост», «Русская Венера» и конечно же знаменитая «Купчиха, пьющая чай".
«Купчиха пьет чай», 1918 год.
Муж-инвалид, дети... Страна в разгаре гражданской войны. 38-летней женщине, получившей высшее образование по специальности «искусствоведение», пришлось нести на себе все бремя семейной жизни. Юлия Евстафьевна стала медсестрой, няней и кормилицей.
Нет сомнений, что без самоотверженности жены Кустодиева художник бы умер.
Борис Михайлович провел одиннадцать лет в инвалидной коляске и создал за эти годы немало замечательных картин. Юлия всегда была рядом, всегда создавала своему мужу-инвалиду надежную и максимально достойную жизнь.
В мае 1927 года Борис Михайлович заболел пневмонией и умер 26-го числа в возрасте 49 лет. Художник похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
После смерти мужа Юлия Евстафьевна полностью посвятила себя детскому труду и работала над архивом Бориса Михайловича.
Сын Кирилл окончил Академию художеств и вскоре стал успешным театральным артистом. Дочь Ирина училась в Академии исполнительских искусств и стала актрисой Ленинградской филармонии.
Юлия Кустодиева с невесткой и внуком.
Во время Великой Отечественной войны Юлия Евстафьевна приехала в Костромскую губернию. Не обращая внимания на уговоры родственников, Кустодиева немедленно приготовилась к отъезду в Ленинград.
Когда начался локдаун, вдову артиста попросили эвакуироваться по дороге жизни, но она наотрез отказалась: сначала перенять у других, а потом уехать куда-то еще. Во-вторых, ей необходимо сохранить файлы и картины мужа.
17 февраля 1942 года Юлия Евстафьевна Кустодиева (урожденная Прошинская) умерла от голода в возрасте 62 лет. До последних дней она вводила документы из архива мужа...
Много позже Ирина, дочь Юлии Евстафьевны и Бориса Михайловича, писала:
«Мой отец не сделал ничего плохого в выборе своей спутницы жизни, она была достойна его... Он не мог бы жить и работать без ее ежедневной помощи и заботы».
С этим утверждением невозможно не согласиться!
Дорогие читатели, прочтите мой рассказ о судьбах женщин на протяжении всей истории!
Завтра, 6 декабря, я еду в Москву, где буду на двух стендах Non-Fiction Expo - начало в 15 часов - на стенде АСТ (стенд Д-24), где представлю "Узников любви" книга. Из гарема в монастырь. Женщины в восточном и западном средневековье» (также подпишу для всех книгу «Цветы со шрамами).
В 18.30 я буду презентовать книгу «Учитель из Нави» в жанре славянского и городского фэнтези на стенде Rugram (Стенд Е-24.
Подожду! Насколько я понимаю, вход на выставку платный, но делать особо нечего...
Принадлежит тебе навсегда.
Печаль Василия.
[Моя] История России История (Наука) Отношения с женщинами Художники-мужчины и женщины 19-го и 20-го веков Длинная статья 49Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Юлик.