Скрытые детали и бытовые реалии в поэме «Мёртвые души»: от троек до гербовой бумаги

Иллюстрация художника Петра Боклевского.

В путь с новыми сделками

Продолжаем исследовать любопытные детали в бессмертной поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Глава начинается с того, что Павел Иванович Чичиков, довольный удачной сделкой с Маниловым, покидает его имение. Он погружён в свои мысли и не замечает, как его кучер Селифан, также довольный щедрым угощением дворни, ворчит на правого пристяжного коня — «чубарого». Этот конь запряжён больше для красоты и видимости, в то время как основную работу выполняют коренной конь и левый пристяжной каурой масти, которого прозвали Заседателем (видимо, он был куплен у какого-то чиновника). В их глазах читается удовольствие от честного труда.

Чичиков путешествует на классической русской тройке, где лошади запряжены особым образом: коренная в центре, а пристяжные — по бокам.

Н. Сверчков «Ямская тройка на зимней дороге» (до 1898 года).

Кто такой «Заседатель»?

Заседателями в Российской империи называли выборных представителей, участвовавших в работе различных судебных и административных органов. Почему коня так назвали — история умалчивает. Интересно, что в обществе того времени к чинам относились с большим пиететом. Даже взрослого друга Пушкина, Павла Нащокина, могли в шутку назвать «недорослем», на что он реагировал философски, хотя и имел вполне почтенный чин коллежского советника (6-й класс по Табели о рангах).

Ночные приключения у Коробочки

Далее герои сбиваются с пути, попадают в грозу, бричка переворачивается, и Чичиков оказывается в грязи. В поисках ночлега они натыкаются на огонёк.

Иллюстрация художника П.П. Соколова.

Селифан стучит в калитку, и оттуда появляется фигура в армяке — длинной верхней одежде из грубой ткани, которую носили крестьяне и небогатые горожане. Раздаётся хриплый женский голос: «Кто стучит? чего расходились?». Чичиков просится на ночлег, но старуха недовольна поздним визитом. Только когда он представляется дворянином, дверь отпирают.

На этой гравюре ямщики изображены в армяках.

Художник П.П. Соколов.

Обратите внимание: Интересные Факты об танках и истории.

Быт и характер помещицы

Чичикова приглашают в дом, и он впервые видит хозяйку. Гоголь мастерски описывает её скопидомский характер: она понемногу собирает деньжонки в пестрядевые (из пёстрой домотканой материи) мешочки, которые прячет по ящикам комодов. Там же хранятся нитяные моточки и даже распоротый салоп — старомодная верхняя одежда, вышедшая из дворянской моды и ставшая уделом бедных мещанок. Салоп долго лежит в разобранном виде, чтобы потом по завещанию перейти к дальней родственнице вместе с прочим хламом.

Пестрядь (домотканая материя) в музее «Малые Корелы».

Пример салопа.

Пряженцы – старинный вид пирожков, жаренных в масле, которые упоминает Коробочка.

Хозяйка стелет гостю постель из огромной перины (даже в те времена такие «эвересты» нравились не всем). Пока Чичиков раздевается, отдавая служанке Фетинье свою промокшую одежду, та, в свою очередь, желая угодить, выносит сушить его вещи.

Иллюстрация А.А. Лаптева.

Знакомство и разговор о чинах

Знакомство продолжается.

Иллюстрация А.М. Лаптева.

Выясняется, что помещицу зовут Настасья Петровна Коробочка, и она — коллежская секретарша. Этот чин (10-й класс) она унаследовала от покойного мужа, так как в то время женщины получали статус «по мужу». Именно поэтому она спрашивает Чичикова: «Ведь ты, я знаю, заседатель?». Скорее всего, она имеет в виду заседателя Нижнего земского суда — низшего полицейского чина, с которым ей, как помещице, вероятно, приходилось иметь дело. Чичиков, улыбаясь, отрицает это.

Художник В. Князев.

Художник П.П. Соколов.

Разговор о «мёртвых душах» и суеверия

Переходя к делу, Чичиков спрашивает о умерших крестьянах. Коробочка рассказывает, что один из них, искусный кузнец, «сгорел» — не от пожара, а сам собой, выпив лишнего, и от него пошёл «синий огонёк». В XVIII–XIX веках многие искренне верили в возможность самовозгорания человека, часто считая это божьей карой за грехи («Бог шельму метит»). Хотя, конечно, у этого явления могли быть и рациональные объяснения.

Художник Е.И. Топиков.

Содержимое чичиковской шкатулки

Чтобы разговорить помещицу, Чичиков демонстрирует ей порядок в своей знаменитой шкатулке. В ней множество отделений: для бритв, перьев, сургуча, а также для визитных, похоронных и театральных билетов, что говорит об активной светской жизни владельца. Особое внимание Коробочки привлекает гербовая бумага — особая бумага с государственным гербом, на которой писались официальные прошения, жалобы и даже выписывались паспорта для крестьян. «Ахти, сколько у тебя тут гербовой бумаги! — восклицает она, — Хоть бы мне листок подарил!».

Пример гербовой бумаги.

Ещё один пример гербовой бумаги.

В разговоре также затрагивается тема крестьянских прозвищ, которые были необходимы для различения многочисленных Иванов да Петров. Эта практика сохранялась вплоть до начала XX века.

Итог визита

Надеясь на дальнейшие сделки, Коробочка щедро угощает гостя, ставя на стол всё, что есть в доме. Однако торг за «души» даётся Чичикову нелегко.

Художник Д.Н. Кардовский.

Предыдущий пост про Ноздрёва можно найти тут (ссылка условна).

Больше очерков о быте и нравах дореволюционной России в видеокнигах тут (ссылка условна).

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Интересные детали в «Мёртвых душах», продолжение.