В своих военных дневниках писатель Константин Симонов с особой силой выразил презрение к Василию Сафроновичу Грузинову, бургомистру Феодосии, захваченному советскими войсками в 1942 году. Для Симонова этот человек был отвратительнее любого пленного немецкого солдата.
Двойное отвращение
Такая интенсивность чувств объяснялась двумя ключевыми обстоятельствами. Во-первых, Грузинов сознательно пошёл на службу к оккупантам, совершив тем самым акт национального предательства. Во-вторых, его позицию невозможно было оправдать даже гипотетическими политическими убеждениями. Если бы он, подобно некоторым коллаборационистам, искренне верил, что сотрудничество с немцами — меньшее зло для России или путь к свержению советской власти, в его поступке была бы хоть какая-то идейная подоплёка, пусть и чудовищная.
Символ обывательского эгоизма
Однако, как отмечал Симонов, у Грузинова не было даже таких мнимых принципов. Его совершенно не волновала судьба страны или её народа. Все его помыслы сводились к личному благополучию, карьере и сытой жизни в условиях новой власти.
В лице бургомистра писатель видел воплощение мещанского, буржуазного духа — самодовольного, трусливого и жадного. Этот тип человека, озабоченного лишь приобретением благ любой ценой, Симонов ненавидел с юности. Он вспоминал строки поэта Велимира Хлебникова, который разделил человечество на «изобретателей» (творцов) и «приобретателей» (потребителей). Василий Грузинов предстал перед ним как живой осколок этой галактики «приобретателей», готовый на всё ради собственной выгоды.(По материалам дневников Константина Симонова «Разные дни войны»).


Фотография, Черно-белые, Старые фотографии, Вторая Мировая Война, Отечественная Война, Исторические фотографии, Предательство, Коллаборационизм, Константин Симонов, Бургомистр. Длинный пост
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Взятый в плен советскими войсками бургомистр Феодосии Грузинов Василий Сафронович. 1942 год.