Немного о дореволюционной обуви

Валенки

История моды и обуви в частности – очень обширная тема. Конечно, стили со временем меняются, но определенные виды обуви остаются на долгие годы, а то и столетия. Обсуждаем самые популярные вещи из дореволюционного гардероба во всех смыслах этого слова.

Стоит отметить, что жители некоторых сел летом вообще не носят обувь. Особенно это касается детей, подростков и молодых девушек. В романе Пушкина «Крестьянка» Лиза «послала на рынок купить толстое белье, синюю китайскую одежду и медные пуговицы и с помощью Насти скроила себе кофточку и сарафан. Вся девичья комната была зашита, и к вечеру все было готово. Одно вызывало у нее затруднение: она попыталась пройти босиком по двору, но дерн жал ее нежные ноги, а песок и галька, казалось, ее расстраивали. В этом ей тоже помогала Настя размеры ноги Лизы, побежала к пастуху Трофиму и заказала ему по этому размеру пару конопляных башмаков. Лиза проснулась еще до рассвета. Весь дом еще спал за дверью, когда пастуха протрубит и деревенский скот пройти мимо На Трофима. На глазах у Сти он подарил ей маленькие пестрые конопляные туфли и получил от нее полтинника в награду».

С.И. Грибков «В магазине» (1882)

Девушка называет себя дочерью кузнеца. Профессия кузнеца по сельским меркам хорошо оплачивается. Его дочь могла позволить себе носить одежду не домотканую, а покупную (популярная в Китае хлопчатобумажная ткань), но при этом могла ходить босиком, что никого не смущало. Одежда детей и подростков более соответствует принципу остатка. На картине художника Богданова-Бельского хорошо видно, что кто-то из детей приходит в школу в конопляных туфлях, кто-то босиком, кто-то в сапогах.

Н. П. Богданов-Бельский «В классе"

Н. П. Богданов-Бельский «Устная арифметика"

Долгое время самой популярной крестьянской обувью были конопляные туфли. Кроме того, в каждом регионе обувь из конопли может иметь свои особенности плетения. В современной Беларуси и Украине эспадрильи плетутся от пальцев и имеют прямые полоски. Великороссы часто вяжут от пятки, полосы не прямые, а диагональные. Высота и форма обуви из конопли могут варьироваться от региона к региону. Поэтому по форме и материалу можно сказать, где была изготовлена ​​та или иная плетеная обувь.

Например, в Московской губернии лапти обычно изготавливались из лыка, имели высокие борта и закругленные носы (носки). На севере они обычно изготавливаются из бересты, имеют треугольные носки и сравнительно невысокие бока. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, ткут из лыба вяза. Головки этих моделей обычно имеют трапециевидную форму.

Эти лапти скорее всего русские, так как полоски лапоть наклонные, а не вертикальные, как у шахматной доски

Для лаптей используют кору и подкору (мягкий слой молодой древесины чуть ниже коры) липы, березы, вяза, дуба, дрока и т д. В зависимости от материала плетеная обувь называется по-разному: Береста, вяз, дуб, метла. Самыми плохими считались самые прочные и мягкие лапти из липовой коры, а худшими – ивовые коврики и лапти из коры липы. Лапти часто называют по количеству полосок мочалки, использованных при плетении: пять, шесть, семь. Иногда их число достигало двенадцати. Для большей прочности лапти плели дважды, добавляли шпагат или пришивали кожаные подметки. Модели, изготовленные из полосок и краев ткани, называются косами. Лапти изготавливают также из пеньковой веревки (чуни, курпа или крутсы) или даже из конского волоса. Эту обувь часто носят дома или в жаркую погоду. Для плетения иногда используют молодые корни, а изделие называют корнем. Оборки (завязки) обычно изготавливаются из бечевки, но в праздничные дни их можно заменить шерстяными косами.

Чусовский музей местных легенд

луб обычно заготавливают весной, отдавая предпочтение молодым деревьям. Используйте инструмент, чтобы аккуратно очистить кору. Фраза «вырваны как сумасшедшие» лишь намекает на трагическую судьбу этих деревьев, умирающих в результате. Тщательно снятое лыко затем связывают в связки и хранят в прихожей или на чердаке. Прежде чем плести лапти, мочалку необходимо замочить в теплой воде на 24 часа. Затем кору соскабливают, оставляя флоэму. Фермер может каждый год ломать десятки пар обуви из конопли, а плетение обуви из конопли — это круглогодичная работа. Если вы умеете это делать (а это умеют многие, если не все), вы сможете сделать себе новую обувь менее чем за вечер. Некоторые люди могут делать дюжину упражнений в день. Этот инструмент для плетения называется «кочедык». Тех, кто специализировался на плетении обуви из конопли, иногда называли ткачами. Под подошвы лаптей носят полоски ткани шириной около 30 сантиметров. В лаптях можно ходить зимой, но в сырую или холодную погоду лапти быстрее изнашиваются. На картине И. П. Богданова один из героев носит теплую одежду и конопляные туфли.

И. П. Богданов «За расчетами» (1890 г)

Одной из древнейших и простых туфель является поршневая обувь, также обнаруженная в 19 веке. Они сделаны из куска кожи с отверстиями для плотного прилегания обуви к ноге. Поршень имеет форму башмака. Д. И. Даль пишет: «Поршень вовсе не пришивается, а изготавливается из куска сырой кожи или кожи (с шерстью), согнутого на место, прикрепленного к подставке, очкам или ремню; обычно поршень изготавливают из конины, желательно из свиной кожи, и из тюленей и т д.: их больше видов, которые носят летом, или при стрижке травы, а рыбаки носят их на бахилах, которые еще называют пистонами или березками башмаки из коры, шелюжники (лапти), называемые даже кангасами, т е обувью из плетеных краев».

Поршни двенадцатого-тринадцатого века, Новгород

Те, кто мог себе это позволить, носили сапоги в сырую или холодную погоду. Валенки долгое время не пользовались такой популярностью среди фермеров, и одна из причин заключалась в том, что их цена изначально была довольно высокой.

Стоит присмотреться к валенкам. Неясно, когда они появились на территории современной России. Считается, что обувь из войлочной шерсти впервые появилась у кочевых народов. Однако изначально кочевники носили вещи, похожие на носки, которые надевались под сапоги. По внешнему виду такая одежда не была похожа на привычные нам валенки. По наиболее распространенной версии, версия, близкая к современной, появилась только в конце XVIII века, а ее родиной, вероятно, была Нижегородская губерния.

Процесс изготовления валенок достаточно сложен. Поэтому в XVIII и начале XIX веков валенки носили состоятельные люди. Известно, что императрица Анна Иоанновна разрешила своим фрейлинам носить валенки, потому что в Зимнем дворце было так холодно, что они замерзли насмерть. Для земледельцев или торговцев наличие валенков считалось признаком достатка. Позже шерсть стали завозить из Средней Азии, увеличилось производство обуви, а валенки стали дешевле и доступнее большему количеству людей.

Солдат в валенках и лыжах

технология производства достигла сегодняшнего уровня. Валенки изготавливались из шерсти - летнины, или лоскутков шерсти, отбираемых летом у овец. Сначала из шерсти удаляются загрязнения, затем она расщепляется до мягкой, пушистой массы. Чем больше у вас ботинок летом, тем мягче они будут. Будущую модель вырезали из рыхлой шерсти, стараясь, чтобы стенки валенка были одинаковой толщины. Там, где стены были тоньше, за это «поплатились» добавлением тонких шерстяных лоскутков.
формованные валенки надеваются на специальный четырехгранный стержень и долго раскатываются. Поэтому второе название обуви – «провода» или «катаны». Процесс раскатывания чередуется с вымачиванием для достижения большего уплотнения и усадки. Затем поместите валенки на деревянный брусок, отбейте деревянным молотком, отполируйте поверхность пемзой и поставьте в духовку сушиться. В заключение готовые валенки еще раз полируют пемзой.

Иллюстрации из книги М.А. Плотникова «Ремесла Нижегородской губернии

Иллюстрации из книги М.А. Плотникова «Ремесла Нижегородской губернии

Иллюстрации из книги М.А. Плотникова «Ремесла Нижегородской губернии

Иллюстрации из книги М.А. Плотникова «Ремесла Нижегородской губернии

Иногда с помощью различных средств фетр осветляют или, наоборот, затемняют. У каждой артели есть свои секреты. Для прочности иногда пришивали кожаные подошвы. На некоторых валенках есть украшения-вышивки (их вышивают нитками, плотно прикрепляемыми к верхнему слою, стараясь не проколоть валенки).

Обратите внимание: 15700 суммарного урона на EBR 105. Немного грамотной игры на ЛТ.

Во второй половине 19 века появились галоши (о них уже есть пост).

Обувью зажиточных земледельцев и многих горожан были сапоги. В армии также носят ботинки, но униформа – это другой вопрос. В романе Тургенева "Зал и Калиныч" есть такой отрывок: "Орловские мужики невысокие, сгорбленные, угрюмые, с низкими бровями. Живут в ветхих тополевых избах и работают барщинниками. Занимаются земледелием. Торгуют, плохо кормят, носят пеньку колхозники калужского оброка живут в просторных сосновых избах, высокие, веселого вида, торгуют маслом и дегтем, носят по праздникам сапоги» .

К.А. Савицкий «Крестьянин в рубашке"

Митрополит Вениамин Федченков вспоминал в своих воспоминаниях о значении обуви в деревне. Правда, сам он подчеркивал, что его семья по сельским меркам не считалась бедной, и что родители старались экономить, поскольку хотели дать образование своим многочисленным детям, как билет в лучшую жизнь. «Конечно, мы бегали дома босиком, как и все деревенские дети. В школу я носил туфли, но когда пришел домой, надел свои «мамины сапоги», и это то, с чем я родился, к моему удовольствию. Бегал вокруг. Пока я не поступил в семинарию, то есть до 17 лет ходил босиком по земле родного города. Но, конечно, временами было очень больно Носить что-либо по грязи и снегу раньше было чем угодно, что было у нас дома мы сбивали ботинки, и мама отдавала их сапожнику, чтобы тот надел мысок, а она сама надевала наши перфорированные подставки. Это был не день, не два дня, а годы, когда мне было двенадцать лет и ноги у нее были безвозвратно холодны: уже воспалены... Носила свои хорошие сапоги (мы называли их тогда «полусапожки») семь лет — восемь лет: в церковь, в деревню, в гости, а потом в Опорочки. Мой отец был еще осторожнее: его крашеные ботинки прослужили добрый 21 год! Он обычно сидел за столом и носил дома старые простые ботинки, но я никогда не видел его босиком знаменитые промасленные ветераны: Верх уже заржавел, низы протерли воском... Их надо поместить в исторический музей... Но когда сельский сапожник Иван Китайич (вероятно, Титови Одд) принес нам новые сапоги, и скрипучие при этом мы несколько минут ходили по комнате, как именинники, а потом печально ушли, одетые в «маминые» валенки, которые носили на зиму. Но не надо думать, что мы жалуемся на этот порядок: все так ходят, кроме детей хозяина и сына управляющего. Конечно, не все портят ноги, как их мать, но почти никто не может так воспитывать своих детей, я не знаю такого в радиусе ста верст и я никогда в жизни не слышал о таком!»

В 1838 году на Нижегородской ярмарке хорошую пару конопляных башмаков можно было купить за 3 копейки, а самые простые сапоги стоили 5-6 рублей. С другой стороны, одна из ценных вещей, которую можно выпить в таверне, — это ваши ботинки. Хозяева гостиницы были рады использовать их в качестве залога и предлагать цены ниже рыночных. Это в полной мере отражено Г.И. Успенским в «Нравственности улицы Растяевой»: «Когда местность успокоилась, бедный мастер тотчас же успел проклясть существование своего пленника и заставил его поклясться самым решительным образом не пить, причем самым искренним образом и страшной клятвой, он только упрекал себя за то, что взял в этот день выходной не для того, чтобы выпить, а для похмелья. Такой богатый ум совершенно не соответствовал наружности мастера: у него не было ни шляпы, ни похмелья и его новенькие «конские» сапоги куда-то исчезли, но уцелела как-то только его «жилетка». Вот как понял дело мастер: вокруг него мутили не воры и грабители, а его первые друзья, которые, как и он, проснулись с вот-вот взорвавшейся головой и были еще полуголыми или совсем раздетыми, ушли от рабочего с «жилеткой», думая: «Чай, ему надо чего-нибудь попить с похмелья!» «По словам Успенского, новые сапоги для рабочего стоят около пяти рублей. "Есть в "Преступлении и наказании" характерный сюжет. Разумихин был потрясен рваной одеждой Раскольникова и принес ему другую одежду, купленную подержанной. - кто они такие? Ведь было очевидно, что они устали, но они будут довольны два месяца, так как работа была за границей и груз был иностранный: секретарь британского посольства провел последнюю неделю в Торкучи, я носил его всего шесть дней; , Но мне очень нужны деньги. «Женщины часто носят ботильоны.

К началу 20 века ботинки становились все дешевле, но все еще оставались предметом хвастовства для фермеров. В. И. Пызин и Д. А. Засосов упоминают об этом в книге «Жизнь в Петербурге в 1890-1910-е годы»: в углу пришивалась лампочка, чтобы держать петлю для ремня, и рабочие старались как можно скорее нарядиться в городское стиля, покупая лакированную шляпу от солнца, темную куртку и брюки или даже полный комплект. Комплект-тройка, обязательно высокие сапоги. Работающие люди всегда носят высокие сапоги. Большинство людей не носили галош. Не заправить брюки считалось недостойным. Высокие сапоги считаются предметом беспокойства не только потому, что они соответствуют эстетическим принципам работников, но и потому, что они очень удобны в работе: брюки не пачкаются при работе в грязи, ноги защищены от неизбежных травм. Работать тяжело, потому что ноги под сапогами завернуты в толстую портянку. Когда рабочий обосновался, он купил еще одну пару хромированных выходных ботинок с крашеным верхом. Так они и называются – русские сапоги. «Скрипучие» сапоги выходного дня считаются особенно шикарными. Чтобы удовлетворить эти пожелания, сапожники прибегали к такой уловке: между стелькой и подошвой подкладывали сухую бересту, и сапоги начинали скрипеть... Высококвалифицированные рабочие также носили высокие сапоги и простые сапоги, одетые для работы» на подошвах» «Они носили красивые костюмы-тройки, рубашки и галстуки, брюки навыпуск и даже фраки». К концу XIX века сапоги стали постепенно вытеснять сапоги и их «родственника». Если классические бизнесмены первой половины XIX века еще носили «бутылочные» сапоги, то уважаемый бизнесмен конца XIX века ничем не отличался от дворян в одежде, но носил на ногах дорогую и модную обувь.

Б.М. Кустодиев «Купец"

Говоря о старинной обуви, стоит учитывать, что, с одной стороны, один и тот же предмет одежды в разных регионах может иметь разные названия. С другой стороны, одно и то же слово может использоваться для обозначения разных вещей, и не всегда понятно, о чем именно идет речь. Например, используется термин «бахилы». В словаре Российской академии (1789 г.) указано, что они представляют собой «крестьянскую обувь, подобную кошачьей, но спереди короче и подвязанную ремешками, как пеньковые туфли». В других источниках упоминается, что бахилы представляли собой разновидность лаптя, имевшего высокие борта и закрывавшего ступню. Иногда сапоги еще называют бахилами. В.И. Немирович-Данченко писал в «Соловках» (1874): «Действительно, соловецкие монахи всегда и везде носили одну и ту же рясу из толстого грубого сукна, простое холщовое нижнее белье крестьянского покроя, сапоги из тюленьих шкур, были одинаковыми для каждый, будь то губернатор или простой послушник...
Мы к этому привыкли, но паломники жаловались... Шкуры животных мы также использовали для пошива бахил (разновидность сапог), брюк и рубах. Как только вы все это наденете, вы даже наступите в воду по шею, влага не проникнет; Все наши сотрудники их носят. Иногда бахилы бывают толстыми кожаными, выкроенными из цельного куска кожи и не пропускающими воду. Из рассказа А. И. Куприна «На глухаря» (1899): «Я завязал пояс на талии, подтянув потуже. Потянув свиток снизу вверх, давая рукам больше свободы, я встряхнула всем телом, напрягаясь, чтобы ничего на мне не звенело и не болталось, натянула кожаные бахилы и туго завязала их сверху. Мои колени и ноги, в то время как Трофим давал мне последние инструкции, хотя я уже делал это по крайней мере десять раз, я приходил с вниманием и новыми. Любопытство в «Снова послушай» может также объяснить разницу. Это так считали, что первоначально это название давалось сапогам, сделанным из тонкой кожи, снятой с животов животных. Позже так стали называть изящные женские кожаные сапоги или женские сапоги на высоком каблуке.

сапоги 18 века

В романе Достоевского «Идиот» упоминается интересная деталь одежды – сапоги. В начале романа, когда князь Мышкин возвращается в Россию из-за границы в вагоне третьего класса, "на ногах у него были башмаки на толстой подошве и сапоги - какие не все русские". Они похожи на кожаные или тканевые гетры/гетры с пуговицами сбоку. В России они появились в 1727 году как часть военной формы. Затем их носили поверх брюк и ботинок. В 19 веке сапоги не только стали носить в армии, но уже носили под брюками. Чулки и носки считаются нижним бельем и закрываются таким образом. Со временем появились сапоги, верхняя часть которых имитировала сапоги. В результате сам стиль стал называться сапогами.

Актер Клод Рейнс в сапогах

1905 год

Часто упоминаются сапоги из чернослива. Прунель – это тонкая, плотная ткань из саржи, обычно черного цвета. Изготавливается из шелка, шерсти, хлопка. В романе А. Н. Майкова «Весна в Петербурге» «Красавица подняла платье и обнаружила… что на одной ножке был сливовый башмачок». Пизин и Засосов говорили о туфлях менее романтично: «На ноге была башмачок» сливовая обувь. Сливовые сапоги - самая дешевая женская обувь. В сырую погоду поверх них надевают галоши. В праздничные дни черносливовые сапоги заменяют кожаными туфлями или ботильонами со специальными крючками для застегивания пуговиц обычно это дешевая обувь для бедных городских женщин. Но есть и элегантные варианты, украшенные вышивкой, лентами и другими украшениями.

И это лишь малая часть видов обуви, существовавших до революции. В следующий раз расскажу подробнее, кто и как это делает.

[Моя] Российская История Российская Империя Модная Обувь Длинная Статья Исторические Фотографии 20

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Немного о дореволюционной обуви.