Ремонт и история малоизвестной классики: пленочный фотоаппарат Topcon RE-2

Иногда красота техники заключается в её сложной, даже жестокой к пониманию, но гениальной инженерии.

Знакомство с малоизвестным новатором

Всем привет! Сегодня речь пойдет о камере под названием Topcon — бренде, который сегодня известен далеко не каждому фотографу. Для меня это открытие началось с поиска информации о том, кто же создал первую зеркальную камеру с TTL-экспонометром (замером через объектив). Оказалось, что это сделала именно компания Topcon, и это сразу же пробудило во мне желание заполучить такое технологическое чудо прошлого. Спойлер: моя находка не только оказалась рабочей, но и открыла удивительный мир инженерных решений середины века.

Исторический контекст: революция 1963 года

Давайте перенесемся в 1963 год. Хотя Pentax представила систему TTL с точечным замером еще в 1961-м, их камера так и не вышла в массовое производство. А вот Topcon выпустила на рынок модель RE Super. Это была настоящая рабочая лошадка: со съемной пентапризмой, возможностью установки моторизованного привода, невероятно прочным корпусом, шторным затвором и, что самое главное, системой TTL-замера по всему полю кадра. Причем замер осуществлялся при полностью открытой диафрагме — технология, которая стала стандартной лишь спустя годы. Надежность этой камеры была так высока, что она даже использовалась американскими военными моряками. Сегодня же найти её в хорошем состоянии по адекватной цене — большая удача.

В моих руках оказалась более поздняя и упрощенная версия — Topcon RE-2, выпущенная годом позже. Она оснащена центральным (ламинарным) затвором, но сохранила ту же передовую систему TTL-замера.

Для сравнения: в те же годы Pentax Spotmatic, ставший золотым стандартом, все еще не имел замера по открытой диафрагме и использовал шторный затвор. А советский «Зенит» в то время и вовсе был клоном камеры Bessamatic с центральным затвором и устаревшим селеновым экспонометром.

Но что же в этой камере такого особенного, что заставило меня её купить? Присмотритесь внимательно.

Вот более детальный вид... Видите?

Гениальное и странное инженерное решение

Да, её система TTL выглядит необычно и даже немного странно. Подобное решение в те годы использовала только камера Miranda, и больше, кажется, никто не повторял.

Секрет в зеркале. Его амальгама (отражающий слой) была специально профрезерована снаружи, чтобы часть света проходила сквозь него. Прямо под зеркалом расположен фоторезистор, который покрывает почти всю его площадь и измеряет этот проходящий свет.

Для понимания масштаба: в большинстве камер того времени (и последующих) использовался вот такой крошечный фоторезистор размером 5-7 мм.

Обычно их размещали в пентапризме парой, чтобы получить усредненное значение освещенности. Решение Topcon с огромным датчиком на зеркале — это по-настоящему смелый и классный инженерный ход. Мне нравится эта эпоха, когда еще не было понятно, какая технология станет общепринятой, и инженеры экспериментировали, создавая совершенно новые концепции.

Обратите внимание: Основное оборудование и инструменты для ремонта техники.

Еще одна интересная деталь — квадратные ламели затвора Copal, которые были полностью механическими и не требовали батареек для работы.

Японские наклейки на механизме до сих пор на месте — приятная деталь.

А вот так выглядит нижняя сторона верхней крышки (фото не мое, я внутрь не лез). Здесь можно увидеть настоящую цепную передачу для привода экспонометра! Это безумно интересно. В более поздних камерах, например, Olympus OM, для этого использовались тросики. Цепь в фотоаппарате — это что-то уникальное.

Никогда не думал, что увижу цепь внутри камеры...

Практическая часть: ремонт прыгающей диафрагмы

Теперь перейдем к ремонту. Поскольку камера имеет прыгающую диафрагму и замер при открытом отверстии, лепестки диафрагмы постоянно находятся в движении. Со временем старое масло загустело и намертво склеило механизм, особенно после эксплуатации на холоде.

Понятно, что делать — нужно разбирать!

Конструкция объектива продумана блестяще. Все очень наглядно и логично. Что тут скажешь — японцы знали толк в технологиях.

Добираемся до блока диафрагмы. Он выполнен в виде отдельного модуля, что невероятно удобно для обслуживания.

Основная проблема была налицо: лепестки были склеены засохшим маслом.

Процесс стандартный: тщательная промывка и сборка. Некоторые лепестки оказались погнутыми — их пришлось аккуратно выправить. Интересно, что сломанных деталей я не нашел, что наводит на мысль, что камеру уже кто-то разбирал до меня. Возможно, предыдущий ремонт и стал причиной поломки.

Финальная сборка прошла гладко.

Следы от погнутых лепестков, конечно, видны, но в целом диафрагма работает. Небольшой недостаток: на значениях больше f/4 отверстие получается неидеально круглым, но это уже мелочи.

Итоги

Вот и всё. Камера получилась замечательная, все функции работают как часы. Это был увлекательный опыт знакомства с забытым технологическим шедевром. Если у вас есть что-то интересное, требующее ремонта, — пишите!

Берегите себя и свою технику!

[Мой] DIY ремонт оборудования фотоаппарат пленочный фотоаппарат зеркальный фотоаппарат мастерская по ремонту Longpost 7

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Topcon RE-2 (тоже немного ремонта).