Триумфальная арка: история слепого гения Михаила Марголина и его легендарного пистолета МЦ-1

История создания пистолета МЦ-1/МЦ-М: триумф воли и таланта

Эта статья посвящена удивительному творчеству Михаила Марголина, слепого конструктора, создавшего легенду спортивной стрельбы в доцифровую эпоху. Материал был впервые опубликован в апрельском номере журнала «Оружие, оружие и боеприпасы» за 1997 год. Автор – Михаил Дегтярев, главный редактор журнала «КАЛАШНИКОВ».

Сегодня сложно представить, что создатель одного из лучших спортивных пистолетов в мире был полностью лишен зрения. В 1920-е годы 18-летний командир взвода Михаил Марголин получил тяжелое ранение в голову и навсегда ослеп. В то время никто не мог предположить, что этот молодой человек, имевший за плечами лишь три класса образования и прошедший через горнило Гражданской войны, станет выдающимся оружейным конструктором.

Сначала Марголину пришлось заново учиться жить в полной темноте – задача невероятно сложная и мучительная. Сейчас уже невозможно понять, каких титанических усилий воли потребовалось будущему оружейнику, чтобы не сломаться под ударом судьбы и вернуться к активной жизни.

Конструктор Марголин... В отличие от своих коллег, он не мог пользоваться чертежами и технической документацией. Всю нагрузку брала на себя его феноменальная память. Сложнейшие вычисления он производил в уме, а малейшее вмешательство со стороны могло сбить ход мыслей и запутать расчеты. Найденные решения узлов, деталей и их соединений обретали форму сначала в пластилине или дереве. Иногда Марголин просто стоял у станка, инструктируя фрезеровщика о глубине и ширине изготавливаемых канавок, их расположении и необходимых допусках. Визуальные образы будущих деталей с поразительной ясностью рождались в его сознании. По звуку работы механизма оружейник научился определять малейшую неисправность, ее характер и причину.

Михаил Марголин, создатель малокалиберного пистолета МЦ-1, за работой

Прежде чем создать свой знаменитый пистолет, Михаил Владимирович разработал немало более или менее удачных моделей. Однако для запуска в серийное производство оружие должно не только отвечать тактико-техническим требованиям, но и обладать существенными преимуществами перед аналогами. Оно должно «родиться» вовремя, что зависит от множества причин: технических, экономических и даже политических. Из десятков опытных образцов, созданных такими признанными мастерами, как Токарев и Симонов, лишь единицы доходили до конвейера.

Начало пути: от винтовки до полигона

В начале 1930-х годов, работая инструктором в Осоавиахиме в Москве, Марголин сконструировал и изготовил малокалиберную автоматическую винтовку, способную вести автоматический огонь. Винтовка предназначалась для спортивной стрельбы и промысловой охоты и получила высокую оценку самого Василия Алексеевича Дегтярева. Однако в Осоавиахиме сочли, что автоматические винтовки, особенно в автоматическом режиме, ведут к неоправданному расходу патронов, а в Военно-охотничьем обществе заявили, что ни один промысловый охотник не станет гоняться за мелкой дичью с автоматикой. В результате винтовка была показана на Золотухинской опытной станции Осоавиахима, а в производство пошла более простая винтовка конструкции С.А. Коровина.
Самое главное, что с появлением этой модели произошло нечто беспрецедентное: конструктором стрелкового оружия стал слепой человек.
Работа над винтовкой стала отправной точкой в оружейной биографии Марголина. Его заметили и направили в Щурово, на полигон Главного артиллерийского управления. Работа на полигоне позволила Михаилу Владимировичу серьезно расширить свои знания (формального технического образования он не имел) и помогла войти в круг конструкторов стрелкового оружия. Там он познакомился с прославленным российским оружейником Владимиром Марковичем.
После принятия на вооружение Красной Армии пистолета ТТ образца 1930/33 гг. Главное артиллерийское управление поставило перед оружейниками задачу рассмотреть возможность использования малокалиберных патронов калибра 5,6 мм для учебной стрельбы. Уже известные конструкторы Коровин и Токарев разработали для пистолета ТТ сменные стволы, позволявшие вести стрельбу только малокалиберными патронами в неавтоматическом режиме (после каждого выстрела требовалось досылать в патронник следующий патрон из магазина). В 1936-39 годах Марголин уже возглавлял опытно-конструкторскую мастерскую Центрального совета Осоавиахима. Он пошел другим путем и разработал на базе ТТ несколько вариантов 5,6-мм автоматического пистолета. Удачный пистолет ТТ производился в довоенный период.
По внешнему виду и массогабаритным характеристикам он не отличался от штатного пистолета ТТ. Ствол, несколько длиннее боевого, крепился в рамке осью затворной задержки, а возвратная пружина размещалась на стволе наподобие направляющего стержня.
Простой и дешевый однозарядный пистолет калибра 4,5 мм был изготовлен специально для Осоавиахима. Он использовал капсюли и пули «Жевело», а его внешний вид повторял форму ТТ и «Нагана».
Для обучения стрельбе из пулемета Марголин попытался создать на базе ДП малокалиберный пулемет. Пулемет был забракован из-за невозможности автоматической стрельбы патронами с латунной гильзой.
В 1930-е годы в стране шло массовое обучение подростков стрельбе, и стволы используемого оружия быстро изнашивались. Марголин предложил вариант «воскрешения» винтовки с непригодным стволом.
Суть доработки заключалась в следующем. Изношенный ствол снимали, а на его место устанавливали трубу той же длины и соответствующего диаметра. В нее запрессовывалась сохранившаяся часть ствола длиной всего 250 мм и более жестко изготовленный казенник. На внешней поверхности крепились штатные прицельные приспособления. Карабины пользовались большой популярностью в Осоавиахиме, но этому начинанию помешала бюрократия. Согласно действовавшим инструкциям, в утиль сдавались не только изношенные стволы, но и целые винтовки.

Работа в Туле и первый боевой пистолет

В середине 1930-х годов Марголин работал инженером-конструктором в ЦКБ в Туле. Стоит ли говорить, как трудно было Михаилу Владимировичу устроиться на такую работу! Многие, включая руководителя ЦКБ, просто не понимали, как конструктор оружия может быть слепым. Федор Васильевич Токарев в этот момент проявил завидную прозорливость, поверил в конструктора и в дальнейшем очень помогал ему.
Марголин вместе с Токаревым и тремя другими конструкторами участвовал в конкурсе на разработку нового армейского пистолета калибра 7,62 мм на замену ТТ. Через некоторое время, осознав, что будущее за 9-мм патроном, он добровольно отказался от участия. О том, что Марголин успешно сконструировал 9-мм пистолет, известно мало.

В 1940 году он представил в НИПСМВО (Научно-исследовательский полигон стрелкового оружия и минометов) 9-мм пистолет ТКБ-205 для высшего армейского командования под опытный патрон ПП-39 (прототип патрона 9х18 мм для ПМ).

Разрез пистолета «ТКБ-205». 1 — рамка; 2 — пластиковая рукоятка; 4 — спусковой стержень; 6 — стержень; 7 — боевая пружина; 10 — шептало; 12 - магазинная коробка; 13 - днище магазинной коробки; 15 - затвор; 17 - ударник; 19 - багажник; 20 - возвратная пружина; 22 — магазинная пружина

Пистолет ТКБ-205 работал по схеме со свободным затвором. Спусковой механизм — несамовзводный. Возвратная пружина — спиральная. Ударник — подпружиненный. Кнопочный предохранитель блокировал шептало и спусковой крючок при взведенном курке.

Прицельные приспособления состояли из полукруглой мушки и неподвижного целика. Рукоятка была пластиковой и охватывала рамку (как у ПМ). Среди особенностей этого пистолета можно отметить трехперую пружину, выполнявшую функции шептала, спускового крючка и защелки магазина. Ствол снимался при неполной разборке.

Для частичной разборки пистолета необходимо было снять магазин, оттянуть затвор немного назад и удерживать его в таком положении. Затем следовало взяться за переднюю часть направляющей возвратной пружины, потянуть ее вперед и, отпустив, наклонить ее заднюю часть, служившую упором ствола, вниз. После этого ствол поворачивался на 90° и отделялся от корпуса пистолета в дульном направлении вместе с затвором.

На полигоне были проведены сравнительные испытания ТКБ-205 и пистолета ПВК-1. При проверке надежности работы автоматики ТКБ-205 дал 10,0% задержек против 43,3% у ПВК-1. Общий процент задержек за все испытания составил: 8,2% для ТКБ-205 и 11,2% для ПВК-1. Комиссия признала, что «работа автоматики обоих пистолетов неудовлетворительна». По точности боя и пробивному действию пистолеты показали примерно одинаковые результаты.

Экспериментальный 9-мм пистолет ПВК-1, конкурировавший с разработкой Марголина на полигонных испытаниях

В то же время ТКБ-205 существенно превосходил ПВК-1 по простоте конструкции, в основном за счет отсутствия функции самовзвода: 23 заводских детали против 54. Таким образом, по сумме всех результатов испытаний оба образца испытания не выдержали, однако доработка ПВК-1 не рекомендовалась, так как комиссия сочла его «копией пистолета Вальтера, только с изменением калибра».

Кстати, отношение испытателей к зарубежным разработкам было отнюдь не пренебрежительным. Поэтому в НИПСМВО сочли целесообразным «при совершенствовании пистолета ТКБ-205» учесть все положительные стороны пистолетов «Вальтер» и «Беретта».

Испытательная комиссия, характеризуя ТКБ-205, отметила: «Конструкция системы заслуживает внимания (простота разработки, малое количество деталей и простота изготовления, плоская форма и хорошие габариты), и рекомендуется доработать ее прицельные приспособления, а также изменить форму рукоятки (ее передней части), сделав ее более удобной и исключив воздействие спускового крючка на руку при стрельбе».

Характеристики пистолетов ТКБ-205 и ПВК-1

Однако с началом Великой Отечественной войны к перспективным боевым пистолетам возникло дополнительное требование – наличие самовзводного ударно-спускового механизма стало обязательным, и доработка пистолета ТКБ-205 была прекращена.

Рождение легенды: спортивный пистолет МЦ-1

Опыт, полученный при создании боевых пистолетов, пригодился при работе над малокалиберными автоматическими пистолетами. В декабре 1940 года Марголин вернулся в Москву и возобновил разработку спортивных пистолетов, начатую еще в 1936 году. Через полгода, 21 июня 1941 года, были подведены итоги испытаний и принято решение о заказе 500 пистолетов. Но на следующее утро ни о каких спортивных пистолетах не могло быть и речи – 22 июня началась война.

С осени 1941 года по октябрь 1943 года Михаил Владимирович занимался эвакуационными работами на военном складе в Сибири. Затем вернулся в Москву и работал в Отдельном конструкторском бюро, которое в то время занималось составлением инструкций по эксплуатации систем вооружения. В ОКБ Марголин познакомился с Г.С. Шпагиным. После войны конструктор вновь обратился к спортивному оружию и в 1946 году представил полную линейку малокалиберных пистолетов, модернизированных на базе пистолета ТТ.

Эти пистолеты отличались от довоенных модификаций способом крепления ствола (приваривался к рамке) и тем, что при разборке оружия затвор снимался в направлении «назад». Этот пистолет не был запущен в производство, так как к тому времени уже выпускалось большое количество пистолетов Р-3 и Р-4 конструкции Г. В. Севрюгина, а единственный экземпляр сохранился в оружейной коллекции Московского Исторического музея.

Это побудило Марголина создать оригинальную, ни на что не похожую конструкцию. На анализ существующих конструкций пистолетов ушло больше года. Особую сложность представляла разработка прицельных приспособлений. Первая партия пистолетов новой модели – пять штук – была изготовлена в конце 1947 года и успешно прошла заводские и полигонные испытания.

Михаил Марголин разработал малокалиберный автоматический пистолет МЦ-1, который вскоре заставил заговорить о своем создателе. Его первое «выступление» за рубежом состоялось на 36-м чемпионате мира по стрельбе, проходившем в Венесуэле в 1954 году. В итоге наши стрелки добились убедительной победы

Пистолет был предназначен для автоматических систем стрельбы на дистанции до 50 м, принцип его работы – отдача свободного затвора. Спусковой механизм несамовзводный и позволял вести стрельбу только одиночными выстрелами. Предохранитель блокировал шептало при взведенном курке и позволял зафиксировать затвор в крайнем заднем положении. На затворе были установлены подпружиненные выбрасыватели, а на рамке – жесткий отражатель. Питание пистолета осуществлялось патронами из отъемного однорядного коробчатого магазина. Емкость магазина составляла 10 патронов.

Для стрельбы использовался патрон кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм (.22 Long Rifle). Первоначально пистолет выпускался с длиной ствола 140 и 180 мм, позже получил обозначение МЦ-1 (МЦ-М) с длиной ствола 160 (150) мм.

Пистолет Марголина калибра 5,6 мм. Неполная разборка

В начале 50-х годов, когда отечественная промышленность освоила выпуск укороченного патрона калибра 5,6 мм (.22 Short), пистолет был модернизирован в соответствии со снижением мощности патрона и требованиями упражнения «скоростная стрельба по силуэтной мишени» (5 выстрелов за 3 секунды) и получил индекс МТС-1 (позже МЦ-У). МТС-1 отличался от пистолетов серии МЦ-1 наличием дульного компенсатора, более легким затвором, более слабой возвратной пружиной, а емкость магазина была уменьшена до 6 патронов. Этот вариант пистолета хорошо показал себя на 38-м чемпионате мира в Каире.

«Триумфальная арка»: уникальный прицел

Основным преимуществом прицельных приспособлений МЦ-1 стала жесткая фиксация целика и мушки относительно ствола. Мушка устанавливалась на основании у дульной части ствола и легко регулировалась по высоте с определенным шагом. Целик монтировался на П-образном основании, охватывавшем затвор. Основание жестко крепилось к задней части рамки и позволяло легко вносить боковые поправки. Такая конструкция полностью исключала влияние любых вибраций прицельных приспособлений относительно ствола на точность стрельбы.

Знаменитая «арка» Марголина – целик на П-образном основании, под которым перемещается затвор

Несмотря на кажущуюся простоту, Марголин был первым конструктором стрелкового оружия, применившим такое устройство в серийном пистолете. Этот пистолетный прицел коллеги Михаила Владимировича называли «Красные ворота», а за границей он был более известен как «Московские ворота» или «Триумфальная арка». Правда, мало кто за рубежом знал, что конструктор, воздвигший эту «Триумфальную арку», был слеп и ни разу в жизни не видел ее своими глазами.

ТТХ пистолета МЦ-1

Пистолеты Марголина хорошо известны своей простой конструкцией и высокими характеристиками. Конструкция пистолета практически не менялась на протяжении всего периода его производства. Модернизация в основном касалась изменения конструкции прицельных приспособлений, технологии изготовления и размеров отдельных деталей, а также конфигурации рукоятки и принадлежностей. Единственное существенное изменение – отказ от флажкового предохранителя (остался предохранительный взвод курка).

Наследие конструктора

Работа М. В. Марголина не ограничилась созданием МЦ-1. Впоследствии, в 1956 году, он получил авторское свидетельство на однозарядный целевой пистолет, уступавший по результатам только конструкции Э.Л. Хайдурова (ныне ТОЗ-35). Небольшая серия однозарядных пистолетов, разработанных Марголиным для начинающих («Заря»), долгое время использовалась в стрелковых клубах Москвы. Ветераны помнят и пневматические пистолеты МЦ-60.

Интересен был и эксперимент со спичечным пистолетом с изогнутым стволом. Длина ствола составляла 500 мм, а общая длина пистолета – всего 300 мм.

Судьба Михаила Владимировича Марголина – это подвиг длиною в человеческую жизнь, беспрецедентный пример воплощения силы воли, неиссякаемого трудолюбия и огромного таланта.

Он ушел из жизни, так и не успев осуществить все свои замыслы. Слепой почти всю свою жизнь, он дал миллионам людей возможность увидеть то, что он для них создал.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: «Триумфальная арка» Михаила Марголина.