Культы юго-западных славян

Почтовая служба Словении уже несколько лет выпускает марки на темы славянской мифологии. Выбор фигур для включения в марки из обширного пантеона языческих богов и других мифических образов древних славян, по-видимому, определялся их популярностью в словенской культуре.

Тема началась с выпущенной в 2003 году марки, посвященной Богу от имени Кресника. За отсутствием достаточных доказательств некоторые мифологи полагают, что этот бог был сыном Перуна. Сложная серия анализов показала, что бог был похож на восточнославянского бога Хорса, фигуру из языческого пантеона, исторически известного как «секс-бог князя Владимира». В то же время они заметили существование подобных культов среди народов стран Балтии.

Художник изображает Кресника, поражающего рептилию молнией. Сюжет связан с легендой, согласно которой Кресник влюбился в дочь змеи, которая была его врагом. Думаю, житейская подоплека такой легенды ясна и не нуждается в пояснениях.

Но существуют и другие варианты функции Кресника. Поэтому в некоторых вариантах легенды он предстает охотником на вампиров, полностью трансформировавшимся из статуса бога в статус народного героя, победившим дракона и освободившим принцессу.

Красивая марка 2004 года, посвященная Розанице и ведьмам. Хоть они и не относятся к числу богинь, но являются важными демоническими фигурами во всей славянской мифологии. Они всегда приходят к малышу по трое и оставляют на лбу невидимый след, предсказывающий судьбу будущего человека. Не помешает оставить на всякий случай родителям малыша какое-нибудь угощение и немного денег, чтобы они могли переночевать.

Марка была выпущена в 2005 году в честь весны. Словенско-сербо-хорватская богиня естественного возрождения жила во дворце на вершине холма и заботилась об урожае и благополучии народа. Она покинула дворец в феврале и поехала в долину в деревянной карете.

Во многих странах существуют ритуалы, связанные с встречей весны. Есть ли в восточнославянском пантеоне что-то вроде весны? Церемония Праздника Весны в Беларуси называется Ляля. Дальше на восток вряд ли можно найти подобные аналогии в научных трудах мифологов. В. Я. Пропп, изучающий русские сказки и обрядовые формы, указывал, что у восточных славян не было обрядов весеннего возрождения, а были только обряды смерти - проводы зимы, сжигание или топление соломенных статуй. Кострома, символ смерти, похожа на Марию-Морену-Мори у других славян. А вот в марте и апреле люди обычно «зовут весну», чтобы поприветствовать прилет птиц.

Марка, выпущенная в 2006 году, посвящена этому богу, считающемуся одним из верховных божеств в пантеоне некоторых западнославянских племен. Но он также упоминается в «Однажды в сказке». Из-за отсутствия достоверных источников у мифологов нет четкого представления о боге по имени Сварог. Его классифицируют как «бога огня». Наиболее распространенные версии связывают его с древним Гефестом и прослеживают его происхождение от древнего ханаанского и вавилонского бога-кузнеца, повелителя огня и создателя человечества.

Между тем, недавно обсуждалась версия, согласно которой имя Сварог было просто ошибкой, допущенной древними писцами при описании бога солнца Сварожича. Неслучайно словенский Сварог, изображенный художником Андреем Чуфером этой тематической серии, не горит, а освещает землю.

В следующем, 2007 году, бренд выпустил трех персонажей. Один из них — утконосый карлик по имени Пек Мандилич. Книги, комиксы и компьютерные игры рассказывают о приключениях этого интересного, но, видимо, не злого существа. Он обитатель пещеры недалеко от современного города Идрия. Хранитель сокровищ, клоун и помощник горняков в поисках богатой руды.

второй персонаж — Чатеж, еще один обитатель подземелья, карлик, в честь которого названы город и крупнейший курорт Словении. Кто третий?

Таус — одно из имён дьявола в исламской культуре. Бог тьмы также имеет такое же имя в езидско-курдской религии, восходящей к зороастризму. В мифологии европейских народов подземные жители карлики относятся к «темным силам». Но гномы Пекмандилич и Кац были дружелюбны. Вероятно, поэтому и на марках у дьявола нет злого лица. Но вот вопрос: как и когда восточное имя Таус вошло в мифологический словарь юго-западных славян?

Одним из популярных славянских богов, изображенных на марке 2008 года, является Макошь (Мокша). Это женское божество также входило в легендарный пантеон, известный как «Шесть богов князя Владимира». Точное происхождение названия неизвестно, но известна функция этого бога: покровительство разведению и прядению овец. В то же время многие исследователи отмечают близость Мокоши к древнерусскому понятию «Влажная Мать-Земля».

Нет ничего плохого в том, что художник изобразил мокошь с клубком пряжи и кувшином с водой, поскольку без достаточного увлажнения процесс изготовления ткани является неполным.

Оборотень, изображенный на марке 2009 года, — популярная фигура в мифологии многих стран. Первое упоминание об оборотнях имеется в трудах Геродота. Древние авторы упоминают нируа — ныне легендарный народ, живший на территории, позднее заселенной славянами. Но связи между славянами и невротиками обнаружено не было.

Одна из обсуждаемых идей заключается в том, что поклонение оборотням возникло из обрядов инициации молодых воинов, когда было принято носить шкуры животных, чтобы продемонстрировать свою ловкость и свирепость. Шкура волка для этого подходит больше всего, как по величию зверя, так и по его размерам. Волков не только боятся, но и восхищаются. Известно, что у болгар и гусулов ​​есть «Волчий праздник», посвящённый памяти этого зверя. Возможно, дело не только в них.

Теперь о самом интересном. Корент, изображенный на марке 2010 года, был западнославянским богом безудержного удовольствия и гедонизма. Первоначально это поклонение было прерогативой одиноких мужчин. Но тогда участвовали все, включая детей. Сегодня маскарады и фестивали его имени ежегодно проводятся не только в Словении, но и в Хорватии, Сербии, Македонии, Венгрии, Австрии и Италии.

устоялся даже такой термин: курентованые, обозначающий ритуальное поведение участников маскарада. В большинстве случаев этот праздник совпадает с окончанием зимы и наступлением весны. Как видите, этот языческий персонаж сумел стать популярным в разных культурах и религиях.

Ничего подобного у восточных славян не было. Благодаря А. Н. Афанасьеву можно встретить счастливого бога по имени Ослад, но в трудах более поздних исследователей этот персонаж не встречается и его считают вымышленным.

«Я русалка, я русалка, рядом со мной никого нет», — поет грустный персонаж голосом Анатолия Папанова в советском мультфильме «Дирижабль». На самом деле русалка, завершающая тему на марке 2011 года, — одно из самых отвратительных существ в мифологии. Безжалостный убийца, способный превращаться в рыб, животных и даже детей для совершения своих преступлений. Отношение к нему одинаковое у славян и других народов, и в их мифологии он фигурирует примерно с тем же именем и функцией. Корень этого культа очевиден: страх утонуть.

[Моя] Мифология Мифология Языческий славянский Филателия Словенский Карлик Весна Длинный столб 2

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Культы юго-западных славян.