Чтение романа Виктора Гюго «Отверженные» натолкнуло автора на размышления о том, как классик французской литературы и его современники воспринимали Россию. В тексте, затрагивающем польские восстания против Российской империи, Россия предстает как сила, угрожающая европейской цивилизации, деспотичная и варварская, более близкая к Азии, чем к Европе. Это не было личным мнением одного писателя, а отражало широко распространенный на Западе XIX века взгляд, корни которого уходят в культурные клише и особенности исторического развития.

Гюго, описывая угнетение Польши, проводил параллели с ситуацией в Северной Италии под властью Габсбургов. Однако его риторика о России была особенно резкой: он видел в ней центр деспотизма, сравнивая с гуннами и османскими ордами, и утверждал, что страна лишь внешне просвещена, но внутренне чужда Европе. Это заставляет задуматься: на чем основывался такой образ и была ли в нем хоть капля истины, или это была чистая иллюзия, порожденная политическими и культурными предрассудками?
Формирование образа «дикой Азии» в европейском сознании
Первый вопрос, который требует осмысления: почему огромный и древний континент Азия, колыбель многих цивилизаций и технологий, в глазах европейцев XIX века превратился в символ дикости и тирании? Ответ кроется в драматическом изменении баланса сил. К XVIII–XIX векам благодаря научной революции, Просвещению и промышленному перевороту Западная Европа совершила гигантский рывок вперед, обогнав в развитии даже такие могущественные азиатские державы, как Китай.
Этот беспрецедентный успех породил у европейских интеллектуалов чувство превосходства и мессианской роли. Они стали считать Европу «избранным» континентом, единственным двигателем прогресса. При этом забывалось, что многие основы цивилизации — земледелие, государственность — пришли в Европу с Востока. Находясь на пике собственного могущества, европейцам было легко впасть в гордыню и объявить отстающими тех, кто еще жил в рамках традиционного общества.
Таким образом, в XIX веке в Западной Европе расцвел расизм. Азия стала не только объектом колониальной эксплуатации, но и идеологического унижения. Азиатов считали склонными к подчинению тиранам, суеверными и необразованными, не делая особых различий между разными народами континента. Особенно негативную окраску имел образ евразийских степных кочевников — гуннов, монголов, аваров, чьи разрушительные нашествия оставили глубокий травматический след в коллективной памяти Европы со времен Средневековья.

Россия и степное наследие: как возникла «Московия»
Какое отношение это имеет к России, стране с христианской религией, славянским языком и европейской историей? Ключ к разгадке — в глубокой исторической связи Руси со степным миром. Долгое время границей между Европой и Азией считалась не Уральская гора, а линия, разделяющая оседлые леса и кочевые степи. Обширные степные пространства современной России на протяжении веков были «проходным двором» для кочевых народов из глубин Азии.

В западноевропейском сознании сложился противоречивый образ России. С одной стороны, она сама сильно пострадала от монгольского нашествия. С другой — возникла и укрепилась точка зрения, особенно выгодная ее соперникам, вроде Речи Посполитой, что Московское княжество и выросшая из него империя являются политическим наследником Золотой Орды. Согласно этой логике, Москва, сбросив власть ханов, переняла их деспотичную сущность. Для ослабления России в глазах Европы ее стали намеренно называть «Московией», отрывая от киевского наследия и представляя как чужеродное азиатское образование.

«Империя» гуннов (фактически кочевая группа) располагалась на будущих степях Руси

В России много степей, где когда-то бродили пастухи

Безусловно, влияние степного Востока на Россию было значительным. В русском языке много тюркских заимствований (деньги, казна, башмак). Была перенята эффективная ямская почтовая служба. После присоединения Казанского и других ханств татарская знать (мурзы) интегрировалась в российское дворянство, дав начало знаменитым родам вроде Юсуповых, Тургеневых и Аксаковых. Казачество, расселившееся на степных рубежах, переняло многие элементы кочевой военной культуры.
Однако считать Россию неевропейской страной на этом основании — грубое упрощение. Ее фундамент оставался европейским: христианство византийского обряда, славянский язык и культура, оседлый земледельческий уклад. Формы авторитарной власти складывались под влиянием византийской, а не кочевой традиции. Таким образом, Россия, бесспорно, испытала сильное восточное влияние, но это не отменяет ее европейских корней.

На самом деле большая часть населения Руси является ближайшими соседями кочевых племен

Роды Тургеневых и Аксаковых, а также князя Юсупова - все потомки "азиатов

Политический контекст: почему стереотип укрепился в XIX веке
Идея о «полуазиатской» России получила широкое распространение в XIX веке не только из-за исторических ассоциаций, но и по актуальным политическим причинам. Российская империя, особенно после наполеоновских войн, стала оплотом консерватизма и легитимизма в Европе. Император Николай I, подавивший польское восстание 1830–1831 годов и создавший Священный союз для борьбы с революциями, воспринимался западными либералами как главный жандарм и душитель свободы.
В эпоху романтизма, склонного к идеализации, образ борющейся за свободу Польши резко контрастировал с образом реакционной России. Для таких писателей, как Виктор Гюго, это был конфликт света и тьмы, цивилизации и варварства. В своем обращении 1863 года он прямо призывал русских солдат выбрать между «Петербургом, которым правит тиран, и Варшавой, которой правит свободный человек», полностью игнорируя имперские амбиции самих польских националистов.

Вот он, наследник дел Аттилы
Таким образом, консервативная внешняя и внутренняя политика России сделала ее удобной мишенью для западноевропейской либеральной интеллигенции. Стереотип о «варварской Азии» стал идеологическим оружием в этой полемике. Важно понимать, что подобному «остракизму» подвергались не только Россия. В рамках расистской иерархии, выстроенной тогдашней Западной Европой, «неполноценными» или «недостаточно европейскими» могли объявить ирландцев, южных итальянцев или испанцев, находя в их истории следы смешения с другими народами.
Экономический и технологический рывок Запада породил иллюзию не только материального, но и морального превосходства. Любые отличия от «прогрессивной» модели развития трактовались как признак отсталости и «дикости». Россия, как крупнейшая и могущественная держава Восточной Европы, проводившая независимую и консервативную политику, оказалась в эпицентре этой критики.
Наследие этих представлений ощущается и сегодня, хотя в своей откровенно расистской форме они уже не являются мейнстримом. Однако глубинные нарративы о России как об угрозе «цивилизованному» миру, идущей извне, сохраняются, уходя корнями в ту самую эпоху, когда Виктор Гюго писал свои пламенные строки.
Обратите внимание: Почему НАТО захотели свой Т-80БВМ.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Почему Россию долгое время считали полуазиатской страной?.