Тивдийские мраморные каменоломни: технологии и труд XIX века в Карелии

Начало промышленной разработки

Согласно архивным данным Олонецкого губернского статистического комитета, промышленная разработка Тивдийских месторождений мрамора началась в 1757 году. Изначально карьеры находились в ведении конторы Олонецкого Петровского завода, а в 1768 году были переданы в распоряжение Комитета по строительству Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, что подчеркивало стратегическую важность этого сырья для имперской архитектуры.

От ручного труда к механизации

До начала XIX века весь процесс добычи и обработки мрамора был исключительно ручным. Камень дробили и распиливали на блоки нужного размера, называемые «кусками». На этих тяжелейших работах было занято до 42 казенных крестьян и около 160 бесплатных рабочих. Переломным моментом стал 1807 год, когда была основана первая мраморно-пильная фабрика, разделенная на два цеха: механический, где камень обрабатывали машинами, и ручной, для тонкой работы.

Технологии распиловки и полировки

В механическом цехе установили пильные рамы, приводимые в движение водяными колесами. Если в 1807 году таких рам было около десяти, то к 1845 году их число выросло до сотни. Производительность пил была невысокой: за сутки лезвие углублялось в камень всего на 6–9 сантиметров, в зависимости от его твердости. Для резки использовали гладкие пилы без зубцов, а абразивом служил влажный кварцевый песок, который рабочие постоянно подсыпали под полотно. Для придания мрамору зеркального блеска его полировали смесью смолы и песка, а завершающую полировку выполняли вручную.

Непосредственно в карьерах мрамор добывали, сочетая бурение и пороховые взрывы. Для бурения шпуров применяли тяжелые железные долота со стальными наконечниками, по которым били молотами.

Масштабы добычи и рекордные блоки

Производительность труда бурильщиков была ограничена: двое рабочих за день могли пробурить отверстие глубиной до 35 см. Добываемые блоки поражали своими размерами: их вес варьировался от скромных 900 килограммов до гигантских 1200 тонн. Летом 1850 года был извлечен один из крупнейших монолитов весом около 1800 тонн. А в 1902 году был установлен абсолютный рекорд: добыли и подготовили к отправке блок невероятных размеров — 24×17×10 метров.

На иллюстрации 1902 года запечатлен процесс подготовки к отделению такого гигантского мраморного блока от скального массива.

После взрыва монолит раскалывали на более удобные для транспортировки куски, просверливая ряд отверстий и забивая в них клинья. Грубые заготовки весом до 2,5 тонн затем везли на фабрику для дальнейшей обработки. Интересно, что для Исаакиевского собора на месте выполняли лишь черновую обработку, а финальную доводку колонн и деталей делали уже непосредственно на строительной площадке в Петербурге.

Титанический труд транспортировки

Доставка мрамора от карьера до водных путей была, пожалуй, самой сложной задачей. Путь пролегал по суше, малым озерам и рекам. Для перевозки блоков весом более 16 тонн использовали гужевой транспорт. Капитан Соболевский в своем отчете 1839 года описывал этот процесс: с середины декабря и до весенней распутицы мрамор везли на специальных санях к берегу Ладожского озера. Ежедневно в этих работах было задействовано от 500 до 2000 лошадей и столько же возчиков. К небольшим камням запрягали 3 лошади, к средним — 6, а для перемещения самых тяжелых монолитов требовалось до 130 лошадей одновременно. Обычный рейс от карьера до озера занимал у обоза целый день.

Взгляд со стороны

Еще более раннее и яркое описание оставил финский пастор С. Алопеус в 1787 году. Он подробно рассказал об уникальных санях, которые изготавливали из цельных изогнутых березовых стволов и корней, обивая полозья железом для прочности. Для погрузки использовали рычаги и вороты. Запряжка была сложной: несколько лошадей впрягали в оглобли, а основная масса — от 10 до 80 голов — привязывалась дугой на длинных веревках впереди саней. По команде возницы все животные одновременно начинали тянуть, сдвигая многотонную глыбу с места и двигаясь полурысью, пока не выдыхались. Эта работа требовала невероятной слаженности и усилий.

Материал подготовлен на основе книги «Разломы Тивдинского мрамора: (Петрозаводский уезд)», изданной в 1876 году заместителем председателя Олонецкого губернского статистического комитета А. Ивановым.

Российская Империя Технология мраморных карьеров История России Длинный пост 4

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как добывали мрамор в 19 веке. Тивдийские каменоломни (Карелия).