Доисторические потопы. Истоки иранского эпоса

Продолжаем тему наводнений. Показав некоторые мифы и некоторые современные наводнения, мы можем говорить о тех наводнениях, которые не зафиксированы в письменных материалах.

После некоторых мучений я решил излагать события по отдельности или частями — в одну статью все уместить невозможно.

Фотографии, привлекающие внимание

Я сделаю исключение и напишу свою первую статью о доисторических наводнениях. Давайте поговорим об истоках мифа об иранском наводнении, начав с самого мифа, а затем обсудим возможные наводнения и их время. В дальнейшем мы обсудим события и людей, которых они могут коснуться.

Давайте посмотрим на текст Вендидат («Законы против богов»), входящий в иранскую зороастрийскую Авесту:

22. Ахура Мазда сказал Имме:

«О прекрасная Имма, сын Виваванта!

знай, что они скоро придут

Суровая зима и лютый холод!

Они разрушат этот мир,

Потому что снег будет падать так же высоко, как горы,

Глубокий, как океан.

23. Спасти можно только треть скота

В крытых стоянках на вершинах гор и в долинах рек.

24. Пастбища теперь зелены —

Наводнения свирепствуют; озера, где пасутся овцы, переполнятся.

25. Поэтому была построена вала шириной в две мили

в четыре стороны света

и взял туда скот,

Люди, собаки, птицы и красные горящие огни.

...

30. В первом круге Валы Частокола вырежьте девять проходов,

средний – шесть,

Внутри-Три.

Используйте свою трубу, чтобы позвать мужчин и женщин;

Поместите тысячу за первым забором,

Шестьсот – выше среднего,

Триста – для внутреннего

и вырезал световой люк в крыше,

Чтобы в них был свет».

31. Тогда И Ма подумал:

«Как мне построить Уоллу,

Ахура Мазда рассказал мне?»

Тогда Ахура Мазда сказал Имме:

«О прекрасная Имма, сын Виваванта,

Топните пятками по земле и вот так раздавите руки,

Как люди лепят мокрую глину».

В «Ригведе» (которая уже является индийским источником) упоминаются временные форты, куда они отправлялись во время осенних муссонных паводков. В Ригведе используется Самварана («загон для скота») с корнем вар – «окружающий, защищающий» и приставкой «сам.

Специалисты убеждены, что древнейшие аспекты Ригведы и Авесты существовали в то время, когда иранцы и индоарии были одним индоиранским народом, а до тех пор, по мере разногласий народов, в текстах только тогда возникали разногласия. Эти древние слои настолько похожи, что когда предпринимаются попытки перевести Авесту в Веды, в результате становится трудно отличить писания от оригинального текста Ригведы.

форты, упомянутые в Ригведе, могут принадлежать как отечественным, так и иностранным народам, хотя общее описание фортов одинаково. В данном случае púr — это корень существительного, связанный с корнем глагола «заполнять». Другие исследователи уточняют, что пур означает «каменный/глиняный вал», «ров".

Проанализировав текст «Ригведы», исследователи пришли к выводу, что упомянутый форт следует охарактеризовать следующим образом:

«Форт состоит из одной или нескольких круглых или овальных концентрических стен. Они построены из земли (глины) или камня. Форт укреплен рядом защитных устройств, которые могут быть сожжены: воротами, частоколами, живыми изгородями, колючими растениями, людьми. Живя в форте, где была еда, вода и фураж, люди не всегда жили в форте; во время опасности форт сначала использовался для обороны, а после осажденного лагеря форт необходимо было отремонтировать дождливый сезон."

Оказывается, в Ригведе и Авесте форты, скорее всего, были глиняно-земляными с несколькими рядами частоколов. Ближайшие аналоги, которые можно встретить на миграционных путях индоиранских племен, находятся на территории Бактрийско-Маргианского археологического комплекса. Однако это не соответствует объединению индоарийского и иранского языков. В показанной местности первые подобные крепости появились в конце второго тысячелетия до нашей эры, причем они уже в это время были связаны с земледелием (наличие оросительных каналов), а общества древних Авесты и Ригведы пастырское общество. Индоарии пересекли эту территорию раньше иранцев. Более того, у соседей к этому моменту были СМС, но никаких свидетельств затопления в них не было, как не было и следов затопления в этом районе.

Оказывается, самое раннее существование вышеупомянутой крепости относится к синташтинской культуре (2200-1900 гг до н э.). Большинство полагает, что эта культура является общей для всех арийцев, а некоторые считают, что это просто протоиранская культура.

Ареал синташтинской культуры выделен темно-красным цветом.

усовершенствованная планировка поселения Аркаима на основе материалов микромагнитной съемки (а) и раскопок (б

В укреплениях этой «городской земли» городские стены и (сухие) траншеи были неразделимы, причем траншеи служили для увеличения высоты стен. Стены обычно делают из деревянных форм, в которые насыпают и утрамбовывают сухую или влажную землю. Все комнаты внутри примыкают друг к другу стеной. За одной стеной находится еще одна стена. Структура внутренних стен аналогична структуре наружных стен (только без рва). На уровне земли по кругу простирается «нижняя» улица, под которой проложена дренажная канава, а наверху – настил. Предположительно, из дома через дыру в крыше дома можно выйти на «нижнюю» улицу и «верхнюю», проложенные вдоль крыши.

Интересно, что здесь к внешним валам соединены дополнительные изогнутые ворота и валы, а внутри глинобитных стен узкие коридоры. Внутренние и наружные стены соединены радиальными стенами. Поэтому свободно ходить по поселению можно только на крыше, на которой находится лабиринт, похожий на Минойский лабиринт (тайна каменного лабиринта северной Руси).

Городище Аркаим (расшифровка ниже)

Городище Аркаим (по данным интерпретации аэрофотоснимков 1956, 1974 и 1978 гг.). 1 – руины оборонительных стен городища; 2 – рвы, искусственные каналы; 3 – жилые углубления; 5 – хозяйственные постройки; 6 – следы древнего земледелия – «Аркаимский огород»; 7 – ложе искусственного водоема; 8 – руины плотины; 9 – небольшие понижения и ямы; 10 – Александровский курган; 11 – подпрямоугольная структура, представленная микрорельефами в виде чередующихся гряд и цепочек ям; – древняя дорога; 13 – криволинейный контур; 14 – край пойменных террас.

Укрепления «Города-государства» были круглыми, овальными и квадратными. Более того, в одном и том же месте в разное время могли существовать крепости разной формы. Исследователи считают, что это было началом раскола индоиранцев на индоариев и иранцев, когда разные группы завоевывали поселения друг друга и строили их по-своему.

Поселения андроновской культуры (2000-1150 гг до н.э.), прародительницей которой является синташтинская культура, были уже гораздо проще - они состояли из 10-20 жилищ, расположенных вдоль реки в один или два ряда, окруженных рвом и двор. Частокол городской стены (иногда глинобитной). Эту культуру часто связывают с иранскими племенами (некоторые связывают ее с восточноиранскими племенами, создателями зороастризма).

Однако вернемся к теме наводнений. Эти укрепленные поселения синташтинской и андроновской культур располагались на берегах рек, подверженных весенним паводкам.

Красным цветом отмечены регионы Казахстана, где объявлено чрезвычайное положение из-за наводнения 2024 года.

Наводнения на Южном Урале в 2024 году затронули территории андроновской субкультуры и синташтинской культуры. Например, в 2023 году наводнение затопило заповедник Алкаим".

Поэтому можно предположить, что после обильных снегопадов и холодных зим в районах выращивания этих культур особенно разрушительное весеннее половодье затронуло большую территорию, в то время как «Вар» оставался единственным засушливым районом на многие километры вокруг. Тем временем жителям пришлось «блокировать» вход в форт и свои дома, чтобы пережить наводнение. Очень холодная зима, о которой упоминается в Авесте, совпадает с периодом засушливости лугов (событие 4200 лет назад). Это событие практически в чистом виде осталось в иранской мифологии.

[Моя] История (Наука) Культура Мифология Иранская синташтинская культура Длинный пост 6

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Доисторические потопы. Истоки иранского эпоса.