Михаил Кошкин: жизненный путь и наследие создателя легендарного Т-34

В этой статье мы подробно рассмотрим биографию выдающегося советского конструктора Михаила Кошкина и историю создания танка Т-34, который стал символом победы в Великой Отечественной войне.

Ранние годы и становление

Михаил Ильич Кошкин появился на свет 21 ноября (3 декабря) 1898 года в деревне Брынчаги Ярославской губернии, в простой крестьянской семье, где было много детей. Уже в 14 лет он отправился на заработки в Москву, где устроился работать в карамельный цех кондитерской фабрики, которая позже стала известна как «Красный Октябрь».

В сентябре 1917 года Кошкина призвали в армию, а уже в 1918 году он добровольно вступил в ряды Красной Армии. Он принимал участие в боях под Архангельском и Царицыном, где получил ранение. В 1919 году Михаил Ильич стал членом ВКП(б).

Образование и начало карьеры

В 1921 году его направили на учёбу в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова в Москве. После окончания университета в 1924 году Кошкин работал директором кондитерской фабрики в Вятке. С 1927 года он был членом Вятского губкома ВКП(б) и заведовал отделом агитации и пропаганды.

Осенью 1929 года, в рамках программы подготовки партийных кадров для технической интеллигенции, Кошкина направили на учёбу в Ленинградский политехнический институт. Он был зачислен на кафедру «Автомобили и тракторы», что определило его дальнейшую судьбу.

Путь в танкостроении

После окончания института в 1934 году молодого специалиста направили на Ленинградский завод опытного машиностроения №185, где он начал работу в конструкторском бюро. Кошкин участвовал в проектировании таких машин, как трёхбашенный колёсно-гусеничный танк Т-29-5 и гусеничный танк с противоснарядным бронированием Т-46-5. Уже через год его назначили заместителем главного конструктора, а в 1936 году наградили орденом Красной Звезды.

Создание легенды: путь к Т-34

28 декабря 1936 года приказом наркома тяжёлой промышленности Г.К. Орджоникидзе Михаила Кошкина, несмотря на относительно небольшой стаж, назначили начальником танкового конструкторского бюро завода №183 в Харькове.

Обратите внимание: Конструктор Кошкин. Трагическая судьба изобретателя Т-34, танка Победы.

К моменту его приезда на заводе велась работа над несколькими проектами, включая БТ-9 и БТ-ИС. Однако ключевым стало техзадание на колёсно-гусеничный танк БТ-20 (заводской индекс А-20). Работа над этой машиной и её гусеничным вариантом А-32 в итоге привела к рождению среднего танка Т-34.

Трагический финал

В марте 1940 года два первых опытных образца Т-34 своим ходом отправились из Харькова в Москву для показа высшему руководству страны. Этот пробег стал роковым для конструктора: Михаил Ильич простудился в пути. На показе танков И.В. Сталину в Кремле он был уже серьёзно болен. Хотя танки получили одобрение, здоровье Кошкина стремительно ухудшалось. У него развилось воспаление лёгких. Даже удаление поражённого лёгкого не помогло — 26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался.

ИМХО

Михаил Кошкин был выдающимся конструктором, чей вклад в создание Т-34 трудно переоценить. Без его таланта, упорства и преданности делу вряд ли бы появился этот легендарный танк. Грустно осознавать, что он так и не узнал, какую огромную роль его творение сыграло в победе над фашизмом, став самым эффективным танком Красной Армии своего времени после ряда доработок.

Эта статья составлена на основе информации из различных открытых источников и призвана дать общее представление о жизни и работе этого замечательного инженера.

В будущих публикациях мы планируем подробнее рассказать о самой разработке танка Т-34 и других боевых машинах той эпохи.

Спасибо, что прочитали статью до конца. Будем благодарны за вашу оценку.

Желаем всем отличного настроения!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Михаил Кошкин. Конструктор, посвятивший жизнь разработке Т-34.