Сильнее смерти. Как четыре советских солдата оказались без еды и воды в открытом море на 49 суток, но остались людьми

Эта невероятная история мужества и преодоления потрясла мир. Четверо молодых новобранцев становятся настоящими героями, которыми восхищаются по обе стороны океана. На сегодняшний день дрейф самоходной баржи Т-36 считается одной из самых удивительных историй выживания в самых жестоких условиях.

В январе 1960 года вблизи Курильских островов прошли масштабные военные учения. Одним из судов, участвующих в этом мероприятии, является самоходная баржа Т-36. Его функция была чисто вспомогательной, а экипаж состоял из четырех молодых призывников.

17 января вблизи острова Итуруп разразился внезапный шторм, баржу Т-36 сорвало с причала и унесло в открытое море. В течение 49 дней прибрежные суда дрейфовали волнами на расстоянии более 1500 морских миль от берега.

Самоходная баржа Т-36. (Фото из открытого источника).

21-летний сержант Асхат Зиганшин и 20-летний рядовой Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федоров оказались в ужасной ситуации, из которой не каждый сможет выбраться, не потеряв человечности. Ребята сделали это.

К утру 18 января экипаж полностью исчерпал запасы топлива и не имел шансов остаться в бухте Итурупа. Баржа начала быстро дрейфовать в открытое море.

Жестокий дрейф

В то же время на море была организована поисковая операция. Первоначально корабль искали с помощью патрульного катера, способного преодолеть штормовые волны. Когда погода немного улучшилась, на поиски были отправлены самолеты. 18 января на берег выбросили обломки спасательного круга и бункера с углем от Т-36. Поисковики пришли к выводу, что баржа затонула.

В это время Т-36 угнали дальше в океан. Сержант Зиганшин сделал в корабельном журнале пометку о наличии на корабле продукции. Это были две бочки картофеля, буханка хлеба, полтора литра сала, полторы кастрюли тушенки, немного воды в чайнике, примерно килограмм пшенной крупы и горошка. Ведро с картофелем во время встряхивания перевернулось, и картофель сильно испачкался пролитым топливом.

Двухствольная цистерна с питьевой водой отсутствовала. Однако в системе охлаждения двигателя содержится примерно 120 литров ржавой, но питьевой пресной воды. Эта еда и вода — единственная надежда экипажа.

Зиганшин сказал: "Он не верит, что они будут обнаружены в ближайшее время, поэтому вводит строгий режим консервации продуктов питания". Это решение спасло бы ему жизнь и жизнь его товарищей.

Жестокий дрифт.

Поначалу солдатам давали три картофелины, две ложки крупы и две ложки тушенки в день, но вскоре пайки сократили до одной картошки и одной ложки крупы.

27 января, после 10 дней дрейфа, рядовой Крючковский отпраздновал свой день рождения. Друзья решили подарить ему дополнительную воду. Анатоль наотрез отказался принять подарок и разделил его поровну между четырьмя.

Океанское течение несет баржу в юго-восточном направлении. Солдатам приходилось постоянно откачивать воду из грузового отсека и очищать борта от льда. Свободное время мальчики проводили за чтением. Зиганзин читает вслух роман Джека Лондона «Мартин Иден».

После 15 дней дрейфа тушеное мясо закончилось. Мужчины приготовили «суп» из трех картофелин и двух ложек сала.

Обратите внимание: Что делать, если судно не может зайти в порт? Как мы выгружали судно прямо в открытом море..

Вскоре суп пришлось готовить из одной картофелины и ложки жира.

24 февраля, через 37 дней после начала дрейфа, экипаж баржи Т-36 съел последнюю картофелину. Столь скудный запас продовольствия им удалось сохранить на протяжении 37 дней! Но худшее их ждало.

На барже начинается настоящий голод. Этим ребятам приходится есть все, что хотя бы отдаленно напоминает еду. Они кипятят кожаные ремни, брезентовые ботинки, едят мыло и зубную пасту.

Дрифтеры сделали «суп» из ремешков для рации и кожаных петель под клавиши-гармошки.

Когда позволяли условия, солдаты пытались ловить рыбу. К сожалению, все попытки провалились.

К началу марта стало ясно, что смерть близка. У ребят начинаются галлюцинации, сил почти не остается. Несмотря на это, Ци Ганьсинь по-прежнему тщательно записывает дневник каждый день.

Спасение

7 марта 1960 года патрульный самолет авианосца USS Kearsarge обнаружил неопознанное судно в 1000 морских милях от атолла Муди в США. Усталые люди наблюдали, как два самолета облетели баржу и исчезли в небе. Через некоторое время вдалеке появились два вертолета.

Экипаж баржи Т-36 уполномочил Асхата Зиганшина провести переговоры с американцами. Первоначально мужчины планировали запросить у представителей США еду, воду и топливо для возвращения на Сахалин.

Маршрут Т-36.

В американских военных напомнили, что четыре человека на барже были обнаружены в крайне истощенном состоянии, но вели себя достойно. Лишь получив заверения, что баржа будет пришвартована к берегу и передана советским представителям, Зиганжин и его товарищи согласились подняться на борт авианосца «Кирсардж».

Экипаж самоходной баржи Т-36 на борту американского авианосца.

По словам американских военных, они были удивлены самодисциплиной своих советских коллег. Вместо того чтобы наброситься на предложенную им еду, голодающие солдаты, находящиеся на грани смерти, спокойно едят понемногу и передают друг другу тарелки с бульоном.

Фредерик Беквит, главный врач авианосца «Кирсардж», зафиксировал, что каждый советский солдат потерял во время дрейфа около 16 килограммов. Спасенные получали пищевые добавки 5 раз в день.

Герои

В официальном пресс-релизе Минобороны США опубликована информация о том, что спасенный российский солдат провел в открытом море 49 дней. Советское посольство также было уведомлено. 9 марта в американских газетах появились первые публикации. Американские журналисты называют этих военнослужащих героями, и на самом деле так оно и есть.

15 марта спасенных людей доставили в Сан-Франциско. Их встретил прием из времен Никиты Хрущева: мэр вручил героям символические ключи от города. Между тем, мы вчетвером владеем ключом к сердцам миллионов простых американцев: история дрейфующей баржи Т-36 потрясла мир.

Наши люди находятся в Сан-Франциско.

23 марта Ашат, Анатолий, Филипп и Иван вернулись в Советский Союз на гигантском пассажирском корабле «Куин Мэри».

В Москве этих ребят считают героями. За мужество перед лицом непогоды бойцы были награждены орденом Красной Звезды.

Это история четырех молодых людей, чье мужество, оптимизм и любовь к жизни в конечном итоге оказались сильнее смерти. Закончу цитатой из песни Владимира Высоцкого «Сорок девять дней».

Владимир Высоцкий

сорок девять дней

Вы – суровый охотский климат,-

Это третий день урагана.

Крючковский лично встал у руля,

Каникулы - Иван Федотов.

Стихия продолжает реветь -

Тихий океан также суров.

Зиганшин у руля

И он ни на секунду не сомкнул глаз.

Жестокость страшнее лишений,

Корабля не видно, и глаз не видит,-

И решение было принято -

Они начали есть ботинки.

Съели последнюю картошку,

Мы посмотрели друг другу в глаза...

Когда Поплавский съел аккордеон,

Острая слеза скатилась вниз.

Закончил банку консервов

И картофельный суп,-

Здоровье и нервы всё хуже и хуже,

Мне хочется домой все больше и больше.

Сердце продолжает работать

Но стуки в дверь становятся всё реже и реже,

Спокойный, но слабый Федотов

Проглотил предпоследний каблук.

Все четверо лежали

Ни корабль, ни крошка,

Зиганшин сломал козлу ногу

Пальцы слабые.

На службе он был настоящим воином,

Он здесь настоящий штурман.

Зиганшин, Крючковский, Поплавский -

Песня поется под палубой.

Зиганшин держись, держись,

Полный энергии, он сам был бледен, как тень,

и что я хочу сказать

Он сказал только на следующий день.

«Друзья!...» Через час: «Дорогие друзья!.."

«Ребята! -Ещё час.-

Ведь ветер и дождь нас не победили,

Так победит ли нас голод!

Забудем о еде – что это такое!-

Вспомним солдат нашего взвода..."

«Я хочу знать, — восхищенно начал Федотов,-

Чем питается наше подразделение?"

Внезапно: не мираж ли это? Не миф ли это -

Корабль приближается!

Все сразу обратили внимание на телескоп,

С корабля вылетел вертолет.

...все привязки завершены -

Снова начали подавать — какого черта, океан?!-

Крючковский, Поплавский, Федотов,

И их Зиганшин Ашан!


Если вам понравилась эта статья, я буду очень признателен за ваше пожертвование.

в) Василий Гавриленко (грустно)

Дорогие читатели, если вам нравятся мои статьи, подписывайтесь на мой Telegram «Женщины в истории», там много новых статей: https://t.me/isttoriazhen

Моя книга о русских женщинах в истории увеличила тираж! В Wildberry действуют большие скидки на книги. Искреннее спасибо каждому покупателю! https://www.wildberry.ru/catalog/194338293/detail.aspx

[Мои] Герои Советского Союза преодолели долгую историю корабля №7

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Сильнее смерти. Как четыре советских солдата оказались без еды и воды в открытом море на 49 суток, но остались людьми.