Путь пилота: переучивание на новые типы самолетов и возможность одновременной работы

Карьера профессионального пилота часто связана с освоением нескольких типов воздушных судов. Это естественный процесс развития в авиации.

Одни авиаторы меняют модели самолетов достаточно часто, другие же, пройдя переподготовку после летного училища, могут оставаться верными одному типу на протяжении всей карьеры. Этот выбор определяется не только прагматичными соображениями, такими как более высокая зарплата, интересные маршруты или условия работы, но и в значительной степени характером самого человека.

Есть пилоты, которые ценят новизну, стремятся к постоянному обучению и не боятся менять место жительства и образ жизни. Их противоположность — те, кто предпочитает стабильность, комфорт и глубокое знание одной системы, работая долгие годы в одной компании на знакомом лайнере.

Сложный процесс переучивания

Переход на новый тип самолета — это масштабная и комплексная задача. Процесс можно разделить на несколько ключевых этапов.

Теоретическая подготовка

  • Изучение технических характеристик

На первом этапе, который длится около месяца, пилот погружается в теорию. Он детально изучает конструктивные особенности, аэродинамику, весовые и геометрические параметры нового самолета, а также все установленные для него летные ограничения.

Освоение кабины

  • Отработка процедур в кабине

Следующий шаг — отработка всех стандартных процедур: от подготовки к запуску двигателей до действий после посадки. Пилот должен до автоматизма запомнить расположение сотен кнопок, тумблеров, экранов и органов управления, понимая функцию каждого элемента.

Тренировки на авиасимуляторе

  • Полноценные имитационные полеты

Сердце подготовки — занятия на современном авиасимуляторе, который с высочайшей точностью воспроизводит поведение самолета. Сначала пилот совершает ознакомительные полеты, привыкая к управлению. Затем начинается отработка нештатных и аварийных ситуаций: отказ двигателя, потеря управления, сдвиг ветра, уклонение от столкновений.

Реализм симулятора таков, что эмоции пилотов самые настоящие — известны случаи, когда они кричали от напряжения или вцеплялись в подлокотники при виртуальной аварии. Обучение продолжается до безупречного выполнения всех заданий. Автор статьи вспоминает, как на симуляторе Boeing 747 ему пришлось 14 раз повторять сложнейшее упражнение по взлету с отказом двух двигателей, пока руки не запомнили нужные движения. Этот этап занимает около 20 дней, с ежедневными сессиями по 4 часа.

Практические полеты

  • Обучение в реальном аэропорту

Следующий, постепенно упраздняемый этап — полеты по кругу на реальном самолете. Их главная цель — отточить взлет и посадку. Многие специалисты, включая автора, считают эту практику чрезмерно дорогой и малоэффективной. В последний раз он проходил такое обучение на Airbus A320 еще в 2011 году.

  • Ввод в строй на регулярных рейсах

Финальная и самая длительная стадия — выполнение коммерческих рейсов под наблюдением инструктора. Пилот осваивает самолет в реальных условиях, знакомится с маршрутной сетью, экипажем и корпоративной культурой новой авиакомпании.

Этот период может длиться от нескольких месяцев до года. Бывает, что пилот не может адаптироваться к логике автопилота нового лайнера или не справляется с посадкой. В таких случаях инспектор продлевает программу подготовки до достижения стабильного результата.

Можно ли летать на разных самолетах одновременно?

Да, такая практика существует и законодательно не запрещена. В некоторых авиакомпаниях, эксплуатирующих разнородный парк (например, S7 Airlines), есть пилоты, которые имеют допуски и летают на разных типах, например, на Airbus и Boeing, или являются инструкторами на Embraer.

Однако это скорее исключение, чем правило. Поддерживать квалификацию и уровень знаний сразу на двух сложнейших машинах — задача невероятной сложности. Это требует постоянного обучения, сдачи проверок и поддержания летных навыков на высочайшем уровне, что является серьезной нагрузкой как с административной, так и с профессиональной точки зрения.

Новый самолет — новый этап жизни

Переучивание для пилота — это не просто курсы повышения квалификации. Зачастую это целый жизненный этап, сопряженный с переездом в другой город или даже страну. Это время, когда нужно переработать горы технической документации, выучить сотни процедур и «подружиться» с новой, чрезвычайно сложной машиной.

Если попросить опытного летчика рассказать свою историю, она, скорее всего, будет разбита на периоды, связанные с разными самолетами: «Когда я летал на Ан-2... Потом перешел на Ан-24... А когда работал на Airbus, вот там были приключения!» Каждый новый тип воздушного судна оставляет свой уникальный след в профессиональной биографии.

С вами был пилот Миша из рок-группы SAHALIN. Ставьте лайк, если вам понравилась статья. Я делаю это только для вас🙂

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Могут ли пилоты летать на разных самолетах одновременно.