Гадание и судьба: как предсказывали будущее в древней Мезоамерике

Мать и сын на приеме у гадалки. Иллюстрация из Флорентийского кодекса.

Европейский взгляд на гадание

Что на самом деле означает «угадать» или «предсказать»? В первом испанском словаре 1611 года, составленном Себастьяном де Коваррубиасом, дается четкое определение: это предположение о будущем без каких-либо доказательств, основанное на безрассудстве и ведущее к тяжкому греху. Тех, кто занимается этим «злым искусством», называли прорицателями, общающимися с дьяволом, и ждало их суровое наказание.

На протяжении всей европейской истории церковь яростно осуждала гадания. Однако некоторые формы предсказаний, например, гадание по случайно открытой странице «Илиады» Гомера или Библии, иногда воспринимались терпимо. Подобные практики существуют и по сей день.

Ситуация начала меняться в XII–XIII веках, когда в Испанию хлынул поток научных трактатов на иврите, арабском и греческом языках. Именно тогда началось активное изучение астрономии и астрологии.

Фрагменты средневековых книг по астрономии, включая «Libro del saber de astrología».

Церковь постепенно приняла так называемую «естественную астрологию», и ее даже начали преподавать в университетах. Например, в Университете Саламанки с 1460 года, где позже учился известный монах-францисканец Бернардино де Саагун.

Величественный свод библиотеки Университета Саламанки, украшенный астрологическими символами, и фреска «Небо Саламанки» Фернандо Гальего (ок. 1480 г.).

Гадание в Мезоамерике: язык и суть

Но как обстояли дела с гаданием в Центральной Америке? Чтобы это понять, обратимся к словарю языка науатль, составленному отцом Алонсо де Молиной в 1571 году. В нем встречаются ключевые термины, раскрывающие суть местных верований.

Например, йолтеохуия — «догадываться, воображать», а йолтеотль («Бог, сердце») — титул для мудрых людей, обладающих даром предвидения. Во Флорентийском кодексе это звание носили знатные писцы (тлакуило), создававшие рукописи.

Другой важный термин — тональпоуки («гадалка»). Он состоит из слов тоналли («день, судьба, душа») и похуа («счет»). Отсюда же происходит глагол тональпохуа — «считать дни, считать судьбу». Молина переводил это как «гадание по знакам или снам».

Но центральное понятие — это тональпохуалли, 260-дневный ритуальный календарь, уникальный для мезоамериканских цивилизаций. С ним связаны древнейшие образцы местной письменности.

Рельеф из Сан-Хосе-Моготе (ок. 200 г. до н.э.) с датой «первого землетрясения». Рисунок Марка Оушена.

Фрагмент росписи майя из Сан-Бартоло (300-200 гг. до н.э.) с датой «7 Олень».

Гадание и письменность в древнем мире

Связь между гаданием и письмом наблюдалась и в других древних культурах. В Месопотамии, например, использовали глиняные модели печени животных для обучения предсказаниям. В Китае жрецы нагревали панцири черепах и толковали будущее по образовавшимся трещинам, нанося на них первые иероглифы.

Слева и в центре — месопотамские модели печени для гадания. Справа — китайский гадательный панцирь черепахи с древними надписями.

Однако изучение мезоамериканских традиций сталкивается с огромной проблемой: катастрофической нехваткой письменных источников. Если клинописных табличек из Месопотамии сохранилось до 2 миллионов, то доиспанских мезоамериканских рукописей (кодексов) известно всего 17.

Именно из этих кодексов мы узнаем о календарях, праздниках, толковании снов, ритуалах наречения детей и многом другом. Но как их расшифровать?

Ключи к пониманию: кодексы и хроники

Помогают более поздние документы, созданные уже после испанского завоевания. В Кодексе Теллериано-Ременсиса, например, изображения 13-дневных «недель» (тренена) сопровождаются пояснениями на испанском языке.

Страница из Кодекса Теллериано-Ременсиса с изображением тренены и ее покровителей.

Особую ценность представляет Флорентийский кодекс Бернардино де Саагуна, который посвятил целый раздел «оценочной астрологии» — детальному описанию ритуального календаря. Саагун, с одной стороны, скрупулезно записал эти знания на науатле, а с другой — в своем фанатизме объявил их «дьявольским делом», вступив в полемику с другим монахом, Мотолиньей, восхищавшимся мудростью индейских календарей.

Хронист Диего Дуран также упоминает о предсказаниях при рождении, ссылаясь на древние источники, которые внушали ему суеверный страх своими «уродливыми демоническими фигурами».

Важным подспорьем для исследователей являются и этнографические наблюдения за современными индейскими общинами, сохранившими многие древние ритуалы.

Методы гадания: от богов до насекомых

Согласно мифам, календарь и искусство гадания людям дал бог Кетцалькоатль. На иллюстрациях его часто изображают сидящим перед женщиной, которая разбрасывает зерна кукурузы и бобы для предсказаний.

Фрагмент Кодекса Туделы: Кетцалькоатль и гадалка с зернами.

В других кодексах, например, в Кодексе Бурбонов, в роли первых гадателей выступают прародители человечества — Сипактональ и Ошомоко. Мужчина изображен как жрец с ритуальными атрибутами, а женщина бросает зерна кукурузы.

Фрагмент Кодекса Бурбонов: Сипактональ и Ошомоко.

Во Флорентийском кодексе эта же пара использует другой метод: мужчина бросает семена, а женщина держит завязанную веревку, положение которой также что-то предсказывает.

Флорентийский кодекс: гадание с помощью веревки.

К сожалению, монахи-хронисты редко подробно описывали сами техники гадания. Этнографические данные тоже скудны. Известно, что веревка могла символизировать пуповину, а ее положение — предсказывать будущее. Некоторые современные акушерки до сих пор используют узелки на пуповине для предсказания количества будущих детей у роженицы.

Фотография Элси Круз Парсонс, запечатлевшая ритуал с веревкой.

Другие методы включали наблюдение за звездами, кометами, интерпретацию рева ягуаров или гадание по внутренностям жертвенных животных (оленей, перепелов). Последняя практика удивительно похожа на римскую гаруспицию.

Наблюдение за звездами. Иллюстрация из Оксфордского кодекса.

Особенно интересно гадание на перепелах: птице отрывали голову и по характеру ее предсмертных судорог и движений делали выводы о будущем.

Гадание на перепела. Кодекс Виндобоненсис Мексиканус I.

В ход шли даже насекомые. Появление в доме таракана-пинауистли считалось дурным знаком. Насекомое помещали между нарисованными на земле крестами и следили, в какую сторону оно побежит. Движение на север предвещало смерть.

Изображение пинауистли в Кодексе Мариабека (слева) и Кодексе Туделы (справа).

Пепел, следы и мифы о творении

Одной из самых поэтичных техник было гадание по следам на пепле. Французский пират Александр Экскемелин в 1671 году описал ритуал, когда новорожденного оставляли на ночь в храме на ложе из пепла. Утром по отпечаткам лап животных, пришедших к младенцу, определяли его тотемного покровителя (нагуаля) на всю жизнь.

Другой вариант — рассыпать пепел по дому или в колыбели и наблюдать за появившимися следами. Этот же принцип лежал в основе праздника Теотелеко («Приход богов»): жрецы рассыпали кукурузную муку и ждали появления детских следов, что означало прибытие божеств.

Праздник Теотелеко. Обратите внимание на шарик из теста в руках женщины — подношение богам. Primeros Memoriales.

Использование в гадании зерен, веревок и пепла имеет глубокие мифологические корни. Согласно мифу, бог Кетцалькоатль создал нынешнее человечество, смешав кости и пепел предков с собственной кровью. Человеческое тело мыслилось как продукт, созданный из тех же «материалов», что и кукурузная лепешка: кости (семена), вода (кровь) и зола (известь). Таким образом, гадательные практики работали с самой субстанцией человеческого бытия.

Современная гадалка Сильвия Эрнандес во время ритуала с кукурузными зернами.

Расположение упавших зерен на специальном коврике или ткани («столе») интерпретировалось как отражение судьбы человека. Эти «столы» метафорически назывались зеркалами (тескатль), что отсылает к верховному богу судьбы Тескатлипоке, «Владыке дыма и зеркала». Зеркало было порталом в будущее, а кодексы, эти сложные системы знаков, сами были подобны таким гадательным зеркалам.

Примеры интерпретации положения кукурузных зерен при гадании. По материалам Алана Р. Сэндстрома.

На этом наш обзор можно завершить. В следующий раз мы подробнее рассмотрим конкретные ацтекские и миштекские кодексы, которые служили инструментами для предсказаний.

Спасибо за внимание! Если вам понравился материал, вы можете поддержать автора.

© Мехикали

Обратите внимание: Конструктор Кошкин. Трагическая судьба изобретателя Т-34, танка Победы.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Гадания и судьба в мезоамериканских кодексах и ритуалах.