Читайте ранее:
Цикл Катилинлы. Часть первая: Правило коррупции
Цикл Катилинлы. Вторая часть пчелы и мед
Цикл Катилинлы третья часть. Добро и зло
Цикл Катилинлы четвертая часть. Старые раны, новые проблемы
консульство. Заманчивая вершина карьеры римского государственного деятеля, она открывает не менее интересные перспективы, если вы достаточно влиятельны и умны. Для такого новичка, как Цицерон, сделавшего себе имя своими талантами, получение консульства было величайшей победой, заставившей его вскружить голову. Это не шутка – первый новый консул за тридцать лет. Теперь, в течение года, республика была почти полностью в его руках - соконсул Антоний не нравился многим сенаторам, и, чтобы удержать его от политики, Цицерон просто пообещал ему богатую провинцию в качестве губернатора. Тем самым он не только обеспечил свое господство до конца года, но и лишил Катилину возможной поддержки Антония, хотя мало кто в то время мог предположить, к чему это приведет.
Цицерон повсюду заявлял, что он «народный консул» и что его главная забота — обеспечение благосостояния народа. Как это случалось, неоднократно в «кризисных» ситуациях Цицерон занимал позицию, явно поддерживавшую Сенат, и даже прикрывал себя «защитой интересов Помпея» сверху донизу. Он сделал это не потому, что стал крайним оптимистом — гибкость его политических кадров останется с ним до самой смерти. Все это произошло потому, что Цицерон пытался сохранить хоть какой-то баланс в республике, для чего ему иногда приходилось отстаивать интересы тех, кто сам еще недавно защищал простой народ.
В конце 64 г до н э народный трибун Публий Сервилий Рулл внес законопроект по новому актуальному вопросу — вопросу о земле. Рул намерен, если не закрыть его полностью, создать механизмы, которые смогут решить эту проблему в отдаленном будущем. По этому закону государство должно было расселить 5000 колонистов, в основном тех, кто потерял свои земли в результате деятельности Суллы, в регионах Кампания и Старфилд, последних оставшихся нераспределенных землях Италии. В то время эти земли Ager Publicus были сданы в аренду за деньги и стали постоянным источником дохода государственной казны. Чтобы восполнить потерянные доходы, Рур предложил дополнительные налоги с провинций, тем более что Рим только что вырос в несколько раз в результате войны с Митридатом.
Эта часть законопроекта консервативна, поскольку по сути повторяет многие другие земельные законы прошлого. Но есть и новации – предложение создать механизм покупки государством земли в Италии для переселения туда безземельных граждан. Для этого государство должно было использовать средства от продажи провинциальных земель, принадлежащих итальянцам, но неиспользуемых земель и военных трофеев. При этом во избежание земельных споров рекомендуется подтверждать право собственности на землю тех, кто получил землю от Суллы или приобрел ее законным путем во время запрета на охоту. Для организации этого процесса должен быть избран комитет из десяти человек с широкими полномочиями в области землеустройства, финансов и юстиции.
Если законопроект будет принят, Рим создаст юридический механизм для текущего процесса распределения земли, который облегчит ветеранам получение земли. Более того, поскольку процесс купли-продажи должен быть полностью добровольным, государство будет действовать как рыночный агент, поддерживая цены на землю в Италии на довольно высоком уровне, что было бы особенно выгодно для обремененной долгами знати, если бы их заложенная земля находилась в цена. Тогда они смогут получить более крупный кредит и заработать больше при продаже. Недовольны только крупные землевладельцы, купившие землю по дешевке, но точных данных пока нет.
Закон, основанный на шумихе и не имеющий явного бенефициара? Это определенно рука Клааса!!!
Среди историков уже давно ведутся споры о том, кому была выгодна поддержка этого акта, но Цицерон, похоже, не испытывал подобных сомнений. Он раскритиковал закон Лулла во вступительной речи в консульстве, довольно решительно предположив, что закон был вдохновлен Крассом и другими жадными и жадными гражданами и направлен против Помпея. Цицерон ясно описывает, как жадный и презренный гнусный человек в погоне за властью и богатством тут же попадает в трясину коррупции, которая, несомненно, приведет к краху республики. Агитация «народного консула» против закона была настолько яркой, что Рур был вынужден исключить его из избирательных бюллетеней, а амбициозному консулу приписали разрешение кризиса, «грозившего разрушить Рим”.
В принципе, в словах Цицерона есть доля правды: реализация этого закона действительно может привести к серьёзным финансовым проблемам и даже финансовому кризису. В то же время создание агентства, ответственного за управление огромными суммами денег в бюджете и мало подотчетного Сенату, могло серьезно напугать Цицерона. Другое дело, что создание таких комитетов – нормальная практика и почему-то раньше земельные комитеты не узурпировали полномочия. Более того, обвинение этого закона против Помпео было довольно расплывчатым, поскольку его единственным аргументом было то, что те, кто в настоящее время не находится в Италии, не могли участвовать в назначении Совета десяти. Но ничто не мешало Помпею выдвинуть своих людей в этот совет, поэтому спор был спорным.
Учитывая мрачность всей истории, существует множество диаметрально противоположных версий:
Закон продвигали Красс и Цезарь, чтобы укрепить свои позиции против Помпея;
Этот закон был введен Крассом и Цезарем, чтобы заслужить расположение Помпея;
Законы, введенные Крассом и Цезарем, были призваны показать истинное лицо Цицерона, который встал на защиту интересов лучших;
Этот закон, введенный Помпеем, предоставлял солдатам землю;
Закон был протолкнут Крассом/Цезарем/Помпеем, чтобы больше людей стали сторонниками Катилины;
Рул настаивал на принятии этого закона, потому что существовала проблема, которую необходимо было решить;
и т д.
Историки пытаются понять закон Рура
В целом версий много, но я выберу ту, которая лично мне кажется более вероятной: неважно, поддерживает ли кто-нибудь Руля, но изучение закона показывает, что это вряд ли мошенничество, и что Рулю очень хотелось провести закончилась эта реформа. Теоретически это могло бы оживить итальянское сельское хозяйство, освободив тех, кто не мог с ним справиться, и отдав его безземельным крестьянам. Однако Цицерон, вероятно, зная о рисках для государственных финансов и о том, что закон не понравился оптимизаторам, решил подорвать закон и создать впечатление, что он никому не приносит пользы. Люди вроде бы в это верят, но остатки остаются.
В следующий раз, в случае с Рабилием, Цицерону придется защищать Республику и ее порядок. Да и сам случай был явно провокацией, и Помпео навострил уши. В начале года произошло печальное событие — скончался Максим Метелл Пий, лидер римского культа и папский архиепископ, сражавшийся с Серторием в Испании. Должность его была чрезвычайно почетной, но не приносила никаких очевидных материальных выгод, а потому обычно не интересовала молодых и смелых политиков. Обычно, но на этот раз был один человек, которому действительно нужна была эта должность - Гай Юлий Цезарь.
Напомню, карьера Гая строилась на заемные деньги с условием, что он их вернет, получив какую-нибудь степень магистра в провинции. Возникла проблема — Цезарь пользовался большой популярностью среди даннических комитетов, но консулов избирал центурион, а голоса богатых римлян были важнее. Не было очевидно, что Цезарь сможет там победить. Поскольку Цезарь занял много денег, необходимо было доказать кредиторам, что он может быть избран консулом и что его следует удержать любой ценой. Затем на горизонте появился папа, после чего кредиторы дали Цезарю достаточно времени для погашения долга.
В Риме политика и религия были тесно связаны: перед всеми важными решениями было принято гадать, а богам регулярно приносились жертвы, чтобы обеспечить успех и завершение начинаний.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Человек, ставший официальным лидером всех культов Рима, стал и главной фигурой в разрешении спорных ситуаций в религиозной жизни.. или их создании. Ссора с Папой чревата тем, что в его распоряжении много инструментов, позволяющих разрушить жизнь оппонента. Папа скажет, что знаки против вас и вам так просто это не сойдет с рук, а значит, черт с ним, не голосуйте по закону. Да, вам также следует быть осторожным с нападением на папу, ведь человек, которого защищают боги – боги могут молчать, но простой народ уж точно нет.Да, у папы есть масса ограничений, например, запрет на выезд из Италии, но это можно обойти через Сенат. Вот почему за эту должность борются лучшие из лучших, благороднейшие представители дворянства. Победа над ними принесет Цезарю хорошую репутацию. Была только одна проблема – со времен Суллы выборы Великого Папы были отменены и заменены соглашением Папской коллегии, членом которой Цезарь был, но где он не имел никакого влияния. И эту мелочь нужно отменить. Естественно, Сенат не согласился бы отменить правило, потому что: Ой, извините, почему? В конце концов, папа, вероятно, лучше простых людей знает, кто может лучше выполнять свои обязанности. Поэтому нужно было как-то заставить Сенат считать это решение лучшим. Цезарь завершил замечательную комбинацию.
чтобы отобрать что-то у лучших, нужно создать угрозу проигрыша большего, чем выборы папы. Цезарь узнал больше об этом с помощью трибуна Тита Лабиена. Лабиен был приемным сыном Помпея и провел большую часть своей карьеры под его началом. Можно с уверенностью сказать, что он работал на Помпея. Вероятно, весной или в начале лета 63 г до н.э. Он предъявил обвинение в измене (perduellio, гусарское молчание) пожилому сенатору второго ранга Гаю Рабилиусу. Что сделал Гай Рабилий? Лабиен обвинил его в убийстве популярного трибуна Луция Апулея Сатурнина 40 лет назад!
Напомню, что Старунин сдался Марии и Сенату после провала мятежа, но в ту ночь был зарезан неизвестным в том месте, где находился в заключении. Поскольку свидетелей убийства не нашлось, дело осталось прежним. Лабиен выдумал это обвинение на основании слуха, которым давно хвастался им Рабилий. Все обвинение держится на этом шатком фундаменте. Если бы Лабиен, как это было принято, обвинил Рабия в оскорблении величия римского народа, эти обвинения не имели бы шансов в суде, возглавляемом консулами. Но «измена» — более старое преступление, за которое уже давно никто не судится и постоянного суда нет. Это давало возможность немедленно обратиться к Совету, который был высшим судебным органом, и плебеи, всегда благосклонно относившиеся к Сатурнину, проголосовали, по древнему обычаю, за законность обвинения и организацию суд Дамвилля.
удивительно, но кто стал дуумвирами? Гай Цезарь и его родственник Луций Цезарь, прошлогодний консул. Оба Дамвилля вскоре признали Рабилиуса виновным и, ссылаясь на древний прецедент, приговорили его к смертной казни!
Сенаторы, ставшие свидетелями всего этого, оказались в тяжелом положении, поскольку каждый из них имел грех в душе, поэтому их можно было легко и просто утащить на «народный суд». Естественно, Цицерон был вынужден активно присоединиться к защите Рабилиуса, поскольку происходящее было циничным изнасилованием римской системы правосудия. Он активно выступал против суда, и когда Рабилий подал «апелляцию» после приговора в Дуумвиле в Народное собрание - с просьбой о рассмотрении его дела в Ассамблее - Цицерон объединил усилия с Гортензием в качестве защитника проверять.
Речь Цицерона в защиту Рабирия считается лучшей в его карьере, поскольку он был вынужден излагать все ясно и по делу из-за 30-минутного ограничения на речь, установленного Лабиеном. Но даже после выступления настроения в Национальном собрании предполагали, что Рабили можно осудить и что решение будет окончательным. Затем произошло нечто чудесное — сначала вмешался консул Метелл Цилер, только что прибывший из армии Помпея, и приостановил процесс. После этого Лабиен внезапно снял обвинения с Рабилиуса, но внес законопроект, возвращающий выборную власть архипопы Совету, который легко был принят как Сенатом, так и Советом. Ты чувствуешь это, ты чувствуешь это?
Причем каждый должен как можно яснее видеть, что вся эта история произошла прежде всего благодаря Помпею: его человек начал процесс, а другой позволил Сенату сохранить лицо, но был вынужден пойти на уступки уступка. Вы знаете, как недовольны всем этим лидеры Сената. Так что я немного нечестен, когда говорю, что конфликт с Помпеем приостановлен. Помпей по-прежнему продолжал влиять на римскую политику, только не так активно, как раньше.
Считается, что именно его люди постоянно мешали Лукуллу добиться заявленных им побед, из-за чего он был вынужден три года жить за городом. Став консулом, Цицерон сделал все, что мог, чтобы Лукулл, как один из лидеров Консервативной партии, все же смог одержать победу, которой он на самом деле не заслужил. Помпею, должно быть, это очень не понравилось. Кроме того, в том же году Цицерон защищал в суде другого врага Помпея, бывшего консула Пизона. Возможно также, что именно эти события побудили Помпея помочь заговору Цезаря, тем самым отомстив высокомерному консулу.
Цезарь в конечном итоге выиграл выборы благодаря массовому подкупу избирателей, в результате чего его долги увеличились настолько, что в случае неудачи он был бы вынужден покинуть страну, не имея возможности погасить долг. Превзойдя на выборах лучшего вождя Катулла, он не только стал первосвященником, но и стал занозой в глазу лучшего вождя. Цицерон действовал не совсем по своей воле, но в связи со сложившейся ситуацией он все больше связывал себя с Оптимизатором. И республика полным ходом мчится к новому кризису.
продолжение следует...
оригинальный текст: https://vk.com/wall-162479647_621807
Пост с навигацией на Коте
Подпишитесь, чтобы не пропустить следующую часть!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Катилинарский цикл. Часть V. Консул от народа.