История создания ГТ-СМ (ГАЗ-71)
Разработка гусеничного транспортера ГАЗ-71, известного в народе как «Газушка», стартовала в 1960-е годы. Конструкторы взяли за основу более раннюю модель — снегоболотоход ГАЗ-47, выпускавшийся с 1955 года, но его характеристики уже не полностью удовлетворяли запросы Советской Армии, основного заказчика.
Новая машина создавалась с оглядкой на унификацию: планировалось использовать силовой агрегат и элементы трансмиссии от армейского колесного вездехода ГАЗ-66, что должно было упростить логистику и обслуживание.
Первый прототип ГАЗ-71ПГ, оснащенный гусеницами на мягких лапах
Ключевым инженерным решением стало применение расширенных звеньев гусеницы в сочетании с увеличенной длиной опорной поверхности. Это позволило добиться рекордно низкого удельного давления на грунт — всего 0,071 кгс/см², что обеспечивало машине выдающуюся проходимость по болотам и снежной целине.
Серийное производство под армейским индексом ГТ-СМ началось в 1968 году. Изначально сборка велась в Горьком, но из-за высокой загрузки автозавода её перенесли на специализированное предприятие в Заволжске, где выпуск продолжался вплоть до 1985 года.
Конструкция и устройство
Корпус и компоновка
Основой ГАЗ-71 служит герметичный сварной корпус из стальных листов разной толщины. Эта особенность позволяла машине преодолевать водные преграды вплавь без дополнительной подготовки.
Внутреннее пространство разделено на три функциональные зоны: кабину экипажа, моторный отсек и грузовую платформу. Моторный отсек изолирован стальными переборками со съемными люками для технического обслуживания. Для борьбы с возможной течью при форсировании водоемов здесь же установлена дренажная помпа.
Попасть в кабину можно через распашные боковые двери или через два люка в крыше. Грузовая платформа, выполненная как часть корпуса, оснащена откидным задним бортом для удобства погрузки. По бокам установлены откидные полумягкие сиденья для десанта, а сверху платформа укрывается брезентовым тентом на дугах. Для комфорта в холодное время года в грузовом отсеке использовался автономный жидкостный отопитель.
Силовая установка: достоинства и слабое место
Изначально на «Газушку» устанавливался бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ-41 объемом 4,25 литра, развивавший 115 лошадиных сил.
Конструктивной особенностью был штатный предпусковой подогреватель П-16, работавший на бензине и обеспечивавший прогрев охлаждающей жидкости и масла для уверенного запуска в сильные морозы.
Главным же ахиллесовой пятой этого мотора стал чудовищный аппетит. В тяжелых дорожных условиях расход топлива мог достигать 200 литров на 100 км, что вынуждало экипажи брать в рейс дополнительные бочки с горючим. Именно из-за этого недостатка в кустарных условиях, а позже и на заводе, бензиновые двигатели стали массово заменять на более экономичные дизели, например, тракторный Д-245 в паре с коробкой передач от ЗИЛа.
Технические характеристики ГАЗ-71 и его преемника ГАЗ-34039
- Длина: 5390 мм (ГАЗ-71) и 5720 мм (ГАЗ-34039)
- Ширина: 2582 мм и 2550 мм
- Высота: 1740 мм и 2040 мм
- Грузоподъемность: 1000 кг и 1500 кг
- Масса буксируемого прицепа: до 2000 кг
- Снаряженная масса: 4950 кг и 4900 кг
- Вместимость: 10-12 и 8-10 человек
Компактные габариты ГАЗ-71 позволяли перевозить две машины на одной стандартной железнодорожной платформе, что было важным преимуществом с военной точки зрения.
Основные недостатки и проблемы эксплуатации
- Уязвимость ходовой части. При агрессивной езде по жестким неровностям (пни, крупные валуны) часто происходил загиб бортовых кромок корпуса (бортовин). Это приводило к тому, что гусеничная лента начинала «щелкать», закусывать и в итоге слетала, особенно при выполнении поворотов.
- Низкий ресурс гусениц. Резинометаллические гусеницы старого образца, не имевшие резиновых втулок в шарнирах, изнашивались примерно за 7 000 км пробега. На абразивных грунтах, таких как песок или щебень, их срок службы сокращался еще значительнее.
- Чрезмерный расход топлива. Штатный бензиновый двигатель, как уже отмечалось, был главным эксплуатационным недостатком машины, резко ограничивавшим её автономность и экономичность.
Применение и наследие
Несмотря на свои недостатки, ГАЗ-71 долгие годы оставался незаменимым помощником в труднодоступных регионах. На этих машинах исследовали тайгу, обслуживали отдаленные геологические партии и, конечно, использовали в вооруженных силах. Поздние модификации, такие как ГАЗ-34039 с дизельным двигателем, частично устранили ключевые проблемы «Газушки».
На танкетке по вырубам забытых Лагерей
Испытание колесного вездехода с двигателем от ВАЗ 2109
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: ГАЗ-71 – «Газушка» и её недостатки.