ГАЗ-71 «Газушка»: история создания, технические особенности и ключевые недостатки советского вездехода

История создания ГТ-СМ (ГАЗ-71)

Разработка гусеничного транспортера ГАЗ-71, известного в народе как «Газушка», стартовала в 1960-е годы. Конструкторы взяли за основу более раннюю модель — снегоболотоход ГАЗ-47, выпускавшийся с 1955 года, но его характеристики уже не полностью удовлетворяли запросы Советской Армии, основного заказчика.

Новая машина создавалась с оглядкой на унификацию: планировалось использовать силовой агрегат и элементы трансмиссии от армейского колесного вездехода ГАЗ-66, что должно было упростить логистику и обслуживание.

Первый прототип ГАЗ-71ПГ, оснащенный гусеницами на мягких лапах

Ключевым инженерным решением стало применение расширенных звеньев гусеницы в сочетании с увеличенной длиной опорной поверхности. Это позволило добиться рекордно низкого удельного давления на грунт — всего 0,071 кгс/см², что обеспечивало машине выдающуюся проходимость по болотам и снежной целине.

Серийное производство под армейским индексом ГТ-СМ началось в 1968 году. Изначально сборка велась в Горьком, но из-за высокой загрузки автозавода её перенесли на специализированное предприятие в Заволжске, где выпуск продолжался вплоть до 1985 года.

Конструкция и устройство

Корпус и компоновка

Основой ГАЗ-71 служит герметичный сварной корпус из стальных листов разной толщины. Эта особенность позволяла машине преодолевать водные преграды вплавь без дополнительной подготовки.

Внутреннее пространство разделено на три функциональные зоны: кабину экипажа, моторный отсек и грузовую платформу. Моторный отсек изолирован стальными переборками со съемными люками для технического обслуживания. Для борьбы с возможной течью при форсировании водоемов здесь же установлена дренажная помпа.

Попасть в кабину можно через распашные боковые двери или через два люка в крыше. Грузовая платформа, выполненная как часть корпуса, оснащена откидным задним бортом для удобства погрузки. По бокам установлены откидные полумягкие сиденья для десанта, а сверху платформа укрывается брезентовым тентом на дугах. Для комфорта в холодное время года в грузовом отсеке использовался автономный жидкостный отопитель.

Силовая установка: достоинства и слабое место

Изначально на «Газушку» устанавливался бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ-41 объемом 4,25 литра, развивавший 115 лошадиных сил.

Конструктивной особенностью был штатный предпусковой подогреватель П-16, работавший на бензине и обеспечивавший прогрев охлаждающей жидкости и масла для уверенного запуска в сильные морозы.

Главным же ахиллесовой пятой этого мотора стал чудовищный аппетит. В тяжелых дорожных условиях расход топлива мог достигать 200 литров на 100 км, что вынуждало экипажи брать в рейс дополнительные бочки с горючим. Именно из-за этого недостатка в кустарных условиях, а позже и на заводе, бензиновые двигатели стали массово заменять на более экономичные дизели, например, тракторный Д-245 в паре с коробкой передач от ЗИЛа.

Технические характеристики ГАЗ-71 и его преемника ГАЗ-34039

  • Длина: 5390 мм (ГАЗ-71) и 5720 мм (ГАЗ-34039)
  • Ширина: 2582 мм и 2550 мм
  • Высота: 1740 мм и 2040 мм
  • Грузоподъемность: 1000 кг и 1500 кг
  • Масса буксируемого прицепа: до 2000 кг
  • Снаряженная масса: 4950 кг и 4900 кг
  • Вместимость: 10-12 и 8-10 человек

Компактные габариты ГАЗ-71 позволяли перевозить две машины на одной стандартной железнодорожной платформе, что было важным преимуществом с военной точки зрения.

Основные недостатки и проблемы эксплуатации

  1. Уязвимость ходовой части. При агрессивной езде по жестким неровностям (пни, крупные валуны) часто происходил загиб бортовых кромок корпуса (бортовин). Это приводило к тому, что гусеничная лента начинала «щелкать», закусывать и в итоге слетала, особенно при выполнении поворотов.
  2. Низкий ресурс гусениц. Резинометаллические гусеницы старого образца, не имевшие резиновых втулок в шарнирах, изнашивались примерно за 7 000 км пробега. На абразивных грунтах, таких как песок или щебень, их срок службы сокращался еще значительнее.
  3. Чрезмерный расход топлива. Штатный бензиновый двигатель, как уже отмечалось, был главным эксплуатационным недостатком машины, резко ограничивавшим её автономность и экономичность.

Применение и наследие

Несмотря на свои недостатки, ГАЗ-71 долгие годы оставался незаменимым помощником в труднодоступных регионах. На этих машинах исследовали тайгу, обслуживали отдаленные геологические партии и, конечно, использовали в вооруженных силах. Поздние модификации, такие как ГАЗ-34039 с дизельным двигателем, частично устранили ключевые проблемы «Газушки».

На танкетке по вырубам забытых Лагерей

Испытание колесного вездехода с двигателем от ВАЗ 2109

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: ГАЗ-71 – «Газушка» и её недостатки.