15 августа 1957 года произошла трагическая авиакатастрофа. Самолет Ил-14, выполнявший международный рейс по маршруту Москва-Копенгаген с промежуточной посадкой в Риге, потерпел крушение при заходе на посадку в датской столице. На борту находились 18 пассажиров и 5 членов экипажа во главе с опытным капитаном, общий налет которого составлял 14 000 часов.

Самолет Ил-14, подобный разбившемуся.
Роковое изменение погоды
Вылет из Риги состоялся в 05:40 по московскому времени. Согласно прогнозу, полученному экипажем, погода по маршруту и в Копенгагене была благоприятной: облачность 300-600 метров, видимость 10 километров. Однако за три часа полета ситуация в районе аэропорта назначения кардинально ухудшилась. На смену слабому туману пришел плотный, с нижней границей всего 60 метров и горизонтальной видимостью около 1700 метров.
В 8:17 самолет пролетел над аэропортом на высоте 1500 метров. Диспетчерская служба, заметившая его, дала разрешение на заход на посадку. Критической ошибкой стало то, что диспетчер, нарушая правила радиообмена, на быстром английском сообщил о возможности визуального захода, хотя погодные условия этого уже не позволяли.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Туман в это время под действием ветра сместился и накрыл западные и северо-западные подходы к взлетно-посадочной полосе, что сыграло роковую роль.
Роковое решение и столкновение
Доверяя ошибочной информации диспетчера, экипаж, выполнив разворот, продолжил снижение для визуального захода. При подлете к аэропорту самолет внезапно вошел в густой туман. Вместо того чтобы уйти на второй круг или в зону ожидания, капитан принял решение продолжить полет, пытаясь сохранить визуальный контакт с землей.
Это решение привело к катастрофе. В условиях нулевой видимости правой плоскостью крыла самолет на высоте около 80 метров над уровнем аэропорта врезался в дымовую трубу электростанции «Эрстед», расположенную в 6700 метрах от ВПП. От удара крыло оторвалось, а сам Ил-14 рухнул в канал Сюдхавнен, затонув на глубине 5 метров. Все 23 человека на борту погибли.

Фрагменты самолета, поднятые на поверхность.
Причины и выводы расследования
Комиссия по расследованию установила несколько ключевых причин трагедии:
- Ошибка экипажа: Капитан, несмотря на большой опыт, неправильно оценил погодные условия и возможность визуального захода. Столкнувшись с туманом, он не воспользовался правом уйти на запасной аэродром или ожидать улучшения погоды, хотя запас топлива позволял это сделать.
- Ошибка службы управления воздушным движением: Диспетчеры аэропорта Копенгаген предоставили неверную оценку погоды и ошибочно разрешили визуальный заход в условиях, требовавших строгого следования процедуре захода по приборам (ILS). Их действия дезориентировали экипаж.
- Опасное препятствие: Дымовая труба электростанции не была обозначена на аэронавигационных картах как препятствие. Она не имела обязательной световой маркировки для дневного времени, а лишь декоративную подсветку прожекторами ночью, что делало ее невидимой в тумане.

Электростанция Эрстед и ее дымовая труба.
Эта катастрофа стала горьким уроком, подчеркнувшим важность строгого соблюдения процедур, точности метеоинформации и четкого обозначения всех высотных препятствий вблизи аэродромов.
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Труба в небе и катастрофа Ил-14 в Копенгагене.