Задумывались ли вы когда-нибудь, какое количество насекомых может одновременно собраться в одном месте? Многие сразу вспомнят муравьев, пчел или тлю на дачных участках. Однако история, произошедшая в чешском городе Градец Кралове, демонстрирует куда более масштабное и необычное явление.

В один из теплых майских дней автор, припарковав машину в тени липы, стал свидетелем удивительного зрелища. Первоначально скопления на деревьях были приняты за лишайники и вызвали легкое отвращение — казалось, они вот-вот упадут в чашку с чаем. Но любопытство, присущее энтомологу-любителю, оказалось сильнее.


Неожиданное открытие
При ближайшем рассмотрении «лишайники» оказались огромными колониями клопов. Хотя скопления насекомых, например, клопов-солдатиков ранней весной, — явление не редкое, масштаб увиденного поражал. Новизна заключалась в невероятном количестве особей.

Десятки лип в той местности были буквально усыпаны темными пятнами скоплений. На некоторых деревьях насчитывалось до дюжины таких колоний. По приблизительным оценкам, общая численность насекомых одного вида в этом месте могла достигать 50–60 тысяч. Для необщественных насекомых, не образующих сложных социальных структур как муравьи, такое массовое скопление — явление исключительное и впечатляющее.

Идентификация мигранта
Позже удалось установить, что это за вид. Речь идет о клопе Oxucarenus lavaterae, известном как мальвовый или липовый клоп. Изначально его ареал охватывал Средиземноморье и Северную Африку, где он обитал на растениях семейства мальвовых, таких как гибискус. Однако в последние десятилетия вид начал активную экспансию на север.

Причины стремительного расселения
Что же позволило этому небольшому насекомому всего за 40 лет преодолеть тысячи километров и колонизировать более десятка европейских стран? Основной версией, конечно, считается глобальное потепление, создающее более благоприятные условия для выживания южных видов в умеренных широтах.
Однако существует и другая, не менее убедительная гипотеза, связывающая миграцию с деятельностью человека. Вероятно, клоп распространялся на север вместе с декоративными растениями, такими как морозостойкие сорта гибискуса, которые стали популярны в садоводстве. В пути насекомое нашло новое подходящее растение-хозяина — мелколистную липу.
Этот сценарий не уникален. Известен пример облепиховой плодожорки, гусеницы которой питались южным растением — лохом. С ростом популярности посадок облепихи (близкого родственника лоха) на дачных участках, этот вид бабочек всего за несколько лет расширил свой ареал на тысячу километров к северу. Таким образом, человеческое увлечение садоводством и ландшафтным дизайном невольно становится двигателем биологических инвазий.
История мальвового клопа — это наглядный пример того, как хрупок природный баланс и как легко деятельность человека, будь то изменение климата или перемещение растений, может его нарушить, открывая путь целым «ордам» новых видов-мигрантов.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Орды эмигрантов.