В основе древнейших представлений о мироздании лежит концепция Цюй — изначальной гармонии сверхъестественных сил Инь и Ян, воплощённых в стихиях воды и огня.

Крупный план ритуального узора, изображающего Куя. Поздний период династии Шан (XIII–XI вв. до н.э.).
Роль Куя в поддержании космического баланса
Куй выступает верховным управителем и стабилизатором двух первозданных драконов — огненного и водного. Его ключевая функция — контролировать всплески их энергии, возвращая её к исходной точке в центре спирали и поглощая излишки посредством спирального движения. Куй обеспечивает вечную ничью в символической «борьбе» драконов, не позволяя ни одному из них пересечь условную границу (олицетворяемую выступающим краем ритуального котла) и нарушить хрупкое равновесие.
Нарушение этого баланса ведёт к катастрофе. Доминирование огненного дракона вызывает засуху, а превосходство водного — непрерывные дожди. Оба сценария губительны для сельского хозяйства, приводя к неурожаю и, как следствие, к голоду. Для древних земледельческих обществ стабильность и выживание напрямую зависели от этой тонкой гармонии стихий.

Общий вид легендарного ритуального котла.
Ритуал и предназначение котла
Создание массивных и мощных ритуальных котлов было необходимостью. Ритуал призывал могущественных драконов, управляющих самыми грандиозными и хаотичными силами природы. Котёл должен был выдержать эпическое столкновение этих двух стихийных сущностей, воссоздать взаимодействие колоссальных объёмов огня и воды, иначе ритуал считался несостоявшимся. Весь этот процесс находился под контролем Дракона Куя, чья задача — не допустить, чтобы борьба противоположностей привела к разрушению миропорядка.
Данный артефакт является уникальным свидетельством мифологического сознания эпохи, отражающего высшую форму коллективного, а не индивидуального мышления.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Символизм узора: Единство в двойственности
В узоре Куя заключена глубокая диалектика: разделение подразумевает единство, а смешанный дизайн — чёткое различие элементов. В одном изображении одновременно может читаться как один дракон (это и есть Куй), так и два дракона, бодающиеся головами. Это визуальное воплощение принципа взаимодействия противоположностей.
Крайне важно понимать, что каждая деталь этого узора — не просто орнамент в современном понимании. Эта скульптура создавалась не для эстетики или изображения прекрасного. Это — визуальная схема, инструкция для проведения ритуала. Создать узор означало установить ритуал. Изображение считалось действенным только при точном воспроизведении, так как оно вступало в контакт с тем, что символизировало. Автор схемы создавал спиральные «ловушки», предназначенные для управления различными вариантами движения энергий огня и воды, которые всегда изображались одинаково — прямыми линиями, закручивающимися в спирали.

Узор Куя в его каноническом, завершённом виде. Поздняя династия Шан (XIII–XI вв. до н.э.).
Змеиная сущность Куя и ритуал жертвоприношения
Внешность Куя во многом змеиная, почти всё его тело напоминает змею. Главное жертвоприношение совершалось в огромном круглом котле, по внешнему ободу которого изображался Куй, символически душащий и обвивающий жертву своим узорным кольцом.
Как отмечал антрополог Эдвард Бернетт Тайлор, мифы первобытных обществ часто строились на конкретных аналогиях с реальностью. Этот ритуал можно интерпретировать в трёх стадиях, соответствующих движению энергии дракона:
1) Движение по прямой: жертва (энергия) движется свободно — это естественный поток силы дракона.
2) Атака и захват: в точке, где прямая линия превращается в спираль, змея (Куй) атакует. С этого момента энергия дракона более не движется свободно.
3) Поглощение: змея душит и поедает жертву — энергия дракона полностью поглощается спиралью, возвращаясь в состояние баланса.
[Мое] Древняя китайская археология Древние реликвии Длинный пост 4
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Куй - Древний Дракон.Часть 1.