Во время Второй мировой войны югославские партизаны, сражавшиеся под командованием Иосипа Броз Тито, не только вели изнурительную партизанскую войну в горах и лесах, но и проявили невероятную изобретательность, создавая собственную бронетехнику из подручных средств.

Балканский театр военных действий стал местом ожесточённых боёв, где использовалась самая разнообразная бронетехника — от устаревших моделей до полевых модификаций. В этом ряду особое место занимают уникальные разработки партизан Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ), которые в условиях острой нехватки ресурсов сумели построить несколько боевых машин.
Исторический контекст и вызовы
После быстрого завоевания Югославии странами Оси оккупанты столкнулись с массовым и хорошо организованным сопротивлением. Партизаны, чьи ряды быстро росли, разрушали коммуникации, атаковали гарнизоны и разворачивали масштабные операции. Для борьбы с ними противник активно применял бронетехнику, что вынудило партизан искать асимметричные ответы. Их арсенал пополнялся за счёт трофеев и старого оружия королевской армии, но самым необычным решением стала попытка создать собственные бронированные машины.

Образ отважных партизан Тито позже был увековечен в особом жанре югославского партизанского кино, где снимались такие звёзды, как Велимир «Бата» Живоинович.
Партизанские броневики (Партизанско оклопно возило)
В разгар боёв в Боснийской Краине в 1942 году, столкнувшись с бронетехникой хорватских усташей и немцев, партизаны решили построить два бронеавтомобиля. После захвата мастерских шахты Любия у них появились необходимые инструменты, но происхождение бронелистов остаётся загадкой — возможно, их сняли с вагонеток.

Хорватские формирования НДХ также занимались импровизацией, создавая бронемашины на базе грузовиков. На фото усташи укрываются за одной из таких самоделок.
Конструкция и особенности
Машины были построены на шасси грузовиков Fiat и Magirus, вероятно, трофейных. С них сняли кабину и кузов, заменив их бронированной надстройкой. Моторный отсек защищали наклонные бронелисты с люками для обслуживания. Задние колёса прикрывали полукруглые бронещитки, но передние изначально оставались незащищёнными — эту уязвимость позже устранили немцы, захватившие машины.

На этой фотографии, сделанной уже немцами, хорошо видна незащищённая передняя ось и два круглых отверстия в борту для ведения огня.
Экипаж размещался в бронированной рубке с бойницами по бортам. Сверху находилась небольшая башенка с амбразурой для пулемёта, хотя точный тип вооружения неизвестен — партизаны использовали самое разное оружие. Толщина брони и многие детали конструкции остаются предметом дискуссий из-за скудности информации.
Идентификация шасси
Анализ фотографий позволяет предположить, что одна из машин была построена на шасси грузовика FIAT 621 — массовой итальянской модели с характерными колёсами. Такой грузовик с двигателем мощностью 53 л.с. мог развивать скорость до 60 км/ч, но с тяжёлой бронёй и полным экипажем его подвижность, несомненно, сильно снизилась.


Сравнение колёс стандартного Fiat 621 и партизанской бронемашины показывает явное сходство.
Боевое применение и судьба
Источники расходятся в описании боевого пути этих машин. По одной версии, партизаны не успели их достроить и бросили при отступлении из Любии. По другой — машины участвовали в неудачном штурме Сански-Моста. Так или иначе, в июне 1942 года обе бронемашины были захвачены наступающими немецкими или хорватскими войсками. Немцы дооснастили их защитой передних колёс и использовали в операции против партизан на Козаре, после чего следы машин теряются.

Основой НОАЮ была пехота, но партизаны стремились использовать любую технику, включая трофейную и самодельную.

Один из партизанских броневиков в руках немцев. Хорошо видна добавленная ими защита передних колёс и, возможно, фара на крыше.
Обратите внимание: Самодельные гранатометы белорусских партизан.
«Партизанский танк» Тенко
Ещё более необычным творением партизан стал так называемый «Партизанский танк» (Partizanski tenk), построенный в 1942 году. По сути, это была не самоходная машина, а передвижная бронированная огневая точка, призванная поддержать атаку на укреплённое село Срб.

«Танк» Тенко, вид сбоку. Его оригинальный дизайн сочетает находчивость и вынужденную примитивность.
Создание в кузнице
Идея родилась у командиров батальона «Марко Орешкович». Инженер Стево Брозович с командой из шести человек построил машину за 21 день в кузнице деревни Неблусим. Материалами послужили детали от заброшенной железнодорожной техники: колёса и ось от бетономешалки, котёл от паровоза и крупные металлические листы, которые партизанам и местным жителям пришлось нести на себе несколько километров.

Марко Орешкович, в честь которого был назван батальон, создавший «танк».
Устройство импровизированной крепости
Основой корпуса стал половинка паровозного котла. К нему приклепали и приварили дополнительные слои листового железа, создав многослойную броню с песчаной прослойкой для повышения защиты. Испытания показали, что такая броня могла выдерживать винтовочные пули. На крыше установили фальшижную башенку с бутафорскими стволами для устрашения противника.
Машина передвигалась на трёх металлических колёсах (одно управляемое спереди) и не имела двигателя — её приходилось толкать силами экипажа или лошадьми. Вооружение состояло из личного оружия бойцов, которые вели огонь через четыре бойницы, прикрытые бронезаслонками. Внутри восьми человекам было крайне тесно.


Задняя часть «танка» с дверью и тормозным рычагом, а также его художественная реконструкция.
Ирония судьбы и наследие
К моменту завершения постройки итальянский гарнизон уже покинул Срб, и «танку» не довелось участвовать в бою. Его перевезли в Лапак, где он в итоге был брошен, затем закопан и использовался как убежище. После войны, в 1946 году, уникальный памятник партизанской смекалки передали в Хорватский исторический музей, где он хранится по сей день.


«Танк» в музее и его изображение на югославской марке 1981 года.
Заключение
Самодельная бронетехника югославских партизан — яркий пример изобретательности в условиях жесточайшего дефицита. Броневики на шасси грузовиков и «танк» Тенко, несмотря на свою примитивность и сомнительную боевую эффективность, символизируют стремление сопротивления использовать любые средства для борьбы с врагом. Эти импровизации предшествовали тому времени, когда партизаны стали получать полноценную бронетехнику от союзников, но остаются уникальными памятниками народной смекалки в годы войны.

Реконструкция внешнего вида партизанского броневика. Художник Ювнашви Шарма.
**********************
Литература:
- Боян Б.Д и Драган С. (2011) Оклопне единице на Югославском ратишту 1941-1945, Институт за современное время, Белград.
- Велимир В. (2003), Партизаны Тито 1941-45, Издательство «Оспрей.
- Плеше Б. (1957) Како я израчен первым партийным тенком, Весник Войног музея Югословенской народной армии 4. Войни музея Югословенской народной армии, Белград.
- Томислав А и Вишеслав А. (2011) Hrvatski Ratnici Kroz Stoljeća 4, Знае, Загреб.
- Вуйо В. (1988) Први Тенковски Батальон, Войно издательства и новинарский центр Белград.
- Б.Б. Думитриевич и Д. Савич (2011) Оклопне единице на Югославском ратишту 1941-1945, Институт за современное время, Белград.
- Д. Предоевич (2008) Оклопна возила и охлопне постройбе у друга светскомрату у Хрватской.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Самодельная бронетехника югославских партизан, 1942 г.