История начинается с отчаянного приказа, брошенного женщиной в погоне: «Если догонишь, отдай девчонке!» Но речь шла не о простой крестьянке — целью преследования стала молодая дворянка Пелагея Панютина. Она прекрасно понимала, какая участь ждет ее на Большой Калужской дороге, если она попадет в руки «кровавой барыни» Дарьи Салтыковой, однако была готова на всё ради спасения и любви.

Художник Константин Разумов.
Детство и юность Пелагеи
В 1739 году в семье небогатого дворянина Дениса Панютина родилась долгожданная дочь Пелагея. Девочка росла в атмосфере родительской любви и заботы. Семья вела жизнь, типичную для провинциального дворянства того времени: зиму проводила в московском доме, а лето — в подмосковном или брянском имении.
Род Панютиных не мог похвастаться ни древностью, ни большим богатством. Их предки были записаны в Брянской десятне и получили поместья лишь в 1626 году. Основные владения семьи располагались в Орловской, Калужской, Смоленской и Брянской губерниях. От отца Денис Панютин унаследовал всего две деревни в Брянском уезде, а позже приобрёл дом в Москве и небольшое подмосковное имение. Общее число крепостных в хозяйстве не превышало 60 душ, что по меркам XVIII века считалось признаком скромного, почти бедного состояния.
С таким приданым Пелагея вряд ли могла рассчитывать на блестящую партию. Однако родители надеялись на её красоту, которая в те времена часто помогала небогатым невестам выйти замуж за состоятельных, хотя и пожилых женихов.
Соседство с «кровавой барыней»
Детство Пелагеи прошло в подмосковной усадьбе, где её окружение составляли в том числе и дети крестьян из соседних владений. Рядом располагалось богатое село Троицкое и Верхние Тёплые Станы, которыми владела молодая аристократка Дарья Николаевна Салтыкова (урождённая Иванова) и её супруг, командир лейб-гвардии Конного полка Глеб Алексеевич Салтыков.
Тринадцатилетняя Пелагея часто видела, как чета Салтыковых проезжает по полям. Девушку завораживал образ элегантной дамы в нарядном платье, с зонтиком в руке, и её статного, красивого мужа-военного с искусно завитыми усами. Однажды Дарья Николаевна заметила Пелагею, ласково поцеловала её, угостила конфетой и даже предсказала счастливый брак.

Юлия Снигирь в роли Салтычки.
В 1755 году шестнадцатилетняя Пелагея узнала печальную весть: от простуды и последовавшей горячки в возрасте 42 лет скончался Глеб Алексеевич. Девушка искренне сочувствовала вдове, о которой все говорили как о безутешной супруге.
Жестокость, ставшая явной
Однако вскоре идиллическая картина начала рушиться. С 1757 года Пелагея стала замечать, что дворовые девушки из имения Салтыковой, приезжавшие в панютинскую деревню, выглядели запуганными и избитыми: с вырванными волосами, выбитыми зубами, лицами в синяках и свежими рубцами от побоев. На расспросы они отвечали, что барыня «лечила» их собственными руками. Вскоре такие визиты и вовсе прекратились.
С каждым годом по округе расползались всё более жуткие слухи о злодеяниях «Салтычихи». Говорили, что она забивает до смерти крепостных, в основном молодых девушек, травит их собаками, морит голодом в подвалах и оставляет раздетыми на лютом морозе.

П.В. Курдюмов «Салтычиха».
Встреча, изменившая всё
В 1761 году Пелагее исполнилось 22 года. Она выросла высокой, стройной девушкой с добрым лицом. Отсутствие средств для вывоза в свет не позволяло родителям устроить её судьбу, и большую часть времени она проводила в имении.
Во время одной из прогулок по полям Пелагея встретила молодого дворянина, секунд-майора и землемера Николая Андреевича Тютчева. Он занимался межеванием земель вдоль Большой Калужской дороги и заехал в гости к своей дальней родственнице — Дарье Салтыковой. Визит затянулся: помещица влюбилась в гостя, и тому было не с руки противиться.
Николай, конечно, видел жестокое обращение Салтыковой с крепостными, но, как и многие современники, считал, что помещик волен распоряжаться своим имуществом, и к тому же опасался гнева этой женщины. Всё изменила встреча с Пелагеей. Тютчев искренне влюбился и стал искать способ вырваться из-под власти Салтычихи.

Николай Андреевич Тютчев.
Побег и безумная месть
Молодые люди тайно встречались около года. Казалось, Салтычиха ничего не подозревает. Но скрываться дальше не было сил, и Тютчев больше не желал жить в аду, устроенном Дарьей Николаевной.
Накануне Великого поста 1762 года, пока набожная помещица готовилась к паломничеству и одновременно истязала дворовых девок, майор Тютчев тайно явился в усадьбу Панютиных и сделал Пелагее предложение. Получив согласие, на следующий день влюблённые уехали в Москву.
Когда Салтычиха узнала об измене Николая, её ярости не было предела. Она бегала по саду с поленом, избивая всех попадавшихся крестьян. В тот день по её приказу были забиты до смерти сразу три дворовые девушки. Но главными виновницами своих страданий она считала коварного предателя Тютчева и его невесту из бедной соседской семьи. Дарья Николаевна задумала страшную и необычную для того времени месть.
В феврале 1762 года она приехала в Москву и отправила своего приказчика Алексея Савельева в Артиллерийскую и Инженерную школу, где тот приобрёл 5 пудов пороха и столько же серы. Смешав компоненты и завернув в холст, он изготовил взрывчатку.
По приказу Салтычихи Савельев и другой конюх, Роман Иванов, должны были «подкатить под дом Панютиных у Плешистых ворот в Деревянном городе Москвы и остановить его». Цель была проста: «Сжечь того капитана Тютчева и ту невесту в том доме».

А. Васнецов «На стенах деревянного города».
Однако Алексей Савельев отказался взрывать чужой дом, за что был жестоко выпорот. Вместе с Ивановым был отправлен молодой конюх Сергей Леонтьев. Салтычиха пригрозила им: «Если не сделаете, я вас убью, а на ваше место других поставлю». Крестьяне, насмотревшиеся на ужасы в Троицком, знали, что это не пустая угроза.
В ночь на 13 февраля Роман и Сергей пробрались к дому Панютиных. Но в последний момент Леонтьев стал умолять Иванова не брать грех на душу, говоря, что лучше умереть самим. Рабы вернулись к барыне и заявили, что выполнить приказ невозможно. Салтычиха приказала бить их батогами.

Наказание батогами.
Опасный путь и счастливое спасение
В апреле 1762 года Пелагея и Николай обвенчались в Москве. В качестве приданого отец выделил невесте имение Овстуг в Брянской губернии. Молодожёны решили рискнуть и уехать туда, подальше от богатой, влиятельной и жестокой Салтыковой.
Путь лежал по Большой Калужской дороге, неподалёку от владений «кровавой барыни». Не сумев осуществить взрыв, Дарья Николаевна не успокоилась. Жажда мести по-прежнему пожирала её. Отъезд молодых в Брянск давал шанс на реванш.
Сразу за Тёплым Станом Салтычиха устроила засаду. Молодожёнов с дубинами и кистенями поджидали самые сильные люди из её личной «охраны». Им был отдан приказ не щадить никого, особенно жестоко должна была быть наказана Пелагея.
К счастью, нашёлся добрый человек, предупредивший Тютчева о готовящейся расправе. Николай Андреевич немедленно написал прошение в Сенат с просьбой оградить его от посягательств помещицы Салтыковой и выделить обоз «на четырёх санях, снабжённых булавами» для охраны.
Обоз был выделен, и Тютчевы благополучно добрались до Овстуга, избежав мести обезумевшей женщины. Побег от Салтычихи действительно состоялся.

Имение Овстуг в Брянской области.
Возмездие и долгая жизнь
Вскоре самой Дарье Николаевне пришлось отвечать за свои злодеяния. Летом 1762 года двум крепостным удалось добраться до Петербурга и подать челобитную императрице Екатерине II. Молодая императрица, только что взошедшая на престол, стремилась заручиться поддержкой всех слоёв общества.
Следователи Юстиц-коллегии, прибыв в имение Салтычихи, обнаружили настоящий ад на земле. Помещицу обвинили в убийстве 38 человек, в основном крестьянок и дворовых девушек, и в причастности к смерти ещё 37 человек (это обвинение осталось недоказанным).
В 1768 году Салтыкова была лишена дворянского звания и приговорена к смертной казни, которую позже заменили пожизненным заключением в подземной тюрьме Ивановского монастыря в Москве. Еду ей подавали через маленькое окошко, а всякое общение с людьми было запрещено, дабы «отнять её злую душу от всякого сообщества человеческого в свете сем, а кровавое её тело отдать в произвол Творца всех тварей».
Судьба даровала Салтычихе долгую жизнь. Она провела в заточении 33 года, сойдя с ума уже через несколько лет после заключения. Современники писали, что она «бранилась, плевалась и совала палки в маленькие окошки темницы», когда летом у решёток собирались любопытные. Умерла убийца 27 ноября 1801 года в возрасте 71 года, не оставив по себе доброй памяти.
Счастливая судьба Пелагеи и наследие Тютчевых
А Пелагея Денисовна прожила долгую и счастливую жизнь с мужем в имении Овстуг. Несмотря на скромное состояние, супруги жили достойно. Помещики Тютчевы не обижали своих дворовых, которых в имении было всего около 20 человек.

Пелагея Денисовна Тютчева (Панютина).
Николай Андреевич вышел в отставку в 1782 году в чине полковника и был избран предводителем брянского дворянства.
В семье Тютчевых родилось семеро детей: четыре дочери и три сына. Все они получили хорошее образование. Дочери удачно вышли замуж, а сыновья преуспели на военной и гражданской службе. Младший сын, Иван Николаевич Тютчев, стал отцом человека, прославившего фамилию на весь мир — великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева.
Николай Андреевич Тютчев скончался в Овстуге в 1797 году в возрасте 59 лет. Пелагея Денисовна пережила мужа и умерла 3 декабря 1812 года, прожив 73 года.
Так сложилась судьба дворянки, дважды избежавшей гибели от руки жестокой крепостницы Салтычихи. Увы, многим крестьянским девушкам и женщинам повезло куда меньше...
(с) Василий Гавриленко (Печаль).
Моя телеграмма «Женщины в истории» https://t.me/istoriazhen
Уважаемые читатели! Благодаря вам вышла моя книга о русских женщинах в истории. Большое спасибо!
https://www.chitai-gorod.ru/product/cvety-so-shramami-sudby-...
https://www.ozon.ru/product/tsvety-so-shramami-sudby-zhenshc...
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Побег от Салтычихи.