Путешествие Олега в загробный мир: мумификация, души и суд Осириса в древнеегипетской традиции

Поздравление в древнеегипетском стиле! Это третий и завершающий пост, посвященный истории Олега.

Первая часть

Часть 2

Давным-давно в Древнем Египте жил человек по имени Олег. Он был примерным гражданином: усердно учился на врача, почитал богов и фараона, исправно платил налоги. Его дни начинались с наслаждения восходом солнца и бокалом пальмового вина. Олег искренне любил жизнь, праздники и веселье... хотя тексты давались ему с трудом. Давайте же познакомимся с ним поближе.

Искусство мумификации

Как уже упоминалось ранее, сохранение физического тела было ключевым условием для вступления в загробную жизнь. Этой цели служил сложный процесс мумификации, который оттачивался специалистами на протяжении веков. Конечно, первые попытки были неидеальны, но со временем был найден верный рецепт. Главным в этом деле, как и в кулинарии, был правильный маринад.

Споры о том, как правильно мариновать, ведутся и сегодня, но мы говорим о древнеегипетских традициях. Вот базовый рецепт, которым пользовались бальзамировщики:

  • Древний Египет – 1 шт.

  • Пальмовое вино – в изобилии. Остатки можно было выпить.

  • Минерал натрон – несколько мешков.

  • Специи – по вкусу и ритуальным требованиям.

Основой маринада служил натрон – природная сода, которую добывали со дна нильских озер. С точки зрения древних египтян, все материалы для бальзамирования происходили из слез богов, оплакивавших Осириса, а сам умерший отождествлялся с этим божеством. Технологии и стоимость процедуры варьировались, но для нашего Олега выберем вариант по высшему разряду, как для фараона.

Процесс в среднем занимал около 70 дней и включал несколько этапов:

Тело омывали пальмовым вином. Через носовые ходы извлекали и удаляли мозг, поскольку египтяне считали, что мысли и чувства рождаются в сердце. Затем извлекали внутренние органы, которые сушили отдельно. Само тело покрывали натроном для обезвоживания. Высушенные органы (особенно сердце) возвращали обратно, а тело оборачивали бинтами, пропитанными смолами и благовониями. И вот, мумия готова!

Зачем такие сложности? Целью было не просто сохранение плоти, а освящение тела. Натрон использовали также для очищения статуй богов в храмах. Благовония, называемые «сенехель» (что означает «освящать»), были даром божествам. Таким образом, умерший превращался в священный образ бога. Чтобы подчеркнуть это, на мумию надевали маску, воспроизводящую черты лица человека при жизни.

Интересный исторический факт: в эпоху позднего Средневековья и Возрождения европейцы высоко ценили мумий, покупая их у египтян. Их перемалывали в порошок и использовали как лекарство от всех болезней, а на светских вечеринках иногда даже разворачивали мумии для развлечения публики.

Пока наш Олег «маринуется», давайте разберемся, для чего вообще нужны были мумии, статуи и сложные погребальные обряды.

Множественные души Олега

Куда же отправляется Олег после смерти? Изначально египтяне верили, что сама мумия может ожить и отправиться в путешествие. Но со временем религиозные представления усложнились, и возникла концепция нескольких духовных сущностей, или «двойников», человека. Важно не путать их с душой в привычном понимании. Эта идея имеет параллели в шаманских культурах, где двойник может путешествовать, пока тело живо.

Основные виды египетских духовных сущностей:

  • Ка – главный двойник, жизненная сила. Именно Ка представал перед судом Осириса и продолжал существовать в загробном мире.

  • Ба – индивидуальность человека, изображаемая как птица с человеческой головой. После смерти Ба мог отделиться и отправиться на небеса, но возвращался к мумии, особенно после ритуала «открытия рта».

Существовали также Ах (просветленный, блаженный дух) и Шуит (тень), но их природа менее понятна. Российский египтолог А.О. Большаков предложил интересную трактовку: Ка – это образ человека, живущий в памяти других. В целом, египетская мифология гибко объединяла разные, порой противоречивые, идеи о посмертном существовании.

Обратите внимание: Михаил Кошкин. Конструктор, посвятивший жизнь разработке Т-34.

Так, мумия могла считаться вместилищем Ка, гробница – домом для него, а сам человек мог одновременно существовать в подземном мире, на небесах и в виде призрака.

Мумия также была священным объектом – телом усопшего Осириса. Гробница моделировала подземный мир. Хотя египтяне надеялись на физическое воскрешение мумии, со временем они, видимо, убедились, что она не двигается, и решили, что беспокоить ее не стоит, чтобы не помешать путешествию Ка. За осквернение гробниц грозили страшные посмертные кары.

Расхитителям гробниц, вроде Лары Крофт, стоит помнить об этих древних проклятиях.

Путешествие по загробному миру и суд Осириса

Итак, Олег готов. Его ждет долгое путешествие, для которого ему понадобится руководство – знаменитая «Книга мертвых». Без этого сборника заклинаний и инструкций путь был бы почти невозможен.

После погребальной процессии и оплакиваний гроб с мумией Олега доставляют к его пирамиде. Жрец совершает ключевой ритуал «открытия рта», дотрагиваясь до губ мумии специальным инструментом. Этот обряд символически возвращал покойному способности видеть, есть, пить и говорить. После этого гробницу запечатывают.

Благодаря амулетам и заклинаниям, Ка Олега пробуждается. Его встречают богини-покровительницы родов (Исида, Хатхор и др.), и он отправляется в путь. Ему предстоит пройти через множество ворот подземного мира, каждые из которых охраняются стражами. Чтобы пройти, нужно знать их имена и произнести правильные заклинания – настоящий квест для древнего египтянина. Ошибка грозит быть съеденным чудовищем.

Наконец, Олег достигает центра загробного мира – Зала Двух Истин, где его ждет суд. Он предстает перед собранием из 42 богов и должен произнести так называемую «Исповедь отрицания», перечисляя грехи, которых он не совершал: «Я не крал, я не лгал, я не отводил воду с полей соседа...»

Затем наступает кульминация – взвешивание сердца. На одну чашу весов помещают сердце Олега, на другую – перо богини истины и порядка Маат. Если сердце, отягощенное грехами, перевешивает, его пожирает чудовище Амат. Если весы в равновесии, суд продолжается.

Интересно, что египтяне, беспокоясь о том, чтобы сердце не свидетельствовало против них на суде, даже придумывали специальные заклинания-«подсказки» для него.

После взвешивания следует полноценный судебный процесс: боги выступают и как свидетели, и как обвинители, и как защитники. Если вердикт оправдательный, Олег, наконец, предстает перед Осирисом и после завершающих формальностей попадает в загробные «поля Иалу» – подобие идеализированного Египта, где он продолжает жить, работать и наслаждаться существованием. Даже фараоны после смерти, согласно некоторым текстам, могли стать гребцами на солнечной ладье бога Ра.

Пожелаем же удачи Олегу в его вечной жизни. На этом наше путешествие в мир древнеегипетских представлений о смерти и загробной жизни завершается.

Спасибо всем, кто читал, комментировал и поддерживал эту серию постов. Отдельная благодарность спонсорам:

  • @Филип88

  • @sinnerAV

  • @Энтран

До новых встреч!

[моё]

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Египетская мифология. Загробная жизнь.