Плакат к фильму «1812: Уланская баллада», 2012 год. Фильм глупый, но постер хорошо соответствует тексту :)
«Мудрые законодатели России уделяли искреннее внимание женщинам, которые заложили основы семейного счастья и установили существование гражданского общества, связанного узами любви и дружбы, и наделили их большими правами, льготами, это дало преимущество. […]
...Законы, определяющие права и обязанности женщин, делят их на разные классы или государства в соответствии с духом правления, характером народа, а также политической и моральной позицией государства.»
Гендерные вопросы всегда на первом плане (вспомните, из какого материала сделана Ева), но когда сюда примешивается политика…
Поэтому со времен Петра Великого до времени Николая I экзогамия в Финляндии, Прибалтике и Северо-Западном регионе считалась сугубо положительным явлением, способствующим интеграции территории в общий имперский порядок.
Однако со временем стали возникать вопросы о возможности интеграции в смешанных браках, стали возникать разногласия, по крайней мере, относительно условий, которые действительно могли способствовать интеграции.
Дискуссия сосредоточилась на двух основных вопросах. Первый – способствовал ли канон Петра интеграции западных территорий, и второй. Во-вторых, в контексте польского культурного превосходства и «фанатизма» матерей-католиков, могут ли смешанные браки принести пользу России.
Министр внутренних дел Валев был одним из первых, кто выразил скептицизм по поводу петровских норм, но никогда не терял веры в потенциальную пользу межрасового брака как такового. В своем докладе 1862 года, посвященном корректировке законов о браке в Прибалтике, Варев отмечал, что решение прежних правительств не навязывать петровские нормы западным областям (с 1832 года до принятия закона 1835 года) было разумным и оправданным.):
«Правительство полагает, что поощрение браков между жителями этих губерний и коренными народами России будет способствовать слиянию коренных русских с населением присоединенных регионов и созданию более тесных связей между различными регионами губерний» знал, что мне просто придется установиться».
Однако он также отметил:
«...если раньше такие браки способствовали близости и частому слиянию представителей разных национальностей, то теперь они сеют раздор и вызывают жалобы и претензии со стороны людей иных вероисповеданий, противоречащие действующему закону являются постоянной причиной».
По его мнению, современный порядок Валева способствует не укреплению и распространению православия, а
«В некоторых регионах этот закон не позволяет русским подданным из разных племен сближаться друг с другом».
Короче говоря, смешанные браки выполняли полезную объединяющую функцию до тех пор, пока правительство не сбилось с пути под влиянием «идеи единства веры в нации» и страха перед «польским католицизмом». И опять же, эти браки могут принести пользу государству только путем узаконивания права родителей самим решать, какой религии будут следовать их дети. Соглашаясь с тем, что в таком браке католик изначально будет преобладать над православным супругом, Валуев более или менее уверен, что если он устранит причины осложнений, то сможет
"Во многих случаях, если супруги разных вероисповеданий проживают в православных регионах империи, их дети будут подвержены влиянию православных местных обстоятельств, даже если это противоречит заключенным в первую очередь соглашениям. Можно с уверенностью предсказать, что муж и жена будут воспитываться так же, как муж и жена во время брака».
Уже первое польское восстание весьма болезненно отразилось на едином населении Северо-Западного края. До восстания к юнионистам в регионе относились неодобрительно, но с ними более или менее мирились. Их много, но они фермеры. Да, символы веры разные, но ритуалы одни и те же. Однако массовая поддержка Казинье, казалось бы, чуждых идей католического дворянства привела к беспрецедентному усилению давления на юнионистов. Министерство внутренних дел мудро решило, что единственным местом в деревне, которое может служить рупором «вредных идей», является церковная кафедра. Начались массовые перекрещения (иногда уговорами, иногда поркой), Церковь Объединения была передана в юрисдикцию Патриархии, а священническое служение было запрещено. 23 марта 1839 года Священный Синод рассмотрел «Соборный закон» и принял постановление о присоединении Объединенной Элладской Церкви к Всероссийской Православной Церкви. «Приверженцы латинизма» (единства как класса не было с 1939 года, поэтому необходимо ввести эвфемизм) официально считаются «отдалившимися от православия», а фактически приравниваются ко всем раскольникам, которых оно означает. На этом фоне был заключен Договор 1847 года с Папским престолом, по которому в обмен на занятие отрицательной позиции по вопросу об объединении имперское правительство выступило против самого католицизма. Оно сделало столько уступок, что текст договор был скрыт от Сената. Через три месяца полный текст будет представлен Комиссии по духовным делам через шесть месяцев. Восстание 1863 года, в котором активное участие приняло католическое духовенство, сделало какие-либо уступки католицизму политически невозможными, и власти, среди прочего, ограничили планируемые свободные реформы брачного строя только Прибалтикой. Сделай так.
Более того, Восстание обнаружило, что, какими бы строгими ни были законы, дети, рожденные от смешанных браков между униатами, католиками и православными христианами, с гораздо большей вероятностью вырастут католиками по духу, чем православными. Это укрепило уверенность российских чиновников. Хотя большинство этих детей, казалось, были правильно крещены в православной вере, их связи с Православной Церковью часто не выходили за рамки формальной принадлежности. В 1866 году государственная газета «Виленские вести» сообщила, что в Западных территориях существует даже специальный термин «латынь», обозначающий смешанные браки, номинально православные, но исповедующие католицизм в частной и повседневной жизни относится к детям По сообщению «Виленского вестника», «десятки тысяч православных людей» остаются католиками из-за коварного злоупотребления католиками постановлениями закона 1832 года, не признававшего обратной силы петровского канона.
Однако, хотя некоторые современные комментаторы продолжали считать, что закон в конечном итоге благоприятствовал православию и служил примером мудрости Николая I, к концу XIX века взгляды скептиков стали меняться и стали доминирующими. Скептики утверждают, что смешанные браки не способствуют делу «русификации» и что правительства являются «абстрактными соображениями», которые мало учитывают реальный баланс сил в своих усилиях по поощрению смешанных браков. И кажется, на чашу весов упала очень неожиданная, но тяжёлая гиря...
В 1874 году православный священник с 33-летним стажем служения заметил, что дети от смешанных браков имеют тенденцию покидать католицизм, «особенно если их матери были католиками». Это произошло вопреки официальному обещанию, данному родителями на свадьбе. Священник утверждал, что церкви было бы лучше предотвратить смешанные браки и потребовать от католиков перехода в православие.
Многие современники называют влияние женщин особенно мощным фактором для католиков. Как показал Михаил Долбылов, после восстания 1863 года многие правительственные чиновники и представители определяли польскую национальную идентичность с точки зрения женственности (а не «русской» мужественности), и «демонизация» человеческих женщин стала важным аспектом русской поронофобии. Зачинщиками «бунта» чиновники считали дворянство западных областей. Именно женская часть польского шляхтича была объявлена главной носительницей польского национального сознания и проводником католицизма в его «наиболее фанатичной форме».
Вот типичное высказывание слависта Юрия Самарина:
«В польских домах каждый день уникальным образом повторяется библейская легенда... [об искушении Евы и последующих событиях]...: Польский злой дух в образе священника-исповедника превратил иглу в Пронзительно: сердце жены ранено, и она смущает воображение и совесть мужа».
По его мнению, именно священники «довели женщин до фанатизма, а те отобрали у них мужей, братьев и сыновей».
Существовало даже мнение о польском заговоре. Целью было женить русских мужчин, чтобы сделать их потомков католиками. Как пишет митрополит Иосиф (Семашко), воспитанием детей обычно занимаются матери
«Матери в Западном регионе более или менее находятся под прямым или косвенным влиянием Церкви».
Даже если вы еще не полностью отдалили своих детей от православия,
«Матери других вероисповеданий воспитывают у своих детей жалкое и неуверенное отношение к обеим религиям».
Такой вывод не может остаться без последствий для политики смешанных браков. Виленский губернатор М. Н. Муравьев поручил своим подчиненным губернаторам не допускать вступлений русских чиновников в брак с местными католиками. Запрет полякам и/или католикам занимать определенные посты в режиме распространялся и на россиян, вступивших в брак с польками. Эта практика была основана на идее, что католическая религиозная дисциплина намного сильнее, чем православная. Господин Валев ясно дал это понять в своем докладе, заявив, что, если бы его предложение было принято, католики были бы первыми, кто получил бы приоритет, потому что по сравнению с католическим духовенством Православная Церковь не проявит такого же отношения потому что не было
«Самостоятельная заинтересованность в создании и расширении собственной паствы».
Похожие условия. Синод также отметил:
«…осуждение из уст католического священника является мощным оружием, которое удерживает католиков от браков с некатоликами и, если брак все же заключен, устанавливает католическое доминирование в семье священник и католический священник, межконфессиональные пары придают больше значения последнему»…
Их. Польским католичкам не доверяют. Парадоксально, но их обвиняют в легкомыслии и в то же время обвиняют в обмане... Между тем польские девушки с кафедры заявляют, что мужчинам, которых не следует рассматривать в качестве потенциальных мужей, дают 3. Меня устойчиво учили, что есть две категории . Женатые мужчины, священники и «москали». », в случае со страшной врожденной хитростью поляков это выглядит по меньшей мере странно...
По словам Дениса Давыдова, после восстания 1831 года:
«...многие красивые женщины были готовы выйти замуж за молодых русских офицеров».
Но это другой взгляд современного человека с другой стороны (после событий 1860-х годов):
«...многие молодые и красивые польские женщины остались незамужними.
Помимо тех, кто пытался облегчить правительственные репрессии, женившись на представителях российского правительства, единственными людьми, которые осмелились обратиться к москвичам, были «...политичены ниодоповиезиарне паньер...» Та. ``Политически безответственные женщины».
В этой связи интересно прочитать, например, как Казимир Змикловский, владелец большого особняка Вири под Пинском, вызвал в марте 1863 года команду императорских войск для защиты особняка от восставших. Команда изгнана, а Вир и остальные спасаются от восстания. Однако всего на трех страницах архивного дела упоминается, что в июле 1864 года Змикловский был отдан под суд за финансирование «посполитских правых» (то есть тех же повстанцев). В этом случае мастер был осужден и сослан, но его права и имущество не были лишены. Имущество также не было конфисковано, а передано под опеку до ухода владельца в ссылку. Его опекуном был зять пана Змиковского Александр Георгиевич Забойко, отставной капитан 5-го литовского уланского полка итальянского короля Виктора Эммануила III. Этот полк является знаменитой частью с очень интересной историей и, кроме того, в прошлом принимал активное участие в подавлении польских восстаний (!). А потомки Александра Забойко и Софьи Змиковской (род Забойко-Змиковских) вообще оставили яркий след в истории региона, включая католиков, православных и немало коммунистов-атеистов.
В целом крайне противоречивое отношение к смешанным бракам сочетало опасения «ползучей полонизации» и «отступничества» с надеждами на объединение жестко конкурирующих западных государств, и к началу века проблема так и не была решена. Однако, судя по всему, что касается межрасовых браков, православное духовенство с большей готовностью обращало в православие невест-католиков до брака, чем женихов-католиков. Женщины в этой ситуации выступают как настоящие политические силы без какого-либо феминизма. Просто естественно. Более того, такие силы заставляют обе стороны задуматься.
Это четвертая статья в серии. Узнайте больше о том, почему этот вопрос важен здесь. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о протестантизме. О католиках - здесь.
Эпиграф: «Фемида, или Краткое изложение сексуальных прав, льгот и обязанностей женщин в России по существующим законам» / Соч. Иларион Васильев. - Москва: Университетский тип., 1827. Первая и последняя попытка в РИ опубликовать подробное карманное руководство по данному вопросу, включающее конкретные ссылки на закон и разъяснения его норм.
Об отчете 1862 года, борьбе за законы 1832-1835 годов и положении П. А. Валуева: Дневник П. А. Валуева, министра внутренних дел / Составитель П. А. Зайончковский. М., 1961. Т. 1. Отображение по году и дате.
О договоре с Папским престолом 1847 г см. Договор от 22 июля/3 августа 1847 г. // Законы и уставы об устройстве и управлении Римско-католической церкви в Российской империи и Царстве Польском. - СПб., 1849. - С. 191-207. Сам документ очень интересен, но еще интереснее его судьба.
О положении в Царстве Польском во время первого восстания и после него. Записи Дениса Васильевича Давыдова не прошли российскую цензуру. - Брюссель: русский тип. Князь Петр Владимирович Долгоруков, 1863 г. Менее известный, чем его «Военные записки», он охватывает заключительный период карьеры Дениса Васильевича. Особую ценность представляют его взгляды на личности Ермолова, Пацкевича и Муравьева и их региональную политику.
К вопросу о федерации в период между восстаниями: Записки Иосифа литовского митрополита. Том 2 Его внешность интересна тем, что он сам унитарист, принявший православие.
К тексту канона Петра и Закона 1835 года: Сборник материалов по религиозным вопросам межрасовых браков и детей, рожденных от таких браков. Санкт-Петербург, 1906 год коллекция. Вопросы действительно отличные! Знаменательно и то, что это уже регулировалось Манифестом 1905 года.
О судьбе Союза, «польском заговоре» и проблеме признания: Михаил Долбилов. «Русская земля, чужая вера: имперская конфессиональная политика в Литве и Белоруссии при Александре II» М., 2010. Очень достойная междисциплинарная монография на эту тему.
В качестве среза общественного мнения по вопросу «Что такое латинизация?» // Последние новости Вильны. № 198. 20 сентября 1866 г. Постановка темы - Редактировать // Виленский вестник. № 62. 1865.03.19
Ю. Самарин Источник: Горизонтова Л. Е. Противоречия имперской политики: поляки в России, русские в Польше. М., 1999.
[my]Российская историяРоссийская империяРелигияРусское обществоРеспублика БеларусьФеминизмВопросыДлинный постБрак (брак)ОтношенияУнианское православие 0Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: О межконфессиональном браке: Cherchez la femme!.