Добро пожаловать в мир Древнего Египта, где мифология была неотъемлемой частью повседневного быта.

Многие задаются вопросами о том, как египтяне представляли себе загробную жизнь и как строился их земной путь. Ответы на эти вопросы удивительным образом переплетены. Египетская мифология, при всей своей кажущейся сложности и множественности трактовок, предлагает уникальный взгляд на жизнь, где божественное начало сопровождало человека от рождения до смерти.
Поскольку тема культа мёртвых обширна, предлагаю начать с изучения самой жизни древних египтян, чтобы понять контекст их верований. Обещания, даже данные в гипотетическом диалоге, стоит выполнять.

Итак, начнём наше путешествие.
Жизненный путь египтянина под защитой богов
Отличительной чертой египетских божеств была их глубокая вовлечённость в человеческую жизнь. В отличие от отстранённых богов некоторых других культур, пантеон Египта проявлял постоянную заботу о своей пастве, буквально сопровождая людей на каждом этапе их земного пути.
Рождение и первые дни жизни
Момент рождения в Древнем Египте был событием космического масштаба. К роженице спешила целая «божественная бригада»: Хатор и Исида, богиня Таурт (изображавшаяся как беременная самка бегемота с человеческими чертами) и Мескхент — покровительница родов. Их сопровождали карликообразный бог Бес и его супруга Бесит. Это собрание божественных сил было призвано обеспечить безопасность матери и ребёнка.

Рождение нового человека вызывало радость не только среди богов, но и привлекало внимание злых духов. Считалось, что демоны в облике змей и скорпионов пытались подобраться к младенцу, чтобы навредить ему.

На защиту вставали верные спутники Мескхент. Они отпугивали нечисть громкими криками, топаньем и угрожающими гримасами — своеобразными древнеегипетскими «обережными» ритуалами. К ним присоединялась и свита Таурт. Видя такое решительное сопротивление, злые силы отступали.

Тем временем Мескхент и бог судьбы Шай переносили душу новорождённого к Небесному Древу, где семь Хаторов определяли его жизненный путь. Шай навсегда становился личным покровителем человека, сопровождая его душу при жизни и выступая свидетелем на посмертном суде Осириса. Это можно назвать высшей степенью божественного патронажа и индивидуального подхода.

Детство, обучение и взросление
Время шло, и наш условный герой, назовём его для удобства Олегом, подрастал.
Обратите внимание: Египетская мифология. Предисловие.
Под защитой богов он рос здоровым ребёнком, играл со сверстниками, но мир таил опасности.
Для дополнительной защиты от тварей и болезней мальчику надевали амулеты: Глаз Ра, кольцо-скарабей, фигурки Беса, изображения ежа или мангуста. Если же болезнь прорывалась сквозь эту пассивную защиту, на помощь приходили боги-целители: Тот, Хорус, Хонсу или обожествлённый мудрец Имхотеп.
Образование Олег получал в храмовой школе под руководством жрецов, изучая письменность, астрономию, геометрию. В этом ему помогали боги мудрости и знаний: Птах, Сешет и, конечно, Тот — покровитель писцов и знаний.

Повзрослев, Олег выбирал профессию — писца, архитектора, врача или ремесленника. Божественная поддержка не ослабевала: боги покровительствовали разным ремёслам.

Даже создание семьи не обходилось без участия богов. В день свадьбы богини вновь радовались и танцевали. Божественное покровительство распространялось на охоту, путешествия и другие житейские дела (хотя в некоторых интимных вопросах египтянин, как считалось, мог справиться и сам).

Когда в семье Олега рождался ребёнок, жизненный цикл, осенённый богами, начинался заново. Такова была всеобъемлющая система божественной поддержки в Древнем Египте.
Особенности мировоззрения и обязанности живых
Интересно, что древние египтяне, разумеется, не считали себя «древними». Их мир был современным и полным жизни. Положение женщин в этом обществе также было относительно высоким по меркам древнего мира.
Однако у Олега и его соплеменников были не только права на божественную помощь, но и серьёзные обязанности. В начале упоминался культ мёртвых, и здесь египетская традиция имела свою специфику. В отличие от практик других народов, где умершие предки помогали живым, в Египте обязанность живых — заботиться о мёртвых — часто была односторонней и могла ложиться тяжёлым бременем на экономику.
Ключевым отличием было представление о смерти. Для египтян (по крайней мере, тех, кто мог себе это позволить) смерть не была окончательной. Загробная жизнь рассматривалась как продолжение существования, что и порождало сложные погребальные обряды и заботу о гробнице.

Тема путешествия в загробный мир чрезвычайно обширна. Данный пост можно считать введением. В следующей части мы проследим путь нашего Олега после смерти, на суде Осириса и в царстве мёртвых.
Оставайтесь с нами.
Отдельная благодарность донорам контента. Да хранит вас Ра!
[моё]Пересказ анекдота из египетской мифологии, длинный пост 36Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Египетская мифология. Быт египтян.