
Формирование первых правил дорожного движения на территории России было долгим и сложным процессом, растянувшимся на несколько столетий. Долгое время не существовало единых норм, а наказания за нарушения часто определялись субъективно, «на глазок». Для многих состоятельных граждан быстрая, лихая езда была одним из немногих доступных развлечений, особенно зимой, и общество смотрело на это сквозь пальцы.
Первые указы: от Грозного до Петра
Зарождение регулирования уходит корнями в глубокую древность. Еще при Иване Грозном ввели обязательное клеймение лошадей и пошлины при их купле-продаже. При Федоре Иоанновиче в 1589 году была установлена стандартная ширина дороги — полторы сажени (примерно 3,2 метра). Алексей Михайлович ввел первые ощутимые штрафы за умышленный наезд на пешеходов, а в случае смерти потерпевшего виновного могли и казнить. За порядком на улицах тогда следили так называемые «преступники», которые боролись, в том числе, с лихачами. Сохранилась даже жалоба князя Одоевского на проезжего, который, остановив его работника за превышение скорости, жестоко избил его, после чего у того пропала упряжь. Обвиняемый же утверждал, что просто наказал нарушителя по закону. Более четкие правила начали появляться лишь в XVIII веке.

Эпоха императорских указов и драгунских патрулей
Петр I утвердил правостороннее движение и ввел верстовые столбы вдоль дорог. Максимальная скорость была ограничена примерно 15 км/ч, хотя сам царь любил быструю езду. Анна Иоанновна повела активную борьбу с лихачеством. Ее указ гневно констатировал, что, несмотря на предыдущие запреты, многие продолжают неистово скакать, «бьют кнутами и топчут лошадьми». Для патрулирования улиц были привлечены драгуны и солдаты. Наказания были суровыми: за первое нарушение — битье плетьми-«кошками», за второе — кнутом, за третье — каторга. Теоретически за наезд со смертельным исходом полагалась казнь, но на практике чаще откупались. При Елизавете Петровне у лихачей стали конфисковывать лошадей, а также (маловероятный для исполнения указ) запретили ругаться во время поездок. Екатерина II упорядочила работу извозчиков, введя для них персональные номерные бирки и «Билеты перевозчика». Скорость в городе ограничивалась «тихой рысью», а уступать дорогу требовалось похоронным процессиям и пожарным.

Карл Беггров «Лук Генерального штаба"
Субъективное правосудие и «мирные» решения
На протяжении всего XVIII и XIX веков оценка нарушений оставалась крайне субъективной и сильно зависела от социального статуса виновного. Полиция часто предпочитала, чтобы участники инцидента решали вопрос на месте, деньгами. Яркий пример — запись в дневнике С. П. Жихарева, который, раздавив на санях женщину, был остановлен частным приставом. Тот, не желая «доставлять неприятности» знатному господину, предложил дать пострадавшей денег на лечение, а сам даже одолжил Жихареву 5 рублей, когда у того не оказалось наличных. Подобные случаи были обыденностью: например, некая госпожа Матерн, сбив офицера, откупилась от его семьи сотней рублей, и дело закрыли. С другой стороны, такая практика породила и мошенников, специально подставлявшихся под экипажи.

Жерар Делабар. Вид на Моховую улицу
Строгость контроля колебалась: при Николае I за порядком следили жестко, а при Александре II либерализация сразу привела к росту числа неосторожных водителей и происшествий.

Царство извозчиков: от «ванек» до «лихачей»
Главными участниками дорожного движения были извозчики. Французский писатель Александр Дюма, посетивший Россию в 1858-59 годах, отмечал их своеобразный вид: длиннополые армяки и медная бляха с номером на спине, которую при жалобе можно было сорвать и отнести в полицию. По воспоминаниям Л. В. Успенского, в Петербурге начала XX века извозчиков были десятки тысяч. Они делились на категории: простые «ваньки» в заношенных армяках, дремавшие на своих козлах; более аккуратные «средней руки»; и, наконец, «лихачи» — редкие обладатели резвых лошадей и хороших экипажей, которые могли быстро и с комфортом доставить седока. Грузовые извозчики («ломовики») должны были в городе идти рядом с повозкой пешком.

Полиция вела реестр нарушений. Два протокола за «неосторожную езду» грозили извозчику вызовом в управу и выговором, три — лишением билета. Однако многие предпочитали решать вопрос на месте взяткой, а бюрократическая волокна позволяла сезонным работникам избежать наказания, уехав в деревню. Стандартный штраф в конце XIX века составлял 3 рубля.

Ресторан Эльдорадо в Петровском парке
Возле популярных у богачей мест, вроде дорогих ресторанов, полицейские активно «охотились» за штрафами, а иногда и устраивали «подставы», например, оставляя в темноте неосвещенные ремонтные заграждения.

Технический прогресс и новые проблемы
К концу XIX века появились экипажи с резиновыми, а затем и пневматическими шинами. Они обеспечивали мягкий и тихий ход, но, проезжая по лужам, обливали прохожих грязными брызгами. Владельцев таких экипажей прозвали «резиновыми рабочими». Им даже посвящали гневные стихи, как, например, С. Матов, описавший, как щеголь в белом костюме был обрызган с ног до головы. В Москве пытались запретить такие колеса или обязать их владельцев ездить шагом в дождливую погоду, но депутаты городской думы, сами будучи «резиновыми рабочими», саботировали эти инициативы.

Появление автомобилей и первые правила для них
На рубеже веков в России появились автомобили. Сначала они были вне закона в городах, и ездить можно было только за городом. Первый автомобиль в столице был зарегистрирован в 1896 году. Каждая машина проходила проверку специальной комиссии. Максимальная скорость ограничивалась 12 верстами в час (около 13 км/ч), на перекрестках нужно было подавать звуковой сигнал, запрещались гонки и оставление машины без присмотра. Водитель получал «Свидетельство на право езды», которое нужно было ежегодно продлевать.

Муром, 20 век
Дороги и тротуары: кто за них отвечал?
Дорожное покрытие было разным: земляное, булыжное, деревянное (торцевое) и, с 1870-х, асфальтовое. Торцовые мостовые из деревянных шестиугольников были тихими и мягкими, но недолговечными и антисанитарными. Булыжник создавал жуткий грохот и тряску. Содержание улицы и тротуара перед своим домом было обязанностью домовладельца: нужно было убирать навоз, зимой — расчищать снег, оставляя лишь колею для саней. Некоторые подходили к этому с фанатизмом. Например, пензенская помещица Екатерина Васильевна, вынужденная построить тротуар, назначила стражу, чтобы по нему никто не ходил, и лично следила за исполнением этого приказа из окна.





Источники
Д. А. Засосов, В. И. Пызин «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев»:
А.О. Кокорев, В.Е. Руга "Московская повседневность. Московский милиционер, или зарисовки уличной жизни"
С. П. Жихарев «Записки современника"
Л. В. Успенский «Записки старого петербуржца"
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: С ветерком. О ПДД до революции.