Panzerkampfwagen VIII «Maus» (в переводе с немецкого — «Мышь»), также известный как Porsche Typ 205, представляет собой уникальный сверхтяжелый танк, разработанный в нацистской Германии в период с 1942 по 1945 годы под руководством знаменитого конструктора Фердинанда Порше. Эта боевая машина вошла в историю как самый тяжелый из когда-либо построенных танков, ее боевая масса достигала колоссальных 188,9 тонн. Несмотря на амбициозные планы, было завершено всего два прототипа, ни один из которых не успел принять участие в реальных боевых действиях. Сегодня единственный сохранившийся в мире экземпляр «Мауса», собранный из частей обоих прототипов, можно увидеть в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.
История создания гиганта
Работы над проектом, инициированным лично Адольфом Гитлером в конце 1942 года, велись с целью создания практически неуязвимого «танка прорыва». В разработке и производстве участвовал консорциум ведущих немецких компаний: корпус и башню изготавливал концерн «Крупп», силовую установку проектировала фирма «Даймлер-Бенц», а элементы электромеханической трансмиссии поставляла компания «Сименс». Финальная сборка осуществлялась на заводе «Алкетт». Первый полноразмерный деревянный макет был представлен фюреру в мае 1943 года, а уже в декабре того же года первый ходовой прототип, еще без башни, вышел на испытания. Второй прототип, оснащенный башней и дизельным двигателем MB 517 (который, впрочем, оказался ненадежным), был готов к середине 1944 года. Однако в июле 1944 года, в условиях тотальной нехватки ресурсов, программа была свернута, а недостроенные корпуса отправили на переплавку.
Мощь вооружения и несокрушимая броня
Основным калибром «Мауса» стала мощнейшая 128-мм нарезная пушка KwK 44 L/55 с длиной ствола в 55 калибров, оснащенная перископическим прицелом. Это орудие, созданное на базе противотанковой пушки Pak 44, могло эффективно бороться с любыми целями на огромных дистанциях. Однако главной «фишкой» танка было его беспрецедентное бронирование. Лобовая плита корпуса толщиной 200 мм была установлена под рациональным углом в 55 градусов, что значительно увеличивало ее приведенную толщину. Лоб башни и вовсе представлял собой монолит в 250 мм броневой стали. Такая защита делала «Мауса» практически неуязвимым для большинства противотанковых средств того времени, но и стала основной причиной его чудовищной массы.
128-мм орудие KwK 44 — главный калибр «Мауса» (фото: warspot.ru)
Подвижность и логистика: слабые места гиганта
Несмотря на массу, подвижность «Мауса» была тщательно продумана. Для его движения использовался авиационный карбюраторный двигатель Daimler-Benz MB 509 мощностью 1080 кВт (около 1470 л.с.), который через электромеханическую трансмиссию (генератор-электродвигатель) приводил в движение гусеницы. Широкая (1100 мм) гусеница и многокатковая ходовая часть обеспечивали удельное давление на грунт, сравнимое с обычными тяжелыми танками, что позволяло машине относительно уверенно передвигаться по пересеченной местности, хотя максимальная скорость не превышала 20 км/ч. Главной проблемой была логистика: танк не мог передвигаться по большинству мостов. Для его переправы через водные преграды разрабатывался оригинальный метод — движение по дну с подачей электроэнергии и управлением по кабелю от другого «Мауса», остающегося на берегу. Доставка к фронту планировалась только по железной дороге на специальной платформе.
Судьба прототипов и путь в СССР
В апреле 1945 года, при приближении советских войск к испытательному полигону в Куммерсдорфе, экипажам было приказано уничтожить оба прототипа, чтобы они не достались противнику. Танки были подорваны, но один из них уцелел достаточно хорошо. По указанию советского командования из фрагментов двух машин был собран один целый экземпляр, который 4 мая 1946 года отправили для всесторонних испытаний на полигон в Кубинке. После завершения исследований все внутреннее оборудование, включая двигатель и вооружение, было демонтировано.
Наследие «Мыши»
Сегодня отреставрированный корпус «Мауса» занимает почетное место в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Это единственный в мире сохранившийся экземпляр, который позволяет воочию оценить гигантские масштабы и инженерную амбициозность проекта. Лицезрение этой стальной махины, даже лишенной «начинки», производит сильнейшее впечатление и заставляет задуматься о тупиковых путях развития военной техники. С исторической точки зрения, даже если бы «Маус» успели запустить в серию, он вряд ли смог бы переломить ход войны. Его низкая подвижность, сложность в производстве и обслуживании, а также уязвимость с воздуха сделали бы его скорее дорогой и громоздкой мишенью, чем «чудо-оружием». Тем не менее, как памятник инженерной мысли и символ отчаяния Третьего рейха, Panzerkampfwagen VIII Maus навсегда останется в истории.
Информация взята из открытых источников. Если вам понравилась статья, вы можете оценить ее и подписаться на наш канал :)
#третий рейх #война #история #танк #maus
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Сверхтяжелая мышь.