Преподаватель университета обратился за помощью к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он поставил бы самую низкую оценку по физике одному из своих учеников, утверждая при этом, что тот заслуживает самой высокой оценки. И учитель, и ученик согласились положиться на решение третьей стороны, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда. Вопрос на экзамене был: «Объясните, как можно измерить высоту здания с помощью барометра?» Ответ ученика был такой: «Вы должны подняться на крышу здания с барометром, опустить барометр на длинную веревку, затем потянуть его назад и измерить длину веревки, которая покажет точную высоту здания».
Дело было действительно сложным, так как ответ был совершенно полным и правильным! С другой стороны, экзамен был по физике, и ответы имели мало общего с применением знаний в этой области.
Резерфорд предложил студенту еще раз попробовать ответить. Он дал ему шесть минут на подготовку и предупредил, что для ответа придется продемонстрировать знание физических законов. Спустя пять минут студент все еще ничего не написал на экзаменационной работе. Резерфорд спросил его, сдается ли он, но он ответил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбрал лучшее.
Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека начать отвечать, не дожидаясь истечения отведенного времени. Новый ответ на вопрос был такой: «Залезьте на крышу с барометром, бросьте его вниз и измерьте время сбора урожая. Затем по формуле рассчитайте высоту здания».
Здесь Резерфорд спросил своего коллегу-учителя, удовлетворен ли он этим ответом. В конце концов он сдался, посчитав ответ удовлетворительным.
Однако студент отметил, что знает несколько ответов, и его попросили их раскрыть.
«Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», — начал студент. «Например, вы можете выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив простую пропорцию, вы определяете высоту самого здания.
«Неплохо», — сказал Резерфорд. - Есть ли другие способы?
- Да. Это очень простой метод, который, я уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прислоняете барометр к стене и делаете отметки. Подсчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Достаточно очевидный метод.
«Если вам нужен более сложный метод, — продолжал он, — тогда привяжите к барометру веревку и раскачивайте его, как маятник, и определите силу тяжести внизу здания и на крыше». По разнице этих величин в принципе можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру веревку, можно подняться с маятником на крышу и, покачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.
«Наконец, — заключил он, — среди многих других способов решения этой проблемы, пожалуй, лучший такой: возьмите с собой барометр, найдите лидера и скажите ему: «Господин лидер, у меня есть замечательный барометр». Оно будет вашим, если вы скажете мне высоту этого здания».
Здесь Резерфорд спросил студента, действительно ли он не знает общепринятого решения этой проблемы. Он признался, что знал, но сказал, что устал от школы и колледжа, где учителя навязывают ученикам свой образ мышления.
Этим студентом был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 года.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Причуды гения.