
Два года назад мне в руки попал необычный аппарат — развлекательно-игровой телефон Kechaoda K110, купленный на интернет-барахолке. С виду это был обычный кнопочный телефон с предустановленными играми, но мое любопытство привело к глубокому изучению его прошивки через шестнадцатеричный редактор и последующей разборке. То, что я обнаружил внутри, поразило меня и вызвало искреннее восхищение изобретательностью китайских инженеров. Как им удалось создать уникальный двухпроцессорный игровой телефон всего за 2000 рублей? Давайте разберемся в этой удивительной конструкции.
История мобильного гейминга
Прежде чем перейти к обзору самого устройства, стоит вспомнить, как развивались мобильные игры. Они прочно вошли в нашу жизнь еще в начале 2000-х, когда мощности телефонов позволили выйти за рамки простых звонков. Тогда за внимание пользователей боролись три основные платформы:
Java (J2ME) — самая популярная и доступная платформа. Низкий порог входа для разработчиков и высокая производительность, подкрепленная аппаратной поддержкой JIT-компиляции на ARM, позволили создавать потрясающие проекты. Например, космическую RPG Galaxy on Fire 2, которая демонстрировала впечатляющую 3D-графику на процессорах с частотой всего 100-200 МГц.
Mophun — менее распространенный, но мощный конкурент Java, ориентированный в основном на игры. Приложения писались на диалекте языка C и были особенно популярны на телефонах Sony Ericsson и некоторых смартфонах с Symbian.
Qualcomm Brew — платформа, малоизвестная в СНГ, так как приложения распространялись через операторов связи. Ее особенность в том, что программы компилировались в нативный код (C), что обеспечивало высокую производительность, но ограничивало совместимость устройствами на чипсетах Qualcomm.
В 2002-2003 годах Nokia, вдохновленная успехом портативных консолей вроде GameBoy, решила создать собственную игровую платформу на базе смартфона. Так появились Nokia 3300 и легендарный N-Gage. Несмотря на некоторые инженерные просчеты и неоднозначный прием на старте, N-Gage со временем стал культовым устройством благодаря портам таких хитов, как Sonic N и Tomb Raider.

Хотя N-Gage не стал коммерческим триумфом, он вдохновил многих, особенно в Азии. Китайские производители подхватили идею и начали выпускать всевозможные игровые телефоны: клоны N-Gage, устройства в корпусах, напоминающих iPhone или PSP. Их общей чертой стала предустановленная эмуляция ретро-консолей или Java-машина для игр.

Сегодня эти же производители экспериментируют с Linux-консолями и телефонами, имеющими физические геймпадные кнопки. Именно таким аппаратом и оказался привлекший мое внимание Kechaoda K110, очень похожий на эволюционировавший N-Gage. После его получения я сразу начал исследовать возможности модификации прошивки для добавления новых игр.

Разборка и сюрприз внутри
Первоначально в меню телефона я не нашел ожидаемых игр — только стандартный «Сокобан». Оказалось, что для перехода в игровой режим нужно нажать специальную кнопку на корпусе. Это навело на мысль, что система каким-то образом перераспределяет ресурсы единственного процессора. Чтобы разобраться, я решил получить дамп прошивки.

Процесс считывания прошивки с процессора Spreadtrum был стандартным, но выяснилась интересная деталь: из-за использования крошечной SPI-флешки всего на 4 МБ все данные в прошивке были сжаты алгоритмом LZMA и распаковывались «на лету». Изучив распакованный дамп в шестнадцатеричном редакторе, я не нашел следов эмулятора или игровых ROM-файлов. Это означало, что игры хранятся где-то еще.

Тогда я разобрал корпус. Внутри обнаружилось две платы. Левая — стандартная телефонная часть с процессором Spreadtrum SC6531E, 4 МБ оперативной памяти и той самой 4 МБ SPI-флешкой. Правая плата оказалась куда интереснее: на ней был шлейф на 39 контактов (слишком много для простой клавиатуры) и несколько компонентов.

Перевернув правую плату, я увидел настоящее «инженерное чудо»: распаянный прямо на текстолите кристалл процессора без корпуса, покрытый защитным компаундом («соплями»). Рядом находилась еще одна SPI-флешка на 64 Мбит (8 МБ) и, предположительно, усилитель. Стало ясно, что это самостоятельная игровая система.

Я выпаял игровую флешку и прочитал ее дамп через программатор. Анализ содержимого и поиск в интернете привели меня к компании VRTech, которая производит системы-на-кристалле (SoC) для клонов приставки Dendy (NES). Оказалось, что игровая часть телефона построена на процессоре VRTech VT09! Дамп содержал код инициализации дисплея и многоголосый дамп картриджа (OneBus Mapper).

Это открытие означало, что технически можно не только заменить список игр на флешке, но и, проявив смекалку, добавить вторую флешку с переключателем, расширив игровую библиотеку. Эмулятор с сайта VRTech даже смог частично запустить мой дамп, что окончательно подтвердило догадку.

Таким образом, архитектура Kechaoda K110 гениально проста: когда пользователь включает игровой режим, телефонная часть (Spreadtrum) отключает управление дисплеем и звуком, а питание и контроль передаются отдельному игровому процессору VRTech VT09. При выходе из игры процессор NES отключается, и управление возвращается основной системе. Это элегантное решение позволило полностью избежать проблем с медленной или нечеткой программной эмуляцией на слабом телефонном чипе.

Обратите внимание: Топ-5 приложений молодёжи Китая.
Практическое использование
Как телефон K110 вполне стандартен: две SIM-карты, слот для MicroSD, Bluetooth. Поддержки Java или MRP нет, что ограничивает установку сторонних приложений, но это плата за экономию памяти и стоимости. Тем не менее, аппарат успешно выполняет свои основные функции.

Среди приятных бонусов — невероятно яркий фонарик из восьми светодиодов и очень громкий динамик, который можно использовать для прослушивания радио или музыки с карты памяти. Во время игры телефонная часть не бездействует — на входящий звонок реагирует световая индикация.

Но главное, конечно, — игры. В памяти предустановлено 84 игры для NES, включая такие хиты, как Contra, Super Mario Bros. и Teenage Mutant Ninja Turtles. Все они работают на аппаратном уровне, обеспечивая стабильные 60 кадров в секунду без задержек ввода или подтормаживаний, характерных для программных эмуляторов. Звук немного отличается от оригинала, а сохранения невозможны из-за аппаратной природы системы, но игровой процесс от этого не страдает.

Выводы
Kechaoda K110 — это блестящий пример прагматичного инженерного решения. Вместо того чтобы тратить ресурсы на оптимизацию программного эмулятора для слабого процессора, китайские разработчики просто добавили на плату отдельный игровой чип стоимостью 5-10 рублей. Это гарантирует идеальную производительность и совместимость с играми.

Такой подход, несмотря на некоторые ограничения (отсутствие сохранений, фиксированный набор игр), вызывает уважение. Это устройство — настоящий памятник смекалке и стремлению дать пользователю максимум возможностей за минимальные деньги.

Поиск устройств для будущих статей
Друзья! Я готовлю материал о разработке и портировании софта для необычных игровых устройств прошлого. В рамках этого ищу мобильные телефоны 2000-х годов с игровым уклоном (физические кнопки, предустановленные эмуляторы NES/Sega), а также ранние игровые аксессуары для смартфонов (например, Func Much-01). Также интересны старые «клоны» смартфонов (2010-2014 гг.) и первые модели Xiaomi, Meizu на Exynos или модифицируемые телефоны Motorola (серии ROKR, RAZR). Если у вас есть подобные устройства и вы готовы их передать — пишите в Telegram (@monobogdan) или в комментариях. Спасибо!

Интересная вещь? Мне нравится возиться с ними и писать для них программное обеспечение.

Еще я складываю все свои телефоны в одну корзину (в смысле все проекты у одного облачного провайдера) — Timeweb. Поэтому я беззастенчиво рекомендую то, чем пользуюсь сам — Добро пожаловать:




Перейти ↩
Всего голосов: [Мой] Опрос Покупка Гаджет Смартфон Мобильная игровая игровая приставка Ностальгическое ретро DendyNES Китай Китайский AliExpress Taobao Видео YouTube Видео VKL Long Post 118Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Уникальный игровой телефон с двумя процессорами за 2 000 рублей — разбираем плод инженерного гения из Китая.