В 1843 году, на фоне потрясений после Первой Опиумной войны, в деревнях близ Кантона зародилось новое религиозно-политическое движение. Оно возникло в среде, где традиционно существовало множество тайных обществ, выступавших против маньчжурской династии Цин под лозунгами восстановления национальной династии Мин. Однако это движение отличалось от предшественников своей идеологической основой, представлявшей собой уникальный синтез китайской традиции и христианских идей.

Еще у меня есть канал «Хроники прошлого», где я публикую еще больше историй и фотографий этого и других периодов
Исторический контекст: век восстаний
Конец XVIII и первая половина XIX века в Китае были отмечены чередой социальных потрясений. После почти столетия относительного спокойствия, в конце 1700-х годов общество «Триада» подняло восстание на Тайване и в южных провинциях. В начале 1800-х буддийская секта «Белый лотос» развязала масштабное девятилетнее крестьянское восстание на севере. Характерно, что после его подавления в 1805 году взбунтовались сами правительственные войска — демобилизованные ополченцы и солдаты, требовавшие вознаграждения. Властям пришлось уступить, раздав землю из государственного фонда.
Вся первая половина XIX века прошла под знаком непрекращающихся волнений, бунтов и восстаний, организованных тайными обществами и национальными меньшинствами. В 1813 году последователи секты Небесного Разума даже предприняли дерзкую попытку штурма Императорского дворца в Пекине, но были перебиты дворцовой стражей. Однако новое движение, возникшее в 1840-х, принципиально отличалось от всех предыдущих своей идеологией, основанной на своеобразной интерпретации христианства.
Хун Сюцюань: пророк нового учения
Основателем движения стал Хун Сюцюань, выходец из зажиточной сельской семьи, посвятивший первые три десятилетия жизни безуспешным попыткам сдать государственные экзамены на чиновничью должность. Именно во время поездок в Кантон он познакомился с китайскими переводами христианских текстов. Неудачи на экзаменах, означавшие крах карьерных надежд, совпали с духовным кризисом и привели к религиозному озарению. Перегруженный конфуцианской схоластикой разум Хун Сюцюаня нашел выход в создании новой синкретической доктрины.

Государственные экзамены на чиновничий чин, средневековый китайский рисунок. Общенациональная экзаменационная система существовала в Китае более тысячелетия до 1905 года
После третьего проваленного экзамена Хун пережил сорокадневную болезнь, сопровождавшуюся видениями, в которых христианские образы смешивались с китайской поэзией и традиционными мотивами. Выздоровев, он объявил себя младшим братом Иисуса Христа и сыном Бога-Отца (Иеговы), получившим миссию изменить мир. Его учение привлекло разнородных последователей, среди которых оказались талантливые организаторы и военачальники, такие как Ян Сюцин — сын бедных фермеров, сменивший множество профессий. Хотя Ян, возможно, и не до конца верил в божественное происхождение Хун Сюцюаня, это не помешало ему объявить себя вторым младшим братом Бога и активно участвовать в движении.
Основатели нового учения происходили из разных социальных слоев — среди них были учитель, нищий, ростовщик, помещик, земледелец и шахтер. Все они принадлежали к этнической группе «хакка» («гости») — потомкам древних переселенцев, которых коренное население издавна презирало и притесняло. Эта вековая вражда, усугубленная борьбой за землю, стала социальной основой движения, напоминая по своему характеру будущие конфликты в других регионах мира.

Китайский рисунок на библейскую тему. Христианство, сломанное в средневековом китайском сознании, оказалось неспособным породить подобные истории…
Идеология и организация движения
Последователи Хун Сюцюаня создали «Общество поклонения Небесному Отцу» (Байшандихуэй), в котором соединились христианские идеи справедливости, древнекитайские утопии о всеобщей гармонии, призывы к социальному равенству и лозунги национального освобождения от маньчжурской династии. По сути, это была первая в современной истории версия «теологии национального освобождения». Помимо Ветхого и Нового Заветов, тайпины создали свою «третью часть» Библии — Последний Завет.
В 1847 году Хун Сюцюань попытался принять крещение у американских протестантских миссионеров в Кантоне, но те, напуганные его странными взглядами, отказались его крестить. Несмотря на это, движение продолжало расти. Первоначально власти лишь преследовали странных проповедников, но через семь лет учение охватило значительные массы, и секта превратилась в обширную подпольную организацию, начавшую летом 1850 года подготовку к открытому восстанию.
Провозглашение «Небесного Царства»
11 января 1851 года восстание угольных рабочих в деревне Цзиньтянь стало сигналом к всеобщему выступлению. 25 сентября повстанцы захватили первый крупный город — Юнъань, где создали собственное правительство и провозгласили новое государство «Тай-Пин Тянь-Го» — «Небесное Царство величайшего счастья». Его последователей стали называть тайпинами. Хун Сюцюань получил титул «Тянь-ван» (Небесный Государь), став, по сути, императором-антиподом маньчжурского правителя. Его сподвижники получили титулы государей по сторонам света: восточного, западного, южного, северного и вспомогательного.

Мятежные тайпины, рыжие «хунту». Современный китайский рисунок. Бунтарь в центре, скорее всего, носит на плече примитивный бамбуковый огнемет - о нем будет рассказ позже
Тайпины провозгласили создание рая на земле. В знак неповиновения маньчжурам они перестали брить лбы и заплетать обязательные косы, за что получили прозвища «хунтоу» (рыжеволосые) и «чанмао» (длинноволосые). Они отменили традиционный обычай бинтования женских ног и предоставили женщинам более равный социальный статус, создав на первом этапе даже специальные женские отряды в армии.

Хорошо видна обязательная мужская прическа в Империи Цин – выбритый лоб спереди и длинная коса сзади фото 19 века

Тот же обычай перевязывать женские ноги – это «лотосовые стопы» средневекового Китая. Это было практическое применение лозунга «красота требует жертв», доведенное до апофеоза. Китайским девочкам с 7 лет на протяжении всей жизни туго бинтовали ноги, чтобы сохранить их миниатюрность. По мере роста ребенка стопа и пальцы ног деформировались и принимали нужную форму. Средневековым китайским красавицам было трудно ходить на изуродованных ногах. Их миниатюрные ножки в маленьких вышитых туфлях и покачивающаяся походка с подтянутыми ягодицами – все это было главным предметом эротических переживаний и восхищения господ средневекового Китая. Однако здесь была не только эстетическая причина – они утверждают, что смещение женских половых органов вследствие особенностей походки также доставляло мужчинам особое удовольствие во время полового акта. Кстати, маньчжуры, стремясь отделиться от китайцев, запрещали своим женщинам связывать ноги, из-за чего маньчжурские красавицы сильно страдали и чувствовали себя неполноценными. Китайцы не бинтовали ноги только у женщин низших сословий, потому что они не смогли бы работать на изувеченных ногах
Сложная природа Тайпинского движения
Тайпинское восстание было многогранным явлением: это была и традиционная крестьянская война против правящей бюрократии, и национально-освободительное движение против иноземной династии, и религиозная война нового «христианского» мировоззрения против конфуцианских традиций, и одновременно попытка возрождения древнейших китайских идеалов. Тайпины сочетали китайский национализм с интересом к западному христианскому миру, называя европейцев «братьями-варварами».
Именно эта сложность превратила восстание в затяжную гражданскую войну. Вырождающуюся династию Цин спас союз китайских традиционалистов-конфуцианцев с последними маньчжурско-монгольскими силами. Главным противником тайпинов на поле боя стал Цзэн Гофань — выдающийся конфуцианский ученый, поэт и государственный деятель, для которого «христианский коммунизм» тайпинов был глубоко чужд. Именно он и его ученик Ли Хунчжан в ходе борьбы с тайпинами заложили основы новой, уже не средневековой китайской армии.
Начало военных действий и первые потери
Тайпины удерживали город Юнъань шесть месяцев, успешно отражая атаки сорокатысячной правительственной армии. В апреле 1852 года, когда запасы продовольствия иссякли, они прорвали блокаду и двинулись на север, потеряв в ходе прорыва своего первого военачальника — лидера союзных «триад» Хун Дацюаня. При попытке взять столицу провинции Гуанси город Гуйлинь погиб «Нань-ван» (южный государь) — первый из лидеров, ранее арестованный за свои проповеди.
Двинувшись дальше в провинцию Хунань, тайпины пополнили свои ряды 50-60 тысячами новых сторонников, включая несколько тысяч угольщиков, из которых создали специальный саперный корпус. Двухмесячная осада Чанши, столицы Хунани, стала поворотным моментом: здесь впервые проявил себя Цзэн Гофань, организовавший эффективную оборону города с помощью местных ополченцев и артиллерии. Под стенами Чанши погиб «Си-ван» (западный государь).
После отступления от Чанши тайпины вышли к реке Янцзы, продолжая наращивать силы за счет присоединения новых повстанцев. Их тактика — избегать затяжных осад крупных городов, маневрировать по сельской местности, прорывать блокады и постоянно пополнять ряды — предвосхитила стратегию китайских коммунистов почти столетие спустя.

Лидер восстания тайпинов, «Младший брат Иисуса Христа» Хун Сюцюань. Рисунок 19 века. Но некоторые китайские историки полагают, что на этом изображен другой лидер восстания — лидер «триад» Хун Дацюань
Военная организация и идеологический стержень
Строгая дисциплина, унаследованная от традиций тайных обществ, помогла тайпинам создать боевое ядро, основанное на религиозном и политическом фанатизме. Среди их лидеров были образованные люди, знакомые с древнекитайскими военными трактатами, но не скованные стереотипами цинских военных чиновников. Как писал погибший в первых боях Хун Дацюань: «С ранних лет я читал книги и писал сочинения... потом увлекся книгами по военному делу, и захотел добиться великих дел. Вся карта Китая была у меня в голове, как на ладони…»
Тайпинское восстание, длившееся полтора десятилетия, стало одной из самых кровопролитных гражданских войн в истории человечества. Его сложная идеология, сочетавшая китайские традиции с христианскими элементами, социальные реформы и военная организация оставили глубокий след в истории Китая, предвосхитив многие события XX века.
Еще у меня есть канал «Хроники прошлого», где я публикую еще больше историй и фотографий этого и других периодов
Обратите внимание: 60TP Lewandowskiego против Е-100: рассказываю и показываю какой танк мощнее и актуальнее в 2021 году.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Восстание тайпинов: младший брат Христа против Конфуция.