Удивительно парадоксальное событие произошло в Римской империи в 42 году нашей эры. За верность присяге были казнены рядовые солдаты двух легионов. И произошло следующее…
В это время более года империей правил Клавдий, «назначенный» на эту должность преторианской гвардией. Перед этим доблестные телохранители рассекли мечами вверенный им труп императора Калигулы. Правитель он был, мягко говоря, грубо говоря, так себе, жалеть его не стоит. Единственной заслугой Клавдия было его происхождение. В результате бурных семейных распрей он остался практически последним из рода Юлиев, потомков Цезаря. И тогда он выжил только потому, что имел репутацию немного глупого человека. Но дело не в этом... Представители знатных родов, сенаторы немало удивлялись его росту. Они считали, что имеют не меньше прав на высшую власть в государстве, чем этот дегенерат. Так образовался заговор среди отцов-сенаторов, душой которого оказался некий Анней Винициан.
Своей армии у заговорщиков не было, но они не без оснований рассчитывали на поддержку наместника Далмации Марка Скрибоняна. В его распоряжении было два легиона — VII Патерна (старший) и X Эквестрис (конный), всего около 20 тысяч легионеров и вспомогательных войск. В марте 42 г по сигналу из Рима Скрибониан объявил собранию войск о свержении императора Клавдия и походе на столицу. В то же время наместник направил князьям оскорбительное письмо с требованием покинуть престол. Клавдий очень испугался, чего и ожидали заговорщики. Он собрал своих советников и на полном серьезе обсудил вопрос, следует ли ему уйти в отставку. При этом он постоянно жалобно спрашивал близких: — Я все еще император? С трудом уговорил остаться. Но основные события происходили не в Риме, а в Далмации, на месте двух легионов. Скрибониан пообещал своим войскам восстановление Римской республики, что было ложью. Но солдатам было плевать на Империю или Республику, армия действительно давно стала профессиональной. Клавдий платил военным без промедления, ему приносили присягу, к тому же он был братом Германика, пользовавшегося популярностью в военных кругах. Солдаты-ветераны разумно рассудили, что добро нежелательно, и распространили слух, что орлы легиона не хотят покидать свои храмы. Сообщается, что знаменосцы не смогли оторвать шесты от земли. А поскольку легионеры были самыми суеверными из всех жителей империи, они посчитали этот знак очень дурным знаком, а саму идею мятежа признали дурной идеей. Предприимчивая община искала Скрибониана, чтобы тот объяснил ему, насколько он ошибался. Но правителю удалось заранее бежать на остров Исс в Адриатическом море. Поэтому легионерам пришлось довольствоваться сдерживанием вышестоящих офицеров-легионеров и «пресечением» их преступных посягательств вместе с начальником. Мятеж угас, не успев начаться, и прошло всего пять дней. Не получив поддержки со стороны войск, заговорщики один за другим покончили с собой. Тем, кто был деликатным, помогали преторианцы. Благодарный Клавдий присвоил двум верным легионам имена VII и XI «Клавдиан Благочестивый» (Claudia Pia Fidelis). А для проверки далматинских частей был послан старший офицер Луций Отон, известный своей непреклонностью в вопросах армейской дисциплины. Прибыв на место, Отон приказал арестовать легионеров, осмелившихся поднять руку на своих офицеров. И несмотря на то, что император наградил и повысил их, новый правитель приговорил преступников к смертной казни. В присутствии Отона они были обезглавлены. «Дура лекс, сед лекс», «Закон строг, но это закон». Клавдий молча глотал такую чушь, но игнорировал подобные вещи. Таким образом, солдаты пострадали за верность присяге. Хотя они, возможно, немного переусердствовали в своей преданности…
Для общения с автором: https://t.me/AquilaRoman
[мой]Древний РимРимSpqrРимлянеДревние РимлянеАнтичностьРомерская РеспубликаРомерская ИмперияLongpost 14 Пожертвовать чувстваБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Казнены за верность.