Третья Опиумная война: штурм фортов Дагу и деревянные пушки империи Цин

После поражения у фортов Дагу в июне 1859 года англичане и французы начали активную подготовку к реваншу. Их армии обладали колоссальным преимуществом: командный состав и большинство солдат имели богатый боевой опыт, полученный в многочисленных колониальных кампаниях в Индии, Алжире, а также в недавних войнах в Крыму, Иране и Италии. Это, в сочетании с подавляющим техническим превосходством, делало англо-французские силы практически непобедимыми для китайских войск того времени.

Империя Цин, ослабленная восемью годами кровопролитной гражданской войны с тайпинами, контролировала лишь половину своих прежних территорий и не могла создать значительного численного перевеса на выбранном союзниками театре военных действий. Лучшие воинские части Китая — армии тайпинов и войска Цзэн Гофаня — были скованы боями далеко на юге, в долине реки Янцзы.

Автор также ведет канал «Хроники прошлого», где публикует дополнительные материалы и фотографии по этой и другим историческим темам.

Подготовка к вторжению и оккупация стратегических точек

Император Сяньфэн приказал монгольскому военачальнику Цэнгеринчи провести дополнительную мобилизацию конницы в Маньчжурии и Монголии. По слухам, на китайскую службу даже были тайно наняты европейские инженеры-фортификаторы. Однако, как это ни парадоксально, 400-миллионной стране катастрофически не хватало войск и вооружения, чтобы защитить ключевое направление — морское побережье столичной провинции Чжили. Все наличные силы были сосредоточены в районе Дагу и Тяньцзиня, создавая коридор между Пекином и морем.

Китайское руководство, судя по всему, не стремилось к полномасштабной войне. Император сохранял иллюзии о возможности дипломатического урегулирования и даже приказал вывести гарнизон из порта Бейтан, оставив его для «мирной встречи» с иностранными дипломатами. Однако англичане и французы намеревались вести переговоры только в Пекине и исключительно под защитой своих штыков.

Британские сухопутные силы возглавил 52-летний генерал-майор Джеймс Грант, вся карьера которого прошла в колониальных войнах. Будучи майором, он участвовал в Первой Опиумной войне, а позже отличился в Индии, командуя полком в войнах с сикхами. Незадолго до кампании в Китае Грант сыграл ключевую роль в подавлении восстания сипаев, взяв штурмом Дели и возглавив всю британскую кавалерию в Индии.

Генерал Джеймс Грант, командующий британскими сухопутными войсками в 1860 году

Летом 1860 года, дождавшись попутного муссона, объединенная эскадра двинулась на север вдоль китайского побережья. Еще в апреле союзники, как и двадцать лет назад, оккупировали острова Чжоушань, которые на этот раз были сданы без боя. Острова стали важной тыловой базой и угольной станцией для флота.

В Чжилийском заливе были созданы две оперативные базы: французы обосновались в заливе Чифу на полуострове Шаньдун, а британцы — в бухте Даляньхуан на Ляодунском (Квантунском) полуострове. Эта местность позже войдет в историю как русская военно-морская база Порт-Артур. Китайские войска не оказали сопротивления при высадке, что позволило европейцам спокойно провести разведку и подготовку к десанту в районе Дагу.

Разведка показала, что высадка крупных сил с артиллерией и кавалерией непосредственно у фортов Дагу невозможна из-за мелей и илистого дна. Союзники выбрали альтернативное место — устье реки Бэйтанхэ, в десяти милях к северу, близ деревни Бейтан. Система обороны Дагу представляла собой четыре мощных форта, прикрывавших друг друга перекрестным огнем, и два укрепленных лагеря. Общая численность цинских войск в районе достигала 25 тысяч человек.

Высадка и символ отчаяния: деревянные пушки

Утром 1 августа 1860 года 38 канонерских лодок доставили десантные суда в устье Бэйтанхэ. Высадка прошла медленно, но без сопротивления. К удивлению европейцев, деревня Бейтан и близлежащий форт оказались пусты. Лишь несколько сотен маньчжурских всадников наблюдали за происходящим издалека.

Высадка англо-французских войск у деревни Бейтан 1 августа 1860 года. Европейская гравюра середины XIX века

Большая часть населения бежала, а в некоторых домах интервенты обнаружили трагические свидетельства отчаяния — тела женщин и детей, убитых своими мужьями и отцами, чтобы те не попали в руки врага. Заняв форт, союзники сделали поразительное открытие: все установленные там орудия были деревянными макетами, сделанными из выдолбленных бревен, стянутых железными и кожаными обручами.

Европейцы сочли их бутафорией, не подозревая, что такие импровизированные пушки могли вести огонь. Подобное оружие китайские партизаны будут использовать даже против японцев во время Второй мировой войны. В 1860 году это был вынужденный шаг, свидетельствующий о катастрофической нехватке металла для артиллерии в империи Цин. Настоящие металлические орудия были переброшены для усиления главной линии обороны — фортов Дагу.

В течение двенадцати дней союзники накапливали в Бейтане силы и припасы. Крупных столкновений не было, лишь в мелких стычках с маньчжурско-монгольской конницей интервенты потеряли несколько десятков человек.

Схема района боевых действий за форты Дагу в августе 1860 года. Вверху карты хорошо видно село Бейтан

Наступление на Дагу и первый штурм

12 августа союзные войска двинулись на юг, к реке Байхэ. На марше их атаковала монгольская конница, но атака была отбита британскими драгунами и сикхской кавалерией. Вскоре европейцы атаковали укрепленный лагерь у деревни Синьхэ. Китайцы оказали слабое сопротивление и, не приняв рукопашного боя, отступили к укрепленной деревне Тангу.

Обратите внимание: M51 idf Sherman, Шестидневная война, 1967 г. (Tamiya 35323).

В захваченном лагере были найдены документы, из которых следовало, что китайское командование изучало дебаты в британском парламенте о планах войны.

14 августа союзники после артиллерийской подготовки штурмовали Тангу. Китайские войска оказали сопротивление, используя артиллерию, старинные ружья и даже пороховые ракеты, но под убийственным огнем нарезных винтовок и орудий Армстронга были вынуждены оставить позиции, отступив к фортам Дагу.

Решающий штурм фортов Дагу

После разведки и споров в командовании союзники решили атаковать форты на северном (левом) берегу Байхэ. 21 августа в 6 утра 23 полевых орудия открыли ураганный огонь по главному форту. Китайцы отвечали, среди их орудий были даже трофейные британские пушки, поднятые с затонувших канонерок годом ранее. После часа обстрела в фортах начали взрываться пороховые погреба, но защитникам удалось восстановить огонь.

Под прикрытием стрелков в атаку пошли плотные колонны англо-французской пехоты со штурмовыми лестницами. С расстояния 50-70 метров их встретил залп из фитильных ружей, нанесший атакующим серьезные потери. Несмотря на это, европейцам удалось преодолеть рвы и взобраться на вал. Наверху разгорелась ожесточенная рукопашная схватка. Китайцы, вопреки ожиданиям, дрались отчаянно, сбрасывая лестницы, используя пороховые гранаты, стрелы, камни и поливая нападавших известью. Генералам союзников пришлось лично вести резервы в бой.

Европейцы атакуют форты Дагу, гравюра середины XIX века

Сопротивление было столь яростным, потому что высокопоставленные маньчжурские командиры предпочли смерть позорному отступлению. Генерал Чэнь И погиб в рукопашной, а генерал Ша Чунюань, видя падение форта, совершил ритуальное самоубийство.

Рукопашный бой в одном из фортов Дагу в 1860 году. Европейская гравюра середины XIX века

Капитуляция и путь к столице

После взятия первого форта и ввиду больших потерь союзное командование колебалось, продолжать ли атаку. Ситуацию разрешили китайские парламентеры, предложившие прекратить огонь в обмен на свободный проход по реке. Генералы потребовали безоговорочной капитуляции. Не дожидаясь ответа, они заняли второй форт на левом берегу, разоружив несколько тысяч солдат. В итоге китайцы сдали все укрепления Дагу с 518 орудиями.

Потери цинских войск составили до 2000 человек, союзники потеряли около 400. Обследование фортов показало их мощь: шесть рядов подводных заграждений, высокие земляные валы, рвы с кольями. Взять их с моря было бы крайне сложно.

Стены одного из фортов Дагу после обстрела европейской артиллерией, фото 1860 года

Интерьер одного из фортов Дагу после обстрела и атаки европейской артиллерии, фото 1860 года

Та же часть форта с другого ракурса

23 августа английские канонерки достигли Тяньцзиня, а 25 августа в городе высадилась пехота. Остальные силы союзников двинулись вдоль реки. Заняв богатый Тяньцзинь, интервенты предались грабежам. Переговоры с представителями императора зашли в тупик: Сяньфэн соглашался на финансовые условия, но отказывался принимать иностранных послов в Пекине, опасаясь подрыва своего авторитета. Поняв, что китайцы тянут время, европейские командующие решили двинуться дальше, к самому Пекину.

Еще у меня есть канал «Хроники прошлого», где я публикую еще больше историй и фотографий этого и других периодов. Военная история Великобритания Российская империя История (наука) КитайАнглия Древние артефактыLongpost 4 Emotions

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Третья «опиумная» война: деревянные пушки Китая.