
В современном мире, где сообщение на другой конец света отправляется одним кликом, трудно вообразить, насколько сложным и долгим был процесс доставки письма в другую губернию в дореволюционное время. Ранее мы уже обсуждали, как писались письма в ту эпоху. Теперь же давайте подробно рассмотрим, как эти письма путешествовали от отправителя к адресату.
Социальные связи и локальная доставка
Жизнь в Российской империи до развития массовых коммуникаций строилась на крепких социальных связях. Поддерживать отношения с родственниками и соседями было не просто нормой вежливости, а необходимостью — человека, который этого не делал, могли счесть странным или высокомерным. Однако путешествия были дорогими и трудными, особенно до появления железных дорог. Большинство людей редко покидали родные места, а крепостные крестьяне и вовсе могли всю жизнь провести в пределах своей губернии.
В таких условиях локальная доставка сообщений часто происходила по принципу «из уст в уста» или через знакомых. Просьба «передать привет» была не формальностью, а реальным поручением. Дворяне использовали для этого слуг, жители городских доходных домов — смотрителей (которые за небольшую плату выполняли разные поручения), а неграмотные люди просили друзей или соседей написать или прочитать письмо. Частная жизнь была гораздо более открытой для окружающих.
Для официальных и деловых нужд существовали специальные курьеры — «хожалые» в полиции или «мальчики» в лавках и конторах. К концу XIX века в крупных городах появились профессиональные посыльные с униформой и номерными жетонами, принимавшие заказы от частных лиц.
Почта для дальних расстояний: сложное начало
С отправкой писем в другие города всё было гораздо сложнее. Часто люди ждали «оказии» — удобного случая передать письмо с кем-то из знакомых, кто отправлялся в путь. Как писал А. С. Пушкин в 1823 году князю Вяземскому: «Напиши мне пока, коли с почтой так осторожен, а коли случится тебе то, что желаешь, не можешь ли ты написать свои стихи?» Если такой возможности не было, приходилось обращаться к государственной почте.
Российская почта — одна из старейших в Европе. Её истоки лежат в системе ямских станций («ямов»), появившихся ещё в XIII веке для быстрой перевозки казённых депеш и важных лиц. Расстояние между станциями составляло 40–50 вёрст. Однако «ямская гоньба» была скорее курьерской службой, а не регулярной почтой для всех.

А.А. Венецианова «Почтовый вокзал» (первая половина 19 века)
Регулярная почтовая связь («немецкая почта») начала налаживаться со второй половины XVII века при участии иностранных специалистов. Первые линии связали Москву с Ригой (1668) и Вильно (1669), позже — с Архангельском и сибирскими городами. Петровские реформы дали новый импульс: в 1716 году началось регулярное сообщение между Москвой и Петербургом, а в городах стали открываться почтовые конторы.
Интересно, что изначально почта создавалась в первую очередь для нужд государства. Указ Сената 1712 года предписывал наладить почтовую связь для контроля за исполнением указов в губерниях. Частная переписка была второстепенной задачей.
Труд ямщиков и развитие системы
Работа ямщика долгое время была тяжёлой повинностью. Они перевозили не только почту, но и высокопоставленных чиновников, которые часто требовали максимальной скорости и вели себя грубо. Из-за тяжёлых условий ямщики иногда сбегали, а пойманных ждало суровое наказание.
До 1782 года «немецкая» и ямская почта существовали как параллельные системы. Услуги ямской почты были дешевле, но и ненадёжнее — письма могли потерять, а квитанции отправителям не выдавали. К тому же, сеть маршрутов была неразвита: чтобы отправить письмо из одного уезда в другой, его часто сначала везли в Москву, а уже оттуда — к адресату. Чиновники не спешили расширять почтовые линии, ссылаясь на экономическую невыгодность — писем было мало, и доходы не покрывали расходов.

Во второй половине XVIII века почта пережила ряд реформ. Скорость доставки сильно различалась: письмо из Москвы в Смоленск могло дойти за 3 дня, а в Астрахань — гораздо дольше. В 1781 году появились первые почтальоны.

Почтальон в Петербурге, 1795 г.
«Каноническая» система и почтовый план
При Екатерине II сложилась классическая система почтовых станций. Многие из них были «вольными» — отданы частным лицам, которые должны были содержать лошадей и нанимать ямщиков. Станции зарабатывали на «прогонных» деньгах (плате за расстояние), продаже еды путешественникам и других услугах.
Почтовые экипажи имели приоритет на дороге и оповещали о себе колоколами. Частным лицам колокола были запрещены, поэтому они использовали бубенцы. И те, и другие иногда украшались затейливыми надписями и были предметом гордости. Почтовый рожок, изображённый сейчас на эмблеме «Почты России», тогда не прижился — на морозе в него было трудно трубить.
В XIX веке развитие ускорилось. Появление дилижансов в 1820-х годах сделало доставку быстрее. В 1824 году был утверждён подробный «Почтовый план», разделивший почту на три вида:
- Лёгкая почта: для писем и лёгких посылок, отправлялась часто (например, между столицами — 4 раза в неделю).
- Тяжёлая почта: для казённых грузов и ценных отправлений, ходила реже.
- Экстра-почта (сверхпочта): экстренная доставка для срочных сообщений.

Этот документ детально регламентировал маршруты и частоту отправлений по всей империи, от Петербурга до Сибири и Одессы.

Почтальон, сфотографированный В. А. Кэрриком, середина 19 века
Революция в почтовом деле: марки и рост популярности
Ключевые изменения произошли в середине XIX века. В 1833 году в Петербурге открылась первая городская почта для быстрой доставки писем внутри города. А в 1857 году случилось поистине революционное событие — в России появились почтовые марки. Это упростило процесс отправки: теперь можно было купить конверт с маркой заранее и опустить письмо в уличный почтовый ящик, не посещая почтовую контору.

Главный почтальон
Почта стала быстро развиваться. Если в начале XIX века в России было около 460 почтовых отделений и 5 тысяч служащих, то к 1896 году их число выросло до 33 800. Этому способствовало строительство дорог, развитие транспорта, рост грамотности и урбанизация. Если до 1860-х годов основную массу отправлений составляли казённые бумаги, то затем на первое место вышла личная переписка. Появились земская и даже частные почтовые службы.


К 1897 году в империи насчитывалось 4028 почтовых станций с более чем 33 тысячами лошадей. Эта система с небольшими изменениями просуществовала вплоть до 1917 года.
ПС Товарищи! Так как самое горячее сейчас то, что активно плюсуют комменты (и то не факт), если пост понравился, не жалейте плюсика :)
[mine]История РоссииРоссийская ИмперияLongpost 6 Support EmotionsБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Вам письмо. Как доставляли письма до революции.