Путешествие из Гадеса в Рим — 4 римских серебряных кубка I века н.э


Затем, в результате соперничества в расширении библиотеки между царями Птолемеем и Эвменом, когда Птолемей стал запрещать вывоз папируса, в Пергаме были изобретены кожаные книги... Позднее использование материала, на котором человеческое бессмертие основано на повсеместном распространении…

Плиний Старший
Естественная история. Том XII


Помазанник, кириты! Это Семен Аксенов, автор подкаста ROMA. Падение Республики, а сегодня вас ждет рассказ о том, как одна сырьевая сверхдержава продолжала монополизировать рынок Средиземноморья, как нацисты косплеили древних греков и при чем здесь христиане.

В соответствии с традицией, небольшая оговорка

Вообще-то у меня есть аудиоподкаст о Древнем Риме. Точнее, о том, как мои герои, сражаясь друг с другом, привели к падению Римской республики. Или, как я люблю это называть, устроили Древнюю Игру Престолов. Хитрость подкаста в том, что история внутри реальна. Она не оформлена по мотивам, потому что настоящая, но рассказывается несколько иначе, чем это обычно делается в спецучреждениях.

В процессе поиска подкаста я часто натыкаюсь на крутые истории, которые, к сожалению, не отформатированы. То ли время не подходящее, то ли герой немного отошел от основного сюжета. Вот и получается, что история есть, а девать ее некуда. Что ж, решил попробовать разместить их здесь в виде статей. Сегодня вас ждет дополнение к бонусному набору Pergamon Legacy, которое выйдет перед новым циклом 7 июня.

Подкаст здесь. Выбирайте удобное приложение и вперед.

Итак, к делу!


Начнем с того, что вообще представляло собой Пергамское царство? В самом общем виде это крупный региональный гегемон в Эгейском море на побережье Малой Азии, который в период своего расцвета контролировал примерно пятую часть территории современной Турции. Эти самые "лучшие годы" пришлись именно на правление одного из сегодняшних героев - Евмена II, если быть точнее, с начала до середины II века до н.э.

Этот король построил свою гегемонию и власть на союзе с Римом. Хотя у него вообще не было выбора. Зажатый между македонскими и селевкидскими осколками власти Александра Македонского, Эвмен огляделся и, по вечному принципу, враг моего врага - мой друг, пригвожденный к неровным берегам римской политики. Конечно, как только они позаботились об обоих фрагментах, Пергамон каким-то образом оказался единственной угрозой в регионе. В итоге сенаторы отнеслись к нему не без жалости, но это тема бонусного вопроса, а в этой статье печальные времена для королевства еще не наступили. Пергам по-прежнему могуч и силен, и им правит гордый царь, который хотел создать из своей земли новый центр греческого мира.

Эвмен приглашал философов и скульпторов, наполнял пергамскую библиотеку рукописями, делал подарки храмам и устраивал пышные празднества. Однако его королевству, при всем его богатстве, не хватало определенной легитимности. Первый правитель Пергама образовался менее чем за сто лет до того, как сел на трон наш теперешний герой, и все его состояние в то время можно было увидеть во всей полноте, если подняться на вершину храма Асклепия. Да, союз с Римом принес много плюшек, но у их королей не было никакой истории, кроме выдуманной. Официально считалось, что род Атталидов не выпал из куста чуть менее ста лет назад, а произошел от героя древнегреческих мифов, сына Геракла - Телефа. История, бесспорно, красивая, но и в наши дни этот пафосный рейд не вызывал у Атталидов ничего, кроме смеха.

В принципе, все мировые династии прошли через нечто подобное. Здесь надо только улыбаться и притворяться... Главное не то, кто ты есть, а то, что останется после того, как ты и Эвмен, в отличие от некоторых других диктаторов, решили оставить великий город, центральное место в котором было занято личной гордостью — огромный жертвенник, воздвигнутый в честь победы над галатами.

Единственный в мировой истории, он не входил в состав какого-либо другого более крупного здания, а представлял собой самостоятельное сооружение. По его периметру, примерно на 150 метров, протянулся большой фриз — сплошной ряд скульптур, изображающих битву богов с титанами. Во зле есть добро. Надо думать, что под добром Эвмен понимал себя и свое царство, а под злом галаты. Кстати, спасибо Юпитеру, можно не сильно напрягать воображение и просто посмотреть на его современный вид. Ехать за этим в Турцию просто не стоит.

В древности Пергамский алтарь считался одним из чудес света, хотя стоит отметить, что римляне писали о нем подозрительно мало. Однако в этом, скорее всего, виновата политика. На самом деле, судя по дошедшим до нас изваяниям, а точнее копиям с произведений пергамской школы, таких как «Умирающий галл» или «Лаокоон с сыновьями», умели творить в царстве Эвмена и результаты были очень успешными в древнем мире.

Но ничто не длится вечно. Pax Romana пал, чуть позже Пергам был разорен арабами, и, наконец, землетрясение разрушило алтарь и похоронило его остатки под слоем земли. А в качестве упоминаний о том, что когда-то здесь было что-то прекрасное, остались лишь скудные заметки, разбросанные по древней литературе. Транзитная слава мира.

Так зарытый под землю Пергамский алтарь мирно спал веками, пока в Малой Азии не появились германцы. В конце 19 века Османская империя с переменным успехом пыталась выполнить извечную цель стран Востока - догнать Запад. С этими мыслями она наняла группу немецких инженеров, чтобы помочь ей прыгнуть в будущее. Одним из специалистов, занимавшихся подготовкой этого прыжка, был некий Карл Хуман — в конце 60-х — начале 70-х годов он руководил работами по прокладке железных дорог в Малой Азии.

И как-то Человек заглянул в Пергам и обнаружил, что в процессе подготовительных работ были найдены куски непонятного мрамора. К счастью, построить железную дорогу — довольно ресурсоемкая задача, и здесь не нужно далеко тащить материал, здесь он прямо под ногами. Найденные фрагменты находились в процессе обжига в известково-газовых печах. Справедливости ради следует отметить, что это были все-таки не сами скульптуры, а куски алтарного основания, т.е мраморные блоки того или иного вида.

Но Человек все еще был в ужасе. Он отдавал приказы прекратить работу и с большим трудом уговорил начальство не экономить. Задача, как я понимаю, была очень сложной. Ну подумайте сами. Средства выделяются, денег как обычно не хватает, а тут какой-то немец орет с хорошим матом и требует дополнительных затрат на спасение огрызков неизвестно чего. Слава богу, некоторым немцам удалось докричаться до чиновников, но до настоящих археологических работ пришлось подождать... Пока в Европе не образовалось новое государство - Германская империя.

В 1878 году вновь созданная страна, которая к этому времени уже осторожно сунула свои любознательные руки в Османскую империю, договорилась со стамбульским правительством о проведении массовых раскопок. Сделка оказалась интересной. В основном потому, что в соответствии с ним открытия становились собственностью Германии. В результате археологи не только обнаружили древний памятник, нет. Все это, т.е весь алтарь, аккуратно выкопали из земли, перевезли на берег и погрузили на немецкие корабли. А когда были обнаружены части фризовых скульптур, представляющие большую художественную ценность, ликованию не было предела. И одной из причин такой искренней радости, помимо радости от созерцания древних статуй, было то, что у германцев были цели, подобные царю Евмену.

Германская империя остро нуждалась в небольшой дополнительной легитимации, чтобы создать свой собственный миф. Сотни мелких княжеств, скрепленных заботливой, но жесткой прусской рукой, говорили на большом количестве самых разных наречий и не чувствовали себя едиными по-настоящему. Идеологи пангерманизма старательно вычленяли из старых мифов части чего-то, что якобы объединяет Германию. В ход шло абсолютно все, от легенд о Беовульфе до героя битвы в Тевтобургском лесу, вождя древнегерманских племен - Арминия, которого бережно вытащили из истории, стряхнули с себя пыль и поставили на службу общему Немецкий национальный герой как великий памятник и имя целого размещения брендов. В эту же копилку пошло и Пергамское чудо, так как у нас в саду конец 19 века, а в мире наблюдается рост интереса к истории вообще и к древности в частности.

Словом, с открытием и удалением алтаря Германия могла противопоставить Британскому музею, с его фризом из Парфенона, с его великим памятником античного мира. Пергамский алтарь, восстановленный по частям, был выставлен в Берлине.

Но это был не конец. Специальное здание музея, которое фактически представляло собой гигантскую копию честно украденного чуда, к началу Первой мировой войны так и не было достроено. Затем последовали поражения, гиперинфляция, депрессия и прочие грустные вещи. Однако новообразованная Веймарская республика не отказалась от идеи строительства, потому что она... Да-да-да, она тоже нуждалась в легитимации. И вот, наконец, несмотря на все трудности, музей был достроен в 1930 году, за что, надо полагать, нацисты сказали огромное спасибо. Потому что эти «новые немцы» хотели того же, что и все предыдущие. Более того, алтарь, а точнее скульптуры фриза, в том числе символизировали жертвенность и героическую смерть. В общем то что нужно. Форма этого архитектурного чуда была скопирована с различных культовых сооружений, а накануне Олимпийских игр 1936 года прямо в музее, в окружении старинных скульптур, изображающих победу добра над зло. Правда, лично я думаю, что в зависимости от целей, ради которых нацисты пытались прикрутить Пергамский алтарь и какую победу добра они имели в виду, Эвмен II должен был раскручивать гробницу с такой скоростью, что при подключении к динамо-машине , он мог бы обеспечить электричеством население небольшого городка.

Возможно, это помогло бы ему хотя бы немного притормозить, если бы нацисты не посягнули на другую часть его наследия — Пергамент. Специально выделанная кожа животных, которая на протяжении многих-многих столетий была основным материалом для письма. И все это произошло благодаря глупости и недальновидности египетского царя.

В течение многих лет его королевство обладало средиземноморской монополией на производство рулонов папируса, единственного подходящего материала для длительного хранения в резервуарах. Папирус на самом деле что-то вроде сэра, если быть точнее, это его разновидность с трехгранным стеблем высотой 4-6 метров и зонтиком наверху, который растет по берегам Нила. Более того, создается впечатление, что это растение было завезено в древности из глубокой Африки. Технология переработки его в материал для письма относительно проста, а обширная дельта Нила и дешевая рабочая сила позволяли производить поразительный миллион свитков в год уже в конце II века до нашей эры. Технически производство самого папируса не было государственной монополией, но его распространение на средиземноморский рынок все еще находилось под контролем. И тогда некий царь, обеспокоенный тем, что библиотека Евмена II начинает соперничать по богатству и качеству коллекции с александрийской, решил, что пора действовать, и в твердом решении просто запретил вывоз папируса из страны. Мат, товарищ Евмен. Что теперь добавить в библиотеку? Я дам тебе бесплатный совет - пиши на глиняных табличках и стирай свои записи на камешках, чертов конкурент, и я закрыл магазин.

Но Эвмен воспользовался советом.

Обратите внимание: Путешествие по Курско-Воронежской дуге. День 2. Прохоровское поле.

Он, вероятно, с помощью бородатых греческих ученых стал искать альтернативный материал, и кто-то где-то как-то предложил использовать для письма выделанные шкуры животных. На отработку технологии ушло несколько лет, и, наконец, было налажено массовое производство специально обработанной кожи, нарезанной на практичные лезвия. Жадный царь обнаружил, что конкурент быстро занимает пустующее место на рынке, очнулся от своих снов и разрешил экспорт папируса, но было уже поздно. Пергам немного оттеснил Египет и забрал свою долю рынка, а изобретённый там материал стал называться пергаментом.

Вот как кратко передает эту историю Плиний Старший в своей «Естественной истории». Между прочим, это совершенно фантастическое произведение - фактически первая Википедия или энциклопедия европейского мира. Когда-нибудь я напишу об этом отдельную статью, а пока вернемся к битве папируса и пергамента. На самом деле, на самом деле вся эта история, которая с легкой руки Плиния обошла весь мир, стала мейнстримом и до 20 века считалась непререкаемой истиной и доказательством того, как распилить рынок с помощью безнадежной глупости, не имеет ничего общего делать с реальностью делать.

И это довольно глупая ложь. Что такое запрет на экспорт для Плутона? Конечно, цари не самые умные существа, но зачем стрелять себе в ногу? Но самое главное не это, а то, что остановить экспорт папируса было бы физически невозможно. Во-первых, не было контроля, как у современной бюрократии. Во-вторых, пришлось бы запретить весь экспорт, потому что в древности наладить серые схемы с параллельным импортом можно было бы буквально за несколько секунд. Откуда у тебя эти сто тысяч свитков? Ну, конечно же, на Делос! Капитан корабля отвечал и брал курс на Пергам. И, наконец, вообще у Египта не было монополии. Папирус - это просто трава. Да, она предпочитала жить в болотистой пойме Нила, но это не единственное место, где она могла это сделать. Тем более, что уже с конца 3 века до н.э на Сицилии спокойно рос папирус, и по этой причине сама идея запрета на вывоз физически невозможна. Так что давайте отложим сказки в сторону и узнаем, что же тогда произошло на самом деле.

Идея использовать выделанные шкуры животных для письма на самом деле не была настолько новой, чтобы Эвмену не пришлось ничего изобретать. Еще древние персы, греки и евреи уже давно все это придумали. Но эта идея просто не была популярна из-за гораздо более высокой стоимости производства.

Некоторые средневековые книги большого формата требовали заимствования шкур у целого стада телят. В Книге кельтов 150 скинов, в Винчестерской Библии 250 скинов. И для создания полной Библии потребовалось бы около 500 экземпляров. А теперь сравните ее с травой, которая растет по берегам болота.

Однако ко 2 веку до нашей эры спрос увеличился. Только подумайте: в нашем любимом древнем Риме речи ораторов курсивно записывались на восковых досках, а особо удачные речи тиражировались на свитках и продавались желающим чуть ли не как ежедневная газета. Несколько позже появились даже настоящие издательства, специализирующиеся на такой продукции. Конечно, древний мир не был полностью грамотным, но количество потребителей каракулей, которые на чем-то нацарапали, было огромно и постоянно росло. И Египет был просто не в состоянии удовлетворить увеличившийся спрос предложением.

Кроме того, в те времена эта страна периодически переживала самые веселые моменты в истории. Гражданские войны, короли-идиоты и прочие радости посыпались на нее, как из рога изобилия. Дошло до того, что, по некоторым данным, в двух районах папирус просто варварски вырубили под корень по принципу: «после нас да потоп». В таких условиях изначально дорогое и бесперспективное производство альтернативы из шкур животных в один момент стало рентабельным и прибыльным. И Пергам просто вовремя учуял эти веяния и стал центром производства этого материала, да так мощно, что перенес свое название на все изделия. Как история с копировальным аппаратом. Какой у вас материал, сэр? Этот? Ну, это то, что они делают в Пергаме... Итак.. это Пергамент.

Ну а легенда, переданная Плинием, вошла в общественное сознание гораздо позже, и, кстати, виноваты в этом христиане. Дело в том, что к Средневековью экспорт папируса в Европу окончательно и безвозвратно угас. И тут я вспомнил и адаптировал к реальности красивое объяснение из Википедии Плиния о жадности и глупости, ставшее мейнстримом. Хотя на самом деле все было совсем не так.

Папирус доставляли из Египта до 10 века. Торговлю не остановило даже завоевание этой страны арабами. Его продолжали использовать королевские офисы, некоторые монастыри и даже Ватикан. Однако постепенно он был заменен гораздо более дорогим пергаментом. И дело тут не в том, что папирус надо откуда-то таскать, а телята всегда есть в наличии во всех странах. Хотя надо отметить, это тоже сыграло свою роль. Тем не менее, разрушение имперского европейского рынка сделало свое черное дело, но не в этом главный вопрос.

Проще говоря, писательство, как и чтение, стало элитарной профессией. Спрос упал настолько резко, что пергаментные книги для производства шкур сотен и сотен телят, коз и других животных стали полностью покрывать потребность в письменных принадлежностях. Письмо вместе с наукой ушло в монастыри, где оно было закреплено за особыми умными людьми. А рыцари, бароны, маркизы и прочие ее мало интересовали. Монахи создавали для себя в своих монастырях эксклюзивные изделия большой ценности, любовно изготавливая и переписывая книги, и ни о какой ежедневной продаже свежих ораторов не могло быть и речи.

И последние штрихи, которые окончательно доделали папирус. В свое время церковная литература была почти полностью переведена на пергамент. А древние письмена остались доступными на древних папирусных свитках. И вот монахи оглядываются и видят: "если мы что-то правильно и по-христиански читаем, то это, скорее всего, пергамент. А если он языческий и древний, то это папирус. Следует сделать определенные выводы. Итак, при наличии выбора, даже если папирус будет дешевле, давайте все же использовать пергамент для распространения правильных мыслей о новом мире. А папирус пусть останется для язычников…”

Самое смешное, что в конце концов история приняла полный оборот. Пергамент был уничтожен тем, что когда-то дало ему шанс. Резкий рост спроса. В середине 15 века Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Технология производства книг стала намного дешевле. И оказалось, что к этому времени мир успел изголодаться по чтению. Видимо, на этот голод повлияла и Церковная Реформация, но это уже другая история. В общем, стало возможным печатать такое количество книг, что шкуры всех животных Европы пришлось сразу переводить на пергамент. А потом как-то вдруг выяснилось, что уже несколько столетий в Европе существует способ производить дешевую альтернативу дорогому пергаменту. Это бумага. Просто раньше из-за элитарности и консерватизма монахов это было никому особо не нужно. Но новые производители контента, печатники, сильно отличались от тех, что тлели в монастырских скрипториях. Эти люди умели считать деньги и понимали, что в конкурентном мире рынок захватит тот, кто снизит себестоимость продукции. Бумага тут же изъяла пергамент из обращения, но это уже совсем другая история, к которой Пергамское царство и Эвмен II не имеют никакого отношения.

Редактор Анастасия

Источники
Гай Плиний Секунд Старший. Естественная история. Том XII
Борухович, Владимир Георгиевич. В мире древних свитков.
Томпсон, Эдвард Маунде. Справочник по греческой и латинской палеографии
Нафтали, Льюис. Папирус в классической древности
Роджер Шалер Бэгнолл. Оксфордский справочник папирологии
Грин, Питер. От Александра до Акция: историческое развитие эллинистической эпохи
Косметика, Элизабет. Атталиды Пергама
Хансен, Эстер Вайолет. Атталиды Пергама

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Путешествие из Гадеса в Рим — 4 римских серебряных кубка I века н.э.