
История, рассказанная Плинием Старшим, гласит, что изобретение пергамента в Пергамском царстве было вынужденной мерой. Соперничество между царями Птолемеем Египетским и Эвменом II Пергамским за обладание самой великой библиотекой привело к тому, что Птолемей запретил экспорт папируса. В ответ пергамские мастера разработали технологию создания книг из специально выделанной кожи животных. Этот материал впоследствии стал основой для сохранения и распространения знаний на многие века.
Плиний Старший
Естественная история. Том XII
Вступление от автора
Приветствую, уважаемые слушатели и читатели! Это Семен Аксенов, автор подкаста ROMA о падении Римской республики. Сегодня мы выходим за рамки основного повествования, чтобы рассказать одну увлекательную историю, которая не вошла в эфир. Речь пойдет о том, как небольшое царство бросило вызов сырьевой сверхдержаве, как его наследием вдохновлялись нацисты и какую роль во всем этом сыграло христианство. Эта статья — дополнение к бонусному выпуску подкаста.
Мой подкаст — это погружение в реальные исторические события, которые разворачивались как настоящая «Древняя Игра Престолов». В процессе работы я часто нахожу потрясающие сюжеты, которым не находится места в основном цикле. Вот один из них.
Пергамское царство: региональный гегемон
Что же представляло собой Пергамское царство? В период своего расцвета, при царе Евмене II (первая половина II века до н.э.), это был могущественный гегемон, контролировавший значительную часть побережья Малой Азии (примерно пятую часть современной Турции). Его могущество было построено на стратегическом союзе с набирающим силу Римом. Оказавшись между двумя осколками империи Александра Македонского — Македонией и государством Селевкидов, — Евмен руководствовался принципом «враг моего врага — мой друг» и прочно привязал свою судьбу к римской политике.

Хотя в итоге этот союз привел к тому, что Пергам сам стал рассматриваться Римом как угроза, в описываемый период царство было на пике своего могущества. Евмен II мечтал превратить его в новый культурный центр эллинистического мира. Он приглашал философов и художников, щедро пополнял знаменитую Пергамскую библиотеку и финансировал масштабные строительные проекты. Однако ему не хватало главного — древней и бесспорной легитимности своей династии Атталидов, которая правила менее ста лет. Официальная генеалогия возводила род к мифическому герою Телефу, сыну Геракла, но эта версия вызывала скорее усмешки, чем почтение.

Пергамский алтарь: памятник в камне
Чтобы обессмертить свое имя, Евмен II решил оставить после себя не просто миф, а грандиозный материальный памятник. Таким памятником стал колоссальный Пергамский алтарь, воздвигнутый в честь победы над галльскими племенами (галатами). Это было уникальное сооружение: не часть храма, а самостоятельный монумент. По его основанию на 120 метров тянулся грандиозный фриз, изображающий битву олимпийских богов с титанами — аллегорию победы пергамской цивилизации (добра) над варварством (злом).

Алтарь считался одним из чудес античного мира. Художественная школа Пергама, известная по таким шедеврам, как «Умирающий галл» и «Лаокоон», достигла невероятных высот драматизма и экспрессии. Однако слава не вечна. После падения Рима, арабских нашествий и разрушительного землетрясения алтарь был погребен под землей и забыт на века.


Новое открытие: немецкие археологи в Османской империи
Спящее чудо было пробуждено в конце XIX века. Немецкий инженер Карл Хуман, работавший на строительстве железных дорог в Османской империи, обнаружил в Пергаме фрагменты мраморных блоков, которые местные рабочие собирались пережечь на известь. Потрясенный Хуман с огромным трудом остановил уничтожение находки. Его усилия увенчались успехом лишь спустя годы, когда новообразованная Германская империя договорилась с османскими властями о масштабных раскопках. По условиям соглашения все найденные артефакты отходили Германии.

Алтарь был полностью извлечен из земли, разобран на части и морем переправлен в Берлин. Эта находка стала для молодой Германской империи не просто археологическим триумфом, а инструментом для создания национального мифа. Объединившейся из множества разрозненных княжеств стране остро не хватало общей великой истории. Пергамский алтарь, символ победы цивилизации над хаосом, стал идеальным «древним корнем» для немецкой нации, достойным ответом британским мраморам Парфенона.

Алтарь в XX веке: от Веймара к нацистам
Специальный музей для алтаря (нынешний Пергамский музей) достроили лишь в 1930 году, уже при Веймарской республике, которая также искала способы легитимации. Однако в полной мере наследие Евмена II присвоили нацисты. Грандиозный масштаб, темы жертвенности и победы в битве богов идеально ложились в эстетику и идеологию Третьего рейха. Формы алтаря копировались в нацистской архитектуре, а в 1936 году, перед Олимпийскими играми, в музее проводились пропагандистские мероприятия. Можно только догадываться, с какой скоростью вращался в гробнице царь Евмен, видя, какую «победу добра» ассоциируют с его творением.
История пергамента: миф и реальность
Но нацисты посягнули и на другую часть пергамского наследия — на сам пергамент. Классическая версия его происхождения, изложенная Плинием, — это красивая легенда о рыночной войне. Якобы египетский царь, желая задушить конкурирующую Пергамскую библиотеку, запретил экспорт папируса. В ответ пергамские умельцы изобрели письмо на выделанной коже. Однако эта история — не более чем занимательный миф.

Запретить экспорт в древних условиях было физически невозможно. К тому же папирус рос не только в Египте. Идея использования кожи для письма была известна персам и грекам и раньше, но она была слишком дорогой. Все изменилось ко II веку до н.э. Резко вырос спрос на письменные материалы (в Риме, например, расцвел «медийный бизнес» по продаже речей ораторов), а Египет, раздираемый внутренними кризисами, не мог его удовлетворить. Производство пергамента стало рентабельным. Пергам, обладавший необходимыми ресурсами и технологиями, просто стал главным центром его производства, дав материалу свое имя.
Обратите внимание: Путешествие по Курско-Воронежской дуге. День 2. Прохоровское поле.

Триумф и закат пергамента
Почему же миф Плиния стал mainstream? Во многом благодаря христианам. В раннем Средневековье письменность стала уделом монастырей. Монахи, создававшие дорогие, уникальные манускрипты, предпочитали долговечный и престижный пергамент. Сложилась ассоциация: священные христианские тексты — на пергаменте, языческие древние — на хрупком папирусе. Это окончательно закрепило позиции пергамента как основного материала для важных книг.

Окончательную точку в истории пергамента поставило, как ни парадоксально, то, что когда-то дало ему шанс, — резкий рост спроса. Изобретение книгопечатания Гутенбергом в XV веке потребовало колоссальных объемов материала. Оказалось, что шкур всех животных Европы не хватит для массового производства книг. И тут на сцену вышла давно известная, но невостребованная дешевая альтернатива — бумага. Печатники, в отличие от монахов, считали деньги, и бумага быстро вытеснила пергамент из широкого оборота.

Так закончилась история материала, рождение которого окутано мифами, а наследие царства, его создавшего, столетиями использовалось для конструирования новых идеологий — от нацистской до национально-объединительной. Путь от алтаря Евмена II до витрин Берлинского музея и от пергаментных свитков до печатного станка — это путь памяти, власти и вечного стремления человека оставить свой след в истории.
Редактор Анастасия

Источники
Гай Плиний Секунд Старший. Естественная история. Том XII
Борухович, Владимир Георгиевич. В мире древних свитков.
Томпсон, Эдвард Маунде. Справочник по греческой и латинской палеографии
Нафтали, Льюис. Папирус в классической древности
Роджер Шалер Бэгнолл. Оксфордский справочник папирологии
Грин, Питер. От Александра до Акция: историческое развитие эллинистической эпохи
Косметика, Элизабет. Атталиды Пергама
Хансен, Эстер Вайолет. Атталиды Пергама
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Путешествие из Гадеса в Рим — 4 римских серебряных кубка I века н.э.