Куртуазная любовь: романтика, предательство и кровавая месть в Средневековье

Эпоха Средневековья привлекает многих своей атмосферой, и одним из ключевых её элементов считается куртуазность, или рыцарская вежливость. Однако за этим романтизированным понятием часто скрывается непонимание его истинной сути и тех реалий, которые за ним стояли. Само слово «куртуазия» происходит от французского «courtoisie», что означает учтивость и вежливость, и представляло собой целый свод правил поведения. Но насколько красивая картина, которую мы видим в кино, соответствовала действительности? Реальность была куда суровее и прозаичнее.

Суровая реальность за стенами замка

Представьте жизнь типичного рыцаря: он строит замок на отдалённой окраине, чтобы враги ломали себе кости при штурме, если вообще его найдут. Его развлечения сводятся к охоте и войне. Жизнь его супруги и того печальнее: дни проходят в полумраке замка — вышивание при свете дня и тоскливое наблюдение из бойницы в темноте, воспоминания о быстротечной молодости. Даже появление наследников было не столько радостью, сколько новой головной болью: их нужно было кормить, а потом делить наследство, чтобы братья не перебили друг друга в борьбе за владения. Дочерей можно было выдать замуж или отправить в монастырь, а вот с младшими сыновьями была настоящая проблема. Всё доставалось старшему, а остальным оставалось скитаться в поисках удачи — становиться безземельными рыцарями, своеобразными фрилансерами той эпохи, не способными обзавестись семьёй и домом. Именно в этой среде, среди тоски и неустроенности, и родилась идея возвышенной, платонической любви к прекрасной даме — любви без обязательств и претензий, но с обязательной вежливостью.

Искусство любви и церковное осуждение

Трубадуры и менестрели сочиняли изысканные и полные эмоций песни, доводя придворную публику до слёз и экстаза. Рыцари могли демонстрировать свою преданность, трепеща от любви, бледнея и теряя сон. Церковь, разумеется, осуждала такие практики, считая вожделение к чужой жене грехом и указывая, что подобный трепет уместен разве что перед Девой Марией. Однако сами дамы благосклонно принимали такое внимание. Почему бы и нет? Если в твою честь сочиняют песни или жертвуют собой на турнире — это льстит. И всё это под маской изысканной вежливости. Красиво? Безусловно. Хотя порой цена такой «красоты» оказывалась слишком высока и измерялась не только стихами.

Кровавая история любви и мести

Яркой иллюстрацией того, к чему могла привести куртуазная любовь, стала трагическая история при дворе каталонского графа Раймунда Руссильонского. При его дворе жил трубадур Гийом де Кабестань, который избрал объектом своего обожания не кого-нибудь, а саму графиню — жену Раймунда, Соремонду. История могла бы остаться одной из многих, если бы граф не начал замечать странности: Гийом слишком часто бывал в обществе графини, а его песни всё чаще воспевали взаимную и счастливую любовь. «Что-то тут не так», — заподозрил Раймунд. Особенно его смущало радостное выражение лица трубадура, который, по идее, должен был томно страдать от неразделённой страсти.

Граф вызвал Гийома на откровенный разговор и напрямую спросил о его отношениях с женой. Трубадур, понимая, что дело пахнет не романсом, а смертельной опасностью, стал отнекиваться. Отбросив куртуазные манеры, он, слегка нервно хихикая, заявил, что все его высокоморальные стихи о любви посвящены исключительно… сестре графа, Агнес. Раймунд сделал вид, что поверил в эту нелепую отговорку, и отпустил поэта, посмеявшись над забавным недоразумением.

Вечером того же дня граф в шутливой форме пересказал жене этот «забавный случай». Реакция Соремонды была неожиданной: она потеряла сознание. «Опять что-то не так», — подумал Раймунд и отправился спать, но семя подозрения уже дало ростки.

Через несколько дней Гийом исполнил новую песню — о ссоре и примирении влюблённых. Этого было достаточно, чтобы сомнения графа превратились в уверенность. Месть его была страшной и изощрённой. Он напал на трубадура и убил его, но не остановился на этом. Вырезав сердце Гийома, он отдал его повару с приказом приготовить из него изысканное блюдо.

Страшный пир и финал трагедии

Не подозревая ни о чём, Соремонда с аппетитом съела поданное кушанье. Жизнь, казалось, наладилась: недоразумение с Гийомом разрешилось, муж сидел напротив добродушный. После трапезы граф спросил жену, понравилось ли ей блюдо, а затем с холодной жестокостью открыл правду о его составе. Графиня до последнего надеялась, что это чудовищная шутка. Тогда Раймунд предъявил ей неопровержимое доказательство — голову Гийома. Соремонда вновь лишилась чувств. Придя в себя, она произнесла леденящие душу слова: «Вы, сударь, в известной степени правы. Я никогда не ела ничего вкуснее. И после такого изысканного блюда мне вряд ли захочется есть что-либо ещё». Поняв намёк, граф бросился на жену с мечом, но та была быстрее — она выбросилась из окна, предпочтя смерть жизни с убийцей.

Возмездие и память

Когда весть об этой кровавой драме дошла до сеньора Раймунда — короля, тот пришёл в ярость. В наказание он конфисковал всё имущество графа, велел разрушить его замки, а самого Раймунда бросил в темницу, где тот и окончил свои дни. Останки несчастных влюблённых, Гийома и Соремонды, были перевезены в Перпиньян, столицу Руссильона, и погребены у церковных ворот. На их надгробии была высечена история гибели, а всем знатным дамам и господам было велено ежегодно посещать могилу в назидание и в память о трагедии. Вот такая цена могла скрываться за изысканными манерами и возвышенными чувствами куртуазной эпохи.



P.S. Заголовок данной статьи не является манифестом, иронией или осуждением. Это элемент чёрного юмора и отсылка к цитате из фильма «Сердцеедки» 2001 года.

Обратите внимание: Из-за чего срок жизни танка в бою именно 2-3 минуты?.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: "От личной жизни морщины, нервы и дефицит свободного времени!".