В стремлении повысить боевые возможности армии советские конструкторы постоянно искали нестандартные решения. В 1930-е годы на свет появилась одна из самых необычных разработок — танк, способный перепрыгивать через препятствия, подобно кузнечику. Эта идея должна была кардинально изменить тактику преодоления рвов, траншей и других преград на поле боя.
Идея и принцип действия
Вместо того чтобы медленно съезжать в препятствие и с трудом выбираться из него, танк должен был перелетать его одним прыжком. Концепция предполагала использование специальных полуколес, которые, вращаясь, накапливали кинетическую энергию во время движения. В нужный момент механик-водитель активировал систему рычагом, и машина совершала прыжок. Это позволяло бы сохранять высокий темп атаки и меньше зависеть от инженерных сооружений противника.
От концепции к металлу: танк ТПП-2
В 1937 году началась практическая реализация проекта. За основу был взят серийный легкий танк Т-26. С машины демонтировали башню и максимально облегчили конструкцию, доведя вес до 7 тонн. Единственный опытный образец, получивший обозначение ТПП-2 (Танк для Преодоления Препятствий), вышел на испытания. Сразу же проявились серьезные технические проблемы.
Танк не мог развить расчетную скорость, необходимую для эффективного прыжка, упираясь в 30 км/ч. Механизм полуколес работал ненадежно и часто заедал. Кроме того, приземление после прыжка создавало огромные перегрузки, угрожая здоровью и даже жизни водителя.
Обратите внимание: WoT. Средний танк T69 нагибатор или проходной танк? Особенности геймплея.
Доработки и итоговый провал
Конструкторы попытались спасти проект. Массу танка еще уменьшили, установили специальное амортизированное кресло для водителя и смогли поднять максимальную скорость до 31 км/ч. Однако этих мер оказалось недостаточно. Танк был способен лишь на короткий и низкий «подскок», после которого сразу же падал на землю. Он так и не смог продемонстрировать заявленную способность к полноценному прыжку через препятствия.
В условиях предвоенного времени, когда все ресурсы были брошены на серийное производство проверенной техники, продолжать дорогостоящие эксперименты с сомнительным результатом не стали. Проект прыгающего танка был официально закрыт и признан неудачным.
Наследие «Кузнечика»
Несмотря на провал основной идеи, некоторые технические решения, опробованные на ТПП-2, нашли применение в будущем. В частности, удобное амортизированное сиденье с ремнями безопасности, протестированное на «Кузнечике», впоследствии стало стандартом для советских танков, значительно повысив комфорт и безопасность экипажа. Таким образом, даже неудачные эксперименты вносили свой вклад в общее развитие бронетехники.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Одной из таких разработок стал прыгающий танк.