
Аэропорт Окленда, Новая Зеландия, 22 июля 1973 года. Боинг 707 авиакомпании Pan Am готовится к сложному транстихоокеанскому рейсу по маршруту Окленд — Папеэте (Таити) — Сан-Франциско — Лос-Анджелес.
Опытный экипаж и первая тревога
Судном управлял высококвалифицированный экипаж. Командиром воздушного судна был 59-летний Роберт Эвартс, пилот с 25 000 часов налета, из которых 8 500 — на Боинге 707. Его вторым пилотом был не менее опытный Лайл Хэвенс, также 59 лет, чей налет превышал 20 000 часов. Вместе с штурманом, бортинженером и шестью стюардессами они составляли слаженную команду.
Первый этап до Таити прошел без происшествий. Однако в аэропорту Фааа при послеполетном осмотре была обнаружена трещина в стекле №3 фонаря кабины. Согласно регламенту, самолет мог продолжать полет, но для подстраховки экипаж связался с руководством в Нью-Йорке. Те дали добро, порекомендовав отключить обогрев поврежденного стекла.

Боинг 707-321B авиакомпании Pan Am, подобный разбившемуся.
Роковые решения перед вылетом
Оценив риски, пилоты решили лететь до Сан-Франциско на пониженной высоте, что вело к повышенному расходу топлива. Чтобы компенсировать это, командир принял решение о дозаправке. На борт залили дополнительно почти 71 000 кг топлива, увеличив взлетную массу лайнера до предельно допустимых 144 310 кг.
Погода в Папеэте была неидеальной: моросил дождь, дул свежий ветер, небо затянули облака. Экипаж рассчитал скорости: V1 (принятия решения) — 265 км/ч, VR (отрыва) — 276 км/ч.
После посадки 69 пассажиров, в 21:52 самолет начал руление. Пилоты запросили снижение крейсерской высоты с 10 до 7 километров. В 22:04 экипаж доложил о готовности к взлету и получил разрешение.
Обратите внимание: Русские и иностранные пилоты. Кто летает лучше?.
О самом начале взлета диспетчеру не сообщили.
Аэропорт Папеэте, Французская Полинезия.
Стремительное падение в океан
Свидетели на земле отметили, что самолет оторвался от полосы на чуть меньшей, чем обычно, высоте, хотя звук двигателей был нормальным. Набрав около 300 метров, лайнер начал левый разворот. И тут произошло необъяснимое: самолет внезапно и резко начал терять высоту. Через несколько секунд в темноте над океаном вспыхнула яркая оранжево-красная вспышка.
Спустя 2 минуты 45 секунд после последнего сеанса связи диспетчер услышал в эфире сильный треск, а затем увидел в окно отблески пламени на воде. Была объявлена тревога.
Спасательная операция и единственный выживший
Спасательные судна ВМФ и частные лодки немедленно устремились к месту падения, находившемуся всего в 700 метрах от берега. Среди обломков они нашли десять тел и одного тяжелораненого пассажира — Нила Кэмпбелла. Он стал единственным, кто пережил эту катастрофу. По его словам, осознав, что самолет падает, он успел принять позу для аварийной посадки. Всего в результате трагедии погиб 78 человек: 10 членов экипажа и 68 пассажиров. Это крупнейшая авиакатастрофа в истории Французской Полинезии.

Кабина Боинга 707.
Расследование, полное загадок
Работа следователей с самого начала столкнулась с серьезными трудностями: бортовые самописцы так и не были найдены. Изучение обломков показало, что пожара на борту до удара о воду не было. Версия об усталости или ошибке пилотов (обоим было по 59 лет) также не подтвердилась — график их работы предусматривал достаточный отдых.
Особое внимание привлекли странные звуки, которые слышали свидетели и выживший пассажир примерно за 30 и 10 секунд до падения. Их описывали как «чу-чу» или «гав-гав». Природа этих звуков так и осталась невыясненной. Следователи рассмотрели множество версий: сдвиг ветра, одновременный отказ обоих двигателей (что маловероятно), потеря управления, отказ авиагоризонта или, наконец, разрушение треснувшего стекла кабины.
Неразгаданная тайна
В итоге ни одну из гипотез не удалось ни доказать, ни окончательно опровергнуть. В своем заключительном отчете следственная комиссия констатировала, что точную причину катастрофы установить невозможно из-за отсутствия данных с бортовых самописцев. Тайна рейса Pan Am 816 над лазурными водами Таити так и осталась нераскрытой.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Моя] Авиация Аэропорт Авария самолета Полет Боинга Пилот гражданской авиации Полинезии Катастрофа Авиакатастрофа Трагедия Длинная статья 12
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Треснувшее стекло самолёта и странные звуки.