«Армата»: разочарование вместо прорыва. Почему амбициозный проект танка не оправдал ожиданий

Горькое, но необходимое отрезвление

На протяжении многих лет средства массовой информации создавали вокруг танка «Армата» настоящий ореол непобедимости и технологического превосходства. Общественность, подпитываемая этими сообщениями, всерьез поверила, что эта машина кардинально изменит расстановку сил в мире и станет символом новой эпохи в танкостроении. Ей приписывали почти мифические возможности, способные вселить ужас в любого потенциального противника.

Однако сегодня реальность выглядит иначе. В массовом сознании название «Армата» всё чаще ассоциируется с несбывшимися обещаниями и проектом, который так и не стал реальной силой. Несмотря на громкие анонсы, танк не пошел в массовое производство и не поступил в войска в значимых количествах. Парадоксально, но основную тяжесть современных боевых действий продолжают нести проверенные временем, хоть и устаревшие, танки советской эпохи. Складывается впечатление, что музейные, по сути, машины всё еще эффективны, в то время как футуристичный проект остался лишь на бумаге и в единичных экземплярах.

Проблемный двигатель: наследие прошлого

Одной из ключевых проблем «Арматы» эксперты называют ее силовую установку. История двигателя А-85-3 уходит корнями в начало 1990-х годов, когда конструкторское бюро «Трансдизель» разрабатывало его как агрегат для маслокомпрессорных станций. За основу был взят немецкий X-образный двигатель времен Второй мировой войны, известный как Porsche Type 212, который создавался для тяжелых танков «Королевский тигр».

По не до конца ясным причинам этот восстановленный прототип не устроил первоначальных заказчиков, и было принято решение адаптировать его для нового танка. В итоге «Армата» получила X-образный 12-цилиндровый двигатель мощностью менее 1800 лошадиных сил. Специалисты характеризуют эту конструкцию как громоздкую, избыточно сложную в техническом плане и недостаточно надежную в эксплуатации.

Обратите внимание: WOT теперь разберем возможность подкрутки вТанках..

Неудивительно, что даже на демонстрационных показах этот двигатель не вызвал особого энтузиазма у специалистов.

Уязвимая электроника: слабое звено

Как и положено танку нового поколения, «Армата» задумывалась насыщенной современными электронными системами управления, наведения и связи. Однако именно здесь кроется еще одна серьезная уязвимость. Изначально проект сильно зависел от импортных комплектующих, включая высококлассные французские тепловизоры и другую микроэлектронику.

Введение международных санкций перекрыло каналы поставок этих критически важных компонентов. Отечественная промышленность, к сожалению, пока не может в полной мере обеспечить производство электроники аналогичного мирового уровня. Выходом стала попытка замены недостающих элементов на китайские гражданские аналоги.

Но такая замена несет в себе огромные риски. Гражданская электроника не предназначена для работы в экстремальных условиях боя и не может гарантировать ни требуемой точности наведения, ни надежности, ни быстродействия систем. Более того, вся эта цифровая начинка крайне уязвима для средств радиоэлектронной борьбы противника. В результате возникает реальная угроза, что в первые же минуты столкновения «Армата» может лишиться своих «глаз и ушей», превратившись из высокотехнологичной платформы в дорогую, но слепую и неповоротливую мишень.

Вывод: ставка на проверенное

Учитывая совокупность этих проблем — сложность, дороговизну, зависимость от импорта и сомнительную надежность ключевых систем — массовое производство «Арматы» выглядит нецелесообразным. В текущих условиях логичным и прагматичным решением видится фокус на уже существующие и отработанные модели.

Танк Т-90М, являющийся глубокой модернизацией советских разработок, лишен многих недостатков «Арматы». Он доказал свою высокую боевую эффективность, обладает приемлемой стоимостью и, что критически важно, отлаженным процессом серийного производства.

Его конструкция, включая продуманное дублирование систем (вплоть до ручных аварийных), обеспечивает высокую живучесть и надежность. Модернизационный потенциал Т-90М еще далеко не исчерпан, что делает его оптимальным выбором для оснащения армии здесь и сейчас. Таким образом, вместо гонки за амбициозным, но проблемным проектом будущего, разумнее делать ставку на проверенную и эффективную технику настоящего.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Армата - можно расходиться.