Назначение и вооружение
Тяжёлый танк КВ-2, принятый на вооружение в 1940 году, создавался как специализированная машина для уничтожения мощных укреплений противника. Он был разработан на базе КВ-1, но получил совершенно новое вооружение — 152-мм гаубицу М-10, установленную в массивной вращающейся башне. Это орудие, стрелявшее снарядами раздельного заряжания, обладало огромной разрушительной силой, но имело низкую скорострельность и позволяло вести огонь только с места. Для управления огнём использовались телескопический прицел Т-5 и панорамный ПТ-5. Часть машин дополнительно оснащалась зенитным пулемётом для защиты с воздуха.
История создания и уникальность
Разработка КВ-2 велась в Ленинграде на Кировском заводе под руководством Жозефа Котина, а непосредственным руководителем проекта был Николай Духов. Главной задачей танка был прорыв сильно укреплённых оборонительных линий, таких как финская линия Маннергейма, путём прямого разрушения дотов и дзотов. Установка столь мощного орудия в танковую башню была уникальным решением в мировой практике того времени. Для гаубицы М-10 пришлось спроектировать новую, увеличенную башню, которая на заводе получила обозначение МТ-1, а сам танк изначально именовался как «КВ с большой башней».
Испытания и огневая мощь
Первый выстрел из орудия КВ-2 был сопряжён с риском — конструкторы опасались, что мощная отдача опрокинет машину. Испытания на заводском полигоне прошли успешно: танк выстоял после выстрела в самое опасное положение — по борту. Основное вооружение дополняли три пулемёта ДТ. 152-мм гаубица могла эффективно бороться как с бронетехникой, пробивая на дистанции 1.5 км броню толщиной до 72 мм, так и с железобетонными укреплениями, для чего имелся специальный бетонобойный снаряд. Боекомплект состоял из 36 выстрелов и более 3000 патронов к пулемётам.
Конструкция и экипаж
Конструкция башни предусматривала люки для посадки экипажа и загрузки снарядов, приборы наблюдения и амбразуры для стрельбы из личного оружия. Бронирование, собранное сваркой из катаных листов, достигало 75 мм в лобовой проекции. Ходовая часть, двигатель и трансмиссия были унифицированы с КВ-1. Несмотря на боевую массу в 52 тонны, танк обладал приемлемой проходимостью. Экипаж состоял из шести человек: командира, механика-водителя, наводчика, замкового (заряжающего), младшего механика-водителя и стрелка-радиста.
Модификации и боевое применение
В конце 1940 года в серию пошла модификация с так называемой «пониженной башней» (МТ-2), которая была проще в производстве и легче на 2 тонны. Боевое крещение КВ-2 прошёл в Советско-финской войне, где успешно разрушал укрепления линии Маннергейма, демонстрируя феноменальную живучесть. С началом Великой Отечественной войны производство было прекращено, всего выпущено около 330 машин. В первые годы войны КВ-2 был грозным противником, практически неуязвимым для стандартной противотанковой артиллерии, за что получил прозвище «Дредноут». Однако его главными недостатками были низкая подвижность и проблемы с поворотом башни на неровной поверхности, что в условиях маневренной войны снижало его эффективность.
Итоги службы
КВ-2 остался в истории как уникальная и мощная, но во многом узкоспециализированная машина. Его колоссальная огневая мощь и броня идеально подходили для штурма укрепрайонов, но в условиях высокоманевренных боёв 1941-1942 годов недостатки в подвижности и надёжности стали критическими. Тем не менее, в своём классе он на несколько лет опередил время, став одним из самых защищённых и тяжеловооружённых танков начала Второй мировой войны.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Тяжёлый танк,, кв2,,.