Истоки модернизации: осень 1940 года
Осенью 1940 года, когда советская промышленность только начинала массовый выпуск новых танков Т-34, Т-40 и КВ, в Главном автобронетанковом управлении Красной Армии (ГАБТУ КА) пришли к важному выводу. На основе испытаний, опыта эксплуатации в войсках и изучения зарубежной техники стало ясно: боевые и эксплуатационные качества новых машин необходимо срочно повышать. Это был стратегический шаг, направленный на устранение выявленных недостатков еще до начала широкомасштабного производства.
В сентябре 1940 года ГАБТУ КА подготовило комплексный список из 26 пунктов с предложениями по улучшению конструкции танков Т-40, Т-34 и КВ. Эти инициативы были оформлены в письме за номером 76444сс, направленном 25 сентября народному комиссару среднего машиностроения И.А. Лихачеву. Начальник ГАБТУ Я.Н. Федоренко просил дать указания заводам срочно проработать предложения. Для Т-34 ключевыми изменениями виделись: установка командирской башенки с круговым обзором, замена бортовых фрикционов на более совершенные планетарные механизмы поворота, переход с пружинной на торсионную подвеску и, что крайне важно, увеличение экипажа с четырех до пяти человек. Последнее изменение должно было освободить командира от функций наводчика, позволив ему сосредоточиться на управлении машиной и оценке обстановки.
Диалог между армией и промышленностью
Предложения были также направлены народному комиссару обороны СССР С.К. Тимошенко. После их изучения заместитель наркома обороны Г.И. Кулик 9 октября обратился в НКСМ с просьбой о проведении работ. Однако промышленность, уже занятая налаживанием сложного серийного производства, не могла мгновенно перестроиться. 19 октября заместитель наркома среднего машиностроения А.А. Горегляд сообщил, что данные работы в текущем году не предусмотрены, но будут включены в план на 1941 год.
Нарком обороны С.К. Тимошенко, считая вопрос крайне срочным, 6 ноября 1940 года направил председателю Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилову подробное письмо (№ 17800сс). В нем он, опираясь на результаты учений и испытаний, обосновал необходимость изменений. Тимошенко подчеркивал, что командиру танка нужен полный круговой обзор и свобода от функций наводчика для эффективного управления. В приложенном проекте постановления для Т-34, помимо уже названных пунктов, предусматривалось увеличение боекомплекта, замена средств связи на более компактные и надежные, установка улучшенных смотровых приборов и гарантия работы танка не менее 600 часов до капремонта. На реализацию всех этих масштабных изменений в проекте отводилось менее двух месяцев, что было крайне амбициозным сроком.
Влияние иностранного опыта: немецкий танк Т-III
Требования об увеличении экипажа и командирской башенке были во многом продиктованы изучением немецкого среднего танка Pz.Kpfw. III (Т-III), один образец которого был куплен в Германии и летом 1940 года испытан в Кубинке. Специалисты ГАБТУ КА сделали важный вывод: хотя по бронезащите и вооружению Т-III уступал Т-34, он превосходил советскую машину по культуре производства, надежности агрегатов, оборудованию и удобству работы экипажа. Этот танк стал наглядным пособием для советских конструкторов, демонстрируя важность эргономики и обзорности.
После испытаний Т-III детально изучался на заводах, и полученный опыт напрямую повлиял на требования к модернизации Т-34.
Компромиссное решение: Постановление Комитета обороны
Проект постановления, представленный в Комитет обороны, в процессе согласования с НКО, НКСМ и НКТМ был существенно переработан с учетом реалий производства. Чтобы упростить переход на выпуск модернизированных машин, было решено расширить башню Т-34, но без изменения диаметра погона (шариковой опоры), оставив экипаж из четырех человек. От торсионной подвески на данном этапе отказались, поручив наркоматам представить предложения по этому вопросу к 1 января 1941 года.
Итогом стало Постановление Комитета обороны при СНК СССР № 428сс от 19 ноября 1940 года «О дополнениях и изменениях в тактико-технические требования по танкам КВ, Т-34 и Т-40». Для Т-34 оно устанавливало:
- Боевой вес не более 26 тонн.
- Вооружение: с 1 января 1941 года — 76-мм пушка Ф-34 (вместо Л-11), спаренный и курсовой пулеметы ДТ, пистолет-пулемет ППД в башне.
- Увеличенный боекомплект: не менее 100 снарядов и 4500 патронов к ДТ.
- Детально прописанное бронирование корпуса и башни.
- Двигатель В-2-К мощностью 600 л.с. с повышенными требованиями к надежности.
- Ключевое изменение: расширение башни без изменения погона и установка на ее крыше командирской башенки с круговым обзором для улучшения управления.
- Модернизацию смотровых приборов и средств связи (рация КРСТБ, танковое переговорное устройство).
- Требование к межремонтному пробегу не менее 7000 км.
Завод № 183 (Харьковский паровозостроительный) обязывался ввести все эти изменения в производство с 1 февраля 1941 года. Таким образом, несмотря на отказ от некоторых радикальных нововведений (пятиместный экипаж, торсионная подвеска), был запущен процесс серьезной модернизации Т-34, направленной в первую очередь на улучшение обзорности, управляемости и надежности.
Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки
Теги записи: #танки #танки ссср #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #средние танки #танки второй мировой
Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-8-vsyo-vnimanie-na-uluchshenie-kachestva-tankov/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 8. Всё внимание на улучшение качества танков. Часть 1.