О состоянии работ по изготовлению двух танков А-34 военные представители АБТУ РККА на заводе № 183 регулярно докладывали в Москву своему руководству. Ниже приведем выдержки из некоторых сводок:
– из оперативной сводки № 0854/с о ходе опытных работ на заводе № 183 по состоянию на 16.11.1939 года:
«1. Машина А-34 (на 16/XI-39 г.)а) спущены чертежи в цеха на 31 группу.
б) не полностью спущены на 3 группы.
в) Не готовы еще чертежи на 4 группы: сидение водителя, радиооборудование, поворотный механизм и инструмент.
г) Изготовлено деталей 307 наименований из 1229».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1632. Л. 53]
– из оперативной сводки № 0882/с о ходе опытных работ на заводе № 183 за ноябрь 1939 г.:
«5. Состояние по машине А-34 на 28/XI-39 г.1. Чертежи по машине спущены в производство.
2. Разработка технологических процессов и изготовление приспособлений, обрабатывающего и мерительного инструмента еще не закончено.
3. В настоящее время в механических цехах изготовлено из 989 наименований – 332 наименования.
4. К сборке агрегатов не приступили.
5. Поступление брони предполагается 2-го Декабря мес. 1939 г.
6. График по изготовлению отдельных деталей и агрегатов выполняется с некоторым опозданием».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1632. Л. 135]
– из оперативной сводки № 0891/с о ходе опытных работ по машине А-34 на 08.12.1939 г.:
«1. График по механической обработке деталей не выдерживается. Задержка происходит как по вине самих механических цехов, а также по вине технологического бюро (задержка технической документации). Механическая обработка основных деталей будет закончена 15 – 18 Декабря.
2. К сборке отдельных агрегатов еще не приступили.
3. Сборку корпуса начинают с 9 Декабря. Броня и необходимые детали имеются. Предполагается корпус подать на сборку не позднее 18 Декабря с.г.
4. Может произойти задержка в изготовлении радиаторов, т.к. трубок необходимого профиля завод поставщик в настоящее время не изготовляет».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1632. Л. 141]
– из оперативной сводки № 0920/с о ходе опытных работ по машине А-34 на 20.12.1939 г.:
«1. График по механической обработке деталей сорван. До настоящего времени нет ни одной группы полностью укомплектованной для сборки. Задержка в изготовлении деталей произошла по следующим причинам:а) Большинство оборудования механических цехов было загружено выполнением годовой программы по Маш. А-7.
б) Срыв сроков поставки специнструмента (протяжки и т.п.).
в) Брак по вине заготовительных цехов и др.2. 1-й корпус будет подан в отдел 500 для механической обработки и сборки 22 – 23 декабря 1939 г. Задержка корпуса происходит вследствие отсутствия деталей, которые подает Механический цех отд. 500.3. К сборке отдельных узлов приступили. Сборку агрегатов начнут с 22 – 23 декабря 1939 г».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1632. Л. 200]
Последняя из приведенных оперативных сводок была составлена исполняющим обязанности старшего военного представителя АБТУ РККА на заводе № 183 капитаном П.Ф. Русаковым и 21 декабря 1939 г. отправлена начальнику 8-го отдела АБТУ РККА военному инженеру 1 ранга С.А. Афонину.
Отправляя эту сводку ни П.Ф. Русаков, ни другие военные представители АБТУ РККА на заводе № 183 еще не знали о том, что двумя днями раньше, 19 декабря 1939 г., в «жизни» танка Т-34 произошло одно из судьбоносных событий. В тот день в Кремле состоялось заседание Комитета Обороны при СНК СССР, на котором было принято Постановление № 443сс «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940 году». Данным постановлением танк Т-34 был принят на вооружение Красной Армии, а также были определены заводы для его массового выпуска.
О принятом Постановлении КО № 443сс и его содержании в части, касавшейся завода № 183, руководство завода узнает только через неделю из приказа по Народному комиссариату среднего машиностроения от 28 декабря 1939 г. № 188сс. А до этого, 23 декабря 1939 г., директор завода Ю.Е. Максарев и главный конструктор М.И. Кошкин отправили на имя начальника АБТУ РККА комкора Д.Г. Павлова письмо № СО7490 о состоянии дел по изготовлению опытных танков А-34, в котором сообщалось следующее:
«Броня для машины А-34 уже сделана, как для корпуса так и для башни.Корпус машины уже находится в стадии окончания сборки, башню начнем собирать с 22/XII-с.г.Согласно Вашего указания башня изготовлена для установки пушки Л-11. До нас дошли сведения, что для серийных машин А-34 Вами намечается установка пушки Ф-32. Завод наш до настоящего времени не имеет полностью чертежи пушки Ф-32, а также не имеет и самой пушки, это не дает нам возможности произвести конструктивную разработку установку пушки Ф-32 в машину А-34 и выпустить рабочие чертежи на выше указанную установку.Просим Вас срочно дать указание о высылке на наш завод полного комплекта чертежей пушки Ф-32, а также немедленно дать нам хотя бы одну пушку. Задержки высылки чертежей и самой пушки, чрезвычайно осложнит вопрос о введении машины А-34 в серию с установкой пушки Ф-32».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1632. Л. 201]
Напомним, что именно 76,2-мм танковая пушка Ф-32 была определена в Постановлении КО № 443сс в качестве основного оружия танка Т-34. Решение об установке пушки Ф-32 в новые средние и тяжелые танки было принято в АБТУ РККА еще в сентябре 1939 г., но, тем не менее, по указанию начальника АБТУ РККА Д.Г.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Павлова на опытные танки А-34 устанавливались пушки Л-11. Почему?Работы по созданию для танковых войск РККА новой 76,2-мм танковой пушки, предназначавшейся для замены устаревшей пушки обр. 1927/32 г. (КТ), активно велись с середины 30-х годов. К началу 1939 года наиболее подходящими для танковых войск были две пушки указанного калибра: пушка Л-11, разработанная в Ленинграде на Кировском заводе под руководством начальника Артиллерийского особого конструкторского отдела (АОКО) И.А. Маханова, и пушка Ф-32, разработанная в Горьком на заводе № 92 под руководством главного конструктора завода В.Г. Грабина.
Весной 1939 г. танковые пушки Л-11 и Ф-32 выдержали полигонные испытания на Артиллерийском Научно-Исследовательском Опытном Полигоне (АНИОП) РККА, пушка Ф-32 испытывалась в марте – апреле, а пушка Л-11 несколько позже, в апреле – мае. Результаты полигонных испытаний были всесторонне обсуждены на пленуме Артиллерийского Комитета (Арткома) Артиллерийского Управления (АУ) РККА, состоявшемся 10 июня 1939 г. под председательством заместителя начальника АУ РККА комдива В.Д. Грендаля.
В итоге на пленуме было принято решение рекомендовать пушку Ф-32 для принятия на вооружение танковых войск, «как имеющую преимущества перед пушкой Л-11 в смысле удобства обслуживания и эксплуатации, надежности работы, простоты конструкции, сборки и разборки, а также общей компоновки её для башни танка». Пушку Л-11 было рекомендовано использовать в качестве капонирной установки в укрепленных районах (УР). Однако в связи с тем, что пушка Ф-32 еще не была освоена производством, а потребность АБТУ РККА в новых 76,2-мм танковых пушках была высокой, Артком посчитал возможным, до организации выпуска в требуемом количестве пушек Ф-32, в качестве временной меры устанавливать в средних танках типа Т-28 пушку Л-11.
Во второй половине сентября 1939 г. пушка Ф-32 успешно прошла войсковые испытания под Солнечногорском на Сенежском полигоне ВАММ РККА, и вопрос о принятии ее на вооружение в качестве основной 76,2-мм танковой пушки на момент принятия Постановления КО № 443сс практически был решен. Таким образом, установка пушки Л-11 в танках А-34 была вызвана исключительно тем, что в конце 1939 г. производство пушки Ф-32 еще не было освоено промышленностью. Пушка Л-11 рассматривалась руководством АБТУ РККА как временная, подлежавшая в дальнейшем обязательной замене более совершенной пушкой Ф-32.
Об отправке двух пушек Л-11 на завод № 183 для установки их в танки А-34 военный представитель АУ РККА на Кировском заводе военинженер 2 ранга Г.И. Булгак 29 декабря 1939 г. уведомил свое руководство в Артиллерийском управлении и военного представителя АУ РККА на заводе № 183 письмом № 518с. В акте № 161с, прилагавшемся к письму, было отмечено:
«28 декабря 1939 г. мы нижеподписавшиеся: Ст. Военный Представитель АУ РККА Военинженер 2 ранга БУЛГАК Г.И. и Представители Кировского завода Зам. Нач. цеха СБ-3 т. ЛИПНЕР Н.Г. и Нач. ОТК Отдела № 4 т. КУПЧИН Н.Г., на основании телеграммы Начальника 2 Отдела АУ РККА т. АНИСИМОВА, произвели отправку на завод № 183 (ХПЗ) технически осмотренных и признанных годными 2-х артчастей системы Л-11 в следующем составе:1. Группа 01 в собранном виде – 2 комплекта.
2. Группа 02 в с/виде с аккумул. и выключат. – 2 комплекта.
3. Группа 03 в с/виде с приводом к ножному спуску и щитком – 2 комплекта.
4. Группа 04 в с/виде.Стволы за №№ 633 и 639.Противооткатные устройства №№ 583 и 516 без ЗИПа и чехлов, но с банниками-разрядниками.
Системы укупорены в ящики с укладочными ведомостями».
[РГВА. Ф. 20. Оп. 27. Д. 703. Л. 2]
До наступления нового, 1940, года оставалось два дня. Подводя итоги работы завода № 183 по изготовлению двух танков А-34 в 1939 г., старший военный представитель АБТУ РККА на заводе № 183 военинженер 2 ранга Д.М. Козырев и военный представитель военинженер 3 ранга П.П. Байков в сводке по опытным работам за декабрь 1939 года сообщили следующее:
«I. Конструкторское бюро:а) производилась доработка чертежей по маш. А-34.
б) Велась доработка рабочих чертежей по маш. А-20, которая будет закончена в январе 1940 г.
в) Уточнялись и дорабатывались чертежи отдельных узлов вездехода (33 машины [А-33]).II. Механический цех и сборка.1. Изготовление деталей и сборка агрегатов по машине А-34.В настоящее время состояние работ по этой машине следующее:а) Корпус машины находится на сборке – проводится укладка тяг и приводов.
б) Большинство агрегатов трансмиссии и ходовой части собраны.
в) Задержка выпуска машины может произойти вследствие отсутствия погона и системы Л-11.
г) К прокрутке машина может быть готова 7 – 8 января 1940 года. Срок окончательной готовности машины будет зависеть от наличия вышеуказанных деталей».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 1]
Фактически первый пробный пуск (прокрутка) дизеля В-2, установленного в танке А-34, был произведен 9 января 1940 г. Из оперативной сводки № 10с по машине А-34 на 9 января 1940 г.:
«1. Трансмиссионное отделение и ходовая часть собраны за исключением гусеницы.2. 9 января производили прокрутку машины, в результате прокрутки вышел из строя стартер и было обнаружено биение правого фрикциона, приступили к выяснению и устранению дефектов.3. Заготовки на погон получены. Одна заготовка прошла предварительную обработку и сейчас находится на нарезке зуба.4. До настоящего времени на завод не поступили: крыша башни и система Л-11, что может задержать выпуск машины».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 3]
Предыдущие части цикла: #от_танков_бт_к_танку_т-34
Теги записи: #танк т-34 #т-34 #средний танк #танки второй мировой #великая отечественная война #танки ссср
Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-11-sozdanie-opytnyh-obraztsov-tanka-t-34/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 11. Принять на вооружение в ркка. Опытные образцы танка т-34. Глава 5.