Начало работ по танку А-34
История создания легендарного Т-34 началась с масштабной работы в Харькове на заводе № 183. Основанием послужил договор № 8/678, заключенный с АБТУ РККА 28 сентября 1939 года. Согласно этому документу, заводу предстояло выполнить ряд сложнейших задач в сжатые сроки: к 15 января 1940 года изготовить и подготовить к испытаниям два опытных танка А-34, провести их полигонные и обстрельные испытания, выполнить доработку конструкции и создать полный комплект рабочих чертежей, а также восстановить один из танков после испытаний.
Конструкторский штурм: перерасчет и усиление
Коллектив конструкторского бюро КБ-520 немедленно приступил к работе. Первые же расчеты показали серьезную проблему: из-за увеличения толщины брони корпуса и башни до 45 мм масса нового танка А-34 вырастала более чем на 6 тонн по сравнению с предшественником А-32. Это потребовало не просто доработки, а полного перерасчета всей конструкции и создания нового комплекта чертежно-конструкторской документации (ЧКД). Для решения этой грандиозной задачи в КБ-520 было оперативно сформировано 8 специализированных конструкторских групп.
Ключевые группы и их лидеры
Каждая группа отвечала за свой участок работы, что позволило вести разработку параллельно и максимально эффективно.
- Корпус и башня: Группу возглавлял М.И. Таршинов. Над проектированием корпуса трудились Б.А. Черняк, Г.П. Фоменко, А.Ф. Толстиков и Новикова, а конструкцию башни разрабатывал А.А. Молоштанов. Отдельно вопросами укладки боеприпасов занимались М.А. Набутовский и Н.Т. Якименский, а установкой вооружения – У.Е. Хлопенко.
- Силовая установка: Под руководством Н.С. Коротченко конструкторы А.Я. Митник, Н.П. Горбенко и другие разрабатывали системы для надежной работы нового дизельного двигателя В-2.
- Трансмиссия: Группой руководил Я.И. Баран, который лично занимался коробкой передач. А.И. Шпайхлер работал над фрикционами, ему помогали В.М. Дорошенко и другие инженеры.
- Ходовая часть: Во главе с В.Г. Матюхиным группа создавала узлы гусеничного движителя и подвески. В этой работе также участвовал А.И. Шпайхлер, разрабатывавший конструкцию гусеницы.
- Прочие системы: Отдельные группы занимались приводами управления (П.П. Васильев), электро- и радиооборудованием (В.Я. Курасов), смотровыми приборами (В.К. Байдаков) и общим оборудованием (А.С. Бондаренко).
Главная задача: броневая защита нового уровня
Поскольку завод № 183 не мог изготовить все детали самостоятельно, первоочередное внимание уделялось чертежам для смежных предприятий. Ключевым партнером стал Мариупольский завод им. Ильича, которому предстояло сделать бронекорпуса и башни. Просто увеличить толщину брони А-32 было недостаточно. Перед конструкторами стояла амбициозная задача: обеспечить танку А-34 защиту от снарядов противотанковой артиллерии калибром до 45 мм, в то время как А-32 защищал лишь от крупнокалиберных пулеметов.
Это потребовало кардинального пересмотра конструкции. Например, боковые стенки башни и лобовая деталь корпуса, которые на А-32 были составными (сварными из нескольких листов), для А-34 стали монолитными. Цельные детали обладали значительно большей снарядостойкостью, что было критически важно для выполнения новой задачи.
Копия чертежа переднего левого листа башни (деталь 34.30.002). Первоначальный вариант конструкции боковой стенки башни танка А-34, в металле изготовлен не был.
Копия чертежей заднего левого листа башни (деталь 34.30.004). Первоначальный вариант конструкции боковой стенки башни танка А-34, в металле изготовлен не был.
Производственные трудности в Мариуполе
Комплект чертежей был отправлен в Мариуполь 6 октября 1939 года, а уже на следующий день АБТУ РККА потребовало изготовить два комплекта бронедеталей к 1 ноября. Однако этот срок оказался нереалистичным. Мариупольский завод, подчинявшийся Наркомату судостроения, был загружен заказами на корабельную броню. Производство толстых (45 мм) бронедеталей для танков было для него новым и сложным делом, требовавшим научных изысканий, изготовления специальных штампов и перестройки технологических процессов.
Директор завода А.Ф. Гармашев в письме от 19 октября указал, что оборудование цеха, где делали танковую броню, не приспособлено для работы с такой толщиной, а перегрузка в другой цех сорвет основную судостроительную программу. Фактически подготовка началась в октябре после получения требования АБТУ провести испытания 45-мм плит обстрелом.
Научный поиск: рождение новой броневой стали
Главной технической проблемой стал выбор марки стали. Привычная сталь 1-П («МИЗ») от танков БТ для толстой брони А-34 не подходила. В результате интенсивных исследований металлурги Мариупольского завода под руководством главного инженера В.С. Ниценко выбрали доработанную экспериментальную марку «Х-3» — гомогенную сталь, обработанную на высокую твердость.
В конце октября были составлены временные технические условия на изготовление брони для двух опытных танков. Эта сталь, получившая сначала индекс «МЗ-2» (Мариупольский завод – вторая), позже была включена в марочник как «И-8С», а затем – «8С», и стала основной для серийных Т-34. Более тонкие детали (9-15 мм) решено было делать из уже освоенной стали 1-П.
Технологическая классификация деталей
Изучив чертежи, технологи Мариупольского завода столкнулись с высокой сложностью и трудоемкостью изготовления бронедеталей, требовавших мощного гибочного и штамповочного оборудования. Все детали были разделены на три группы по способу изготовления: плоские, гнутые и штампованные. Спецификация основных броневых деталей приведена в таблице 11.
Предыдущие части: #от_танков_бт_к_танку_т-34
Теги записи: #танк т-34 #т-34 #танки cccр #средний танк #танки второй мировой #великая отечественная война
Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-11-sozdanie-opytnyh-obraztsov-tanka-t-34/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 11. Принять на вооружение в ркка. Глава 1. Опытные образцы танка т-34.