Разработка тяжелого танка ИС-3 стартовала летом 1944 года. Импульсом к созданию новой боевой машины стал тщательный анализ советскими инженерами новейших немецких танков, таких как «Тигр» и «Пантера». Требовалось создать достойный ответ, превосходящий вражескую технику по защите и огневой мощи.
Рождение «Щита Сталина»: гибрид двух проектов
Работу поручили двум ведущим конструкторским бюро. Каждое из них представило свой уникальный проект. Народный комиссар танковой промышленности Вячеслав Малышев, изучив оба варианта, принял гениальное и нестандартное решение: объединить лучшие черты. Корпус с характерной «щучей» лобовой частью, обеспечивавшей выдающуюся снарядостойкость, был взят из одного проекта, а мощная приплюснутая башня — из другого. Так родился облик легендарного ИС-3.
Первые серийные машины сошли с конвейера уже весной 1945 года, однако на поля сражений Второй мировой войны они опоздали. Мир впервые увидел эти грозные стальные исполины 7 сентября 1945 года на параде союзных войск в Берлине. Впечатление на западных военных наблюдателей танки произвели ошеломляющее, продемонстрировав высочайший уровень советского танкостроения.
Боевое крещение: Венгрия, 1956 год
Проверить танк в реальном бою довелось лишь спустя 11 лет, во время подавления антикоммунистического восстания в Венгрии. ИС-3 были брошены на улицы Будапешта. Этот опыт выявил как сильные, так и слабые стороны машины. В условиях городских боев, при отсутствии должного прикрытия пехотой, тяжелые и маломаневренные танки стали уязвимыми целями. Повстанцы, используя «коктейли Молотова», сбрасываемые с крыш и верхних этажей, сумели подбить несколько машин. Экипажи жаловались на тесноту в боевом отделении, затруднявшую действия. Это было первое и последнее масштабное применение ИС-3 в составе Советской Армии.
Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровня (часть 2)..
Испытание пустыней: Шестидневная война 1967 года
Второй серьезной проверкой для танка стала Шестидневная война на Ближнем Востоке. К тому времени ИС-3, состоявшие на вооружении египетской армии, уже считались морально устаревшими. Им противостояли современные израильские танки западного производства — «Центурионы», M48 «Паттон» и модернизированные «Шерманы», превосходившие советскую машину в подвижности, прицельных комплексах и скорострельности.
Сильными сторонами ИС-3 по-прежнему оставались мощная 122-мм пушка и исключительно крепкая броня. Однако в маневренной войне в пустыне эти преимущества часто нивелировались. Ключевую роль сыграл человеческий фактор: уровень подготовки египетских экипажей был низким, а моральный дух — нестойким. Зафиксированы случаи, когда танкисты, опасаясь быть подбитыми, заранее оставляли люки открытыми для быстрого покидания машины. В результате около половины из примерно 70 потерянных Египтом ИС-3 были захвачены израильтянами практически неповрежденными. Те, в свою очередь, оценив надежность трофеев, некоторые из них впоследствии модернизировали и использовали в своей армии.
Выводы и наследие
Танк ИС-3 был создан как «оружие возмездия» для прорыва мощнейшей обороны противника в Европе. Его тактико-технические характеристики идеально подходили для этой роли. Однако в реальности ему пришлось воевать в плотной городской застройке Будапешта и на безграничных песках Синая, для чего он изначально не предназначался. Эти конфликты не позволили машине в полной мере раскрыть свой потенциал, но стали суровой школой, опыт которой был учтен при создании следующих поколений советских танков.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Секретное оружие Сталина: Как танки ис-3 проявили себя в реальном бою.